Нарастание политического кризиса. Временное правительство


Нарастание Политического кризиса

Война породила кризис, который самодержавие было не в состоянии разрешить. Отсутствие последовательной экономической политики — лишь один из аспектов политического бессилия правительства. В обстановке военного и экономического кризиса Николай 11 взял на себя верховное командование вооруженными силами, что в условиях национального поражения превращалось в самоубийство самодержавия. Он перестал управлять страной, положившись на императрицу Александру Федоровну. В течение 1916 г. власть, казалось, полностью разложилась. Становилось очевидным, что самодержавие потеряло способность управлять страной и вести войну. Ситуацию в 1915—1916 гг. можно охарактеризовать как общенациональный кризис. Война обнажила неспособность правительства к реформам.

В Государственной думе в августе — сентябре 1915 г. большинство депутатов под руководством октябристов и кадетов образовали Прогрессивный блок во главе с П.Н. Милюковым, главным пунктом программы которого стало формирование «министерства общественного доверия», способного довести войну до победного конца. 16 сентября Николай II приказал временно закрыть сессию Думы. К моменту созыва следующей сессии Думы сложилась такая политическая ситуация, что даже правые националисты открыто выражали недоверие правительству.

Либералы были единодушно против народного восстания, опасаясь, что массы пойдут за представителями крайне левых течений, а это еще больше подорвет усилия страны, направленные на ведение войны, и заняли выжидательную позицию. Февральская революция разразилась стихийно. Ее размах и быстрота победы стали неожиданными для всех политических группировок.

Победа Февральской революции датируется 27 февраля 1917 г.; она, как и первая русская революция, носила буржуазно-демократический характер, решала задачи свержения самодержавия, введения демократических свобод, а также аграрный, рабочий, национальный вопросы. Потеряв поддержку в войсках (все командование фронтами высказалось за отречение), Николай II 2 марта 1917 г. отказался от престола за себя и за сына Алексея в пользу брата Михаила. В свою очередь Михаил заявил, что полномочия по решению вопроса о власти он передает в руки Учредительного собрания.

Временное правительство

В стране установилось «двоевластие», которое означало одновременное существование двух противопо­ложных по своим целям органов власти: опиравшееся на буржуазные, «цензовые» элементы Временное правительство и выражавший интересы трудящихся Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Петроградский Совет во главе с меньше­виками Н.С. Чхеидзе и М.И. Скобелевым и эсером А.Ф. Керенским был образован после победы восстания в Петрограде 27 февраля 1917 г. В тот же день был создан Временный комитет Государственной думы во главе с председателем Думы М.В. Родзянко. Таким образом, с одной стороны, образовался лагерь правительства, сословных учреждений (земства, городские думы) и буржуазных партий (кадеты, октябристы), с другой — так называемый демократический лагерь (эсеро-меньшевистские советы, социалистические партии, профсоюзы).

Петроградский Совет передал все полномочия по созданию революционного правительства Временному комитету Государственной думы. Руководители Совета, среди которых преобладали меньшевики, не были готовы взять всю полноту власти в свои руки. Они считали, что, поскольку революция еще не прошла «буржуазную фазу», деятельность представителей социалистических партий дискредитирует революционное движение. Поэтому руководство Совета заключило соглашение с буржуазными партиями и отказалось от участия в правительстве, сформированном Думой, хотя и признало его законным. В основе достигнутого соглашения лежало условие, что Совет будет поддерживать правительство лишь в той мере, в какой оно будет проводить одобренную им демократическую программу и обеспечит созыв Учредительного собрания. За исключением большевиков, выдвинувших в апреле 1917 г. лозунг «Вся власть Советам!», все социалистические течения одобрили условия соглашения.

До возвращения В.И. Ленина большевики занимали умеренную позицию в отношении Временного правительства и считали буржуазно-демократическую революцию не завершенной. Иных взглядов придерживался Ленин. Сообщение о падении монархии застало его в Швейцарии. Вернувшись 3 апреля 1917 г. из эмиграции, В.И. Ленин в так называемых Апрельских тезисах поставил перед партией большевиков задачи перехода от буржуазного к следующему, социалистическому этапу революции. Он исходил из того, что пришедшая к власти буржуазия неспособна решить ни один из основных вопросов революции, и выдвинул лозунг передачи всей полноты власти Советам.

2 марта было объявлено о созданий Временного правительства во главе с близким к кадетам князем Т.Е. Львовым. Пришедшее к власти Временное правительство преследовало цель установить в России парламентский строй по западному образцу путем обновления государственных институтов, предоставив проведение структурных реформ Учредительному собранию. Временное правительство объявило себя на переходный период, до созыва Учредительного собрания, верховной законодательной и исполнительной властью в стране.

Декларация Временного правительства от 3 марта 1917 г. утвердила меры, необходимость которых стала очевидной в результате победы революции: провозглашение гражданских свобод (слова, печати, союзов и собраний), политическую амнистию, необходимость созыва Учредительного собрания, отмену смертной казни, прекращение всяких сословных, национальных и религиозных ограничений, обещание автономии национальным меньшинствам. В течение марта 1917 г. Временное правительство издало серию декретов и постановлений, направленных на демократизацию страны. Был принят самый демократичный закон о выборах в Учредительное собрание, гарантировавших всеобщие, прямые, равные выборы при тайном голосовании. Женщины уравнивались в правах с мужчинами.

Правительство осуществило реформу местного самоуправления и передало власть на местах земствам. Это сопровождалось отставкой всех губернаторов и упразднением института земских начальников. Указ от 5 марта 1917 г. юридически закреплял политическую власть буржуазии на местах. Председатели земских управ стали комиссарами Временного правительства. С помощью земской реформы буржуазии удалось создать единообразную систему местного управления и увеличить влияние земских учреждений на политическую жизнь.

В аграрном вопросе Временное правительство ограничилось тем, что передало «земли, принадлежавшие царской семье, в государственную собственность в ведение министерства земледелия. Свержение самодержавия подтолкнуло крестьян к захвату помещичьей земли и погромам имений. Самочинные захваты помещичьих земель были объявлены незаконными. В мае 1917 г. правительство созвало I сессию Главного земельного комитета, которому была поручена подготовка аграрной реформы. Однако окончательное решение аграрного вопроса считалось исключительной прерогативой Учредительного собрания. Только большевики и левые эсеры призывали крестьян к немедленным действиям. Созданные в ходе революции Советы кресть­янских депутатов на основе 242 местных крестьянских наказов подготовили и опубликовали единый «Крестьянский наказ о земле», требовавший отмены частной собственности на землю, который впоследствии лег в основу принятого большевиками после прихода к власти Декрета о земле.

Временное правительство столкнулось, с трудностями в решении продовольственного вопроса. Катастрофическая нехватка хлеба заставила правительство 25 марта 1917 г. пойти на введение государственной хлебной монополии. Все запасы хлеба, за вычетом необходимого минимума, и будущий урожай были объявлены собственностью государства. Хлеб полагалось сдавать по твердым ценам через местные продовольственные комитеты, но расчеты на добровольную сдачу хлеба не оправдались. Однако Временное правительство не решалось на принудительное изъятие хлеба вплоть до осени 1917 г. Применение правительством силы при изъятии оттолкнуло от него крестьян и побудило их поддержать левую оппозицию.

Временное правительство легализовало возникшие в ходе революэции фабрично-заводские комитеты и профсоюзы рабочих. Летом 1917 г. был сформирован Всероссийский Центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС). Но закон о восьмичасовом рабочем дне, одно из коренных требований рабочих, так и не был принят. В сложившихся условиях инициатива сокращения рабочего дня до восьми часов шла от самих Петроградских предпринимателей. Промышленники пошли и на другую уступку — повышение заработной платы, которое, впрочем, составило не более 20%, тогда как стоимость жизни выросла с 1914 г. втрое. Легализованные фабрично-заводские комитеты начинали постепенно объединяться и выдвигать более радикальные требования, высказываясь за переход всей власти Советам. С апреля 1917 г., когда проблема войны вышла на первый план, рабочие показали себя самыми горячими сторонниками «мира без аннексий и контрибуций».

Что касается солдат, то они больше всего желали окончания войны и открыто выражали антивоенные настроения, опасаясь, что Временное правительство будет эксплуатировать патриотизм в своих целях — использовать армию для подавления революционных выступлений. 1 марта 1917 г. Петроградский Совет издал Приказ № 1 по гарнизону Петроградского округа, который подчинил войска Совету. Для этого во всех частях были созданы выборные солдатские комитеты, контролировавшие действия офицеров. Боевое оружие находилось в непосредственном распоряжении комитетов. Приказ отменял отдание чести, титулование офицеров и генералов «ваше благородие», «ваше превосходительство», обращение к солдатам на «ты». Положения Приказа вскоре распространились на все вооруженные силы страны. Эти меры, рассчитанные на их демократизацию, обеспечили Советам поддержку со стороны солдат, но повлекли в условиях войны падение воинской дисциплины и снижение боеспособности русской армии.

Своей важнейшей задачей Временное правительство считало вы­полнение союзнических обязательств и продолжение вместе со странами Антанты войны против германского блока до победного конца. С самого начала Первой мировой войны в лагере либеральной оппо­зиции происходило усиление различных форм национализма, направ­ленного за пределы империи (панславизм или неославизм), что свидетельствовало о стремлении к завоеваниям. Старые мечты о Константинополе, в прошлом обосновывавшиеся религиозными, мистическими и идеологическими мотивами, получили теперь экономическую основу: установление контроля над проливами Босфор и Дарданеллы служило интересам тех кругов, которые могли бы экспортировать зерно и прокат черных металлов через южные порты страны. Это стремление закрепить за собой, подобно мировым державам, зону влияния свидетельствовало о том, что российская экономика вступила в новую, империалистическую стадию.

20 апреля 1917 г. министр иностранных дел Временного правительства П.Н. Милюков направил дипломатическую ноту всем союзникам, в которой четко излагалось намерение России вести войну до победного конца. Начиная с апреля и вплоть до октября 1917 г. проблема войны стояла в центре политических требований и служила катализатором революционного процесса.

Февральская революция дала решающий импульс национальным движениям. Эти движения нарастали по мере развития революции и выдвигали радикальное требование — право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Так, независимости ждали Польша, Финляндия, Литва и Латвия. Некоторые национальности требовали автономии, полагая, что она позволит им решить собственные проблемы в рамках демократического государства и впоследствии подготовить отделение.

Перед лицом угрозы распада государства правительство исходило из идеи сохранения «единой и неделимой России» и приняло лишь самые необходимые либеральные меры, которые должны были смягчить крайние требования «инородцев». 6 марта 1917 г. был опубликован манифест, восстанавливающий автономию Финляндии. За ним последовала декларация о создании в будущем независимой Польши, которая в тот момент была оккупирована Германией, а потому декларация ни к чему не обязывала Временное правительство. Постановка вопроса об автономии Украины, выход которой лишал Россию положения великой державы, вызвала в июне 1917 г. правительственный кризис. Окончательное решение вопросов самоопределения наций откладывалось до созыва Учредительного собрания.

20 марта 1917 г., в ответ на требование Петроградского Совета обеспечить «инородцам» возможность «свободно развивать свою национальность и свою культуру», Временное правительство приняло закон «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений». Закон предоставил «инородцам» свободу передвижения, право собственности, право на выбор профессии, право быть избирателем, право обучения, на родном языке. Были отменены «черта оседлости», «процентная норма» и другие формы дискриминации.

Революционные перемены коснулись русской православной церкви. В августе 1917 г. Всероссийский Поместный собор, открывшийся в Успенском соборе Московского Кремля, впервые после 217-летнего перерыва избрал патриарха. Синодальный период истории русской церкви кончился.

Вскоре события показали, что Временное правительство не намеревалось выполнять требования рабочих, солдат, крестьян и национальных меньшинств. Весной — осенью 1917 г. наблюдается нарастание общенационального кризиса. Правительство катастрофически теряло свою популярность на фоне радикализации масс, что особенно ярко проявилось в ходе четырех правительственных кризисов. Все они так или иначе были связаны с вопросом о продолжении войны. Первый, апрельский кризис привел к отставке П.Н. Милюкова после его ноты от 20 апреля 1917 г. о выполнении Россией союзнических обязательств и к созданию 5 мая первого коалиционного правительства с участием наряду с либералами умеренных социалистов — меньшевиков и эсеров.

Июньский приказ о наступлении на Юго-Западном фронте, закончившемся полной неудачей, повлек распад первого коалиционного правительства 2 июля 1917 г. Вслед за этим (24 июля) была создана вторая коалиция, главой которой стал А.Ф. Керенский (трудовик, с марта 1917 г. — эсер) и которая просуществовала до 26 августа. Ввиду начавшегося немецкого контрнаступления на фронте правительство на­правило часть Петроградского гарнизона на фронт, что вызвало всеобщее возмущение в столице.

Последующие события в Петрограде получили название июльского кризиса. На вооруженной демонстрации в Петрограде (3—4 июля), поддержанной большевиками, преобладали антивоенные лозунги и призывы к передаче власти Советам. Разгон демонстрации войсками Временного правительства имел самые серьезные последствия для дальнейших судеб революции. Он означал окончание двоевластия и поражение Советов. Большевики снова оказались на нелегальном положении, был отдан приказ об аресте В.И. Ленина. Ситуация вела к установлению военной диктатуры.

25 августа новый Верховный главнокомандующий генерал Л.Г. Корнилов двинул войска на Петроград, потребовав отставки Временного правительства, что означало попытку правого государственного переворота. А.Ф. Керенский объявил Корнилова мятежником и отстранил его от должности главнокомандующего. По призыву Керенского на защиту Петрограда выступили революционные солдатские и матросские части, которые остановили наступление Корнилова. Таким образом, корниловский мятеж провалился, но вызвал новый правительственный кризис и создание третьей правительственной коалиции (25 сентября). Таким образом, двоевластие и неизбежные в условиях противостояния властей кризисы правительства в конечном счете привели к параличу власти и полному недоверию трудящихся к Временному правительству. И хотя 1 сентября 1917 г. Россия была провозглашена республикой, это не укрепило положения правительства.

Рост влияния большевиков как политической силы объяснялся массовым принятием широкими слоями общества большевистских лозунгов, среди которых — создание правительства без буржуазии и «Вся власть Советам!». Началась большевизация столичных Советов. Не абстрактные, непонятные массам социалистические идеи привлекли их к большевикам, а надежда получить мир и землю. В условиях краха всех созданных революцией институтов осенью 1917 г., когда государственная власть уступила место множеству комитетов, советов и совещаний, большевики приняли тезис В.И. Ленина о возможности победы социалистической революции в одной, отдельно взятой стране, являющейся слабым звеном в цепи империализма.

Для подготовки вооруженного восстания были предприняты организованные и энергичные действия. Военно-революционный центр, в который вошли И.В. Сталин, Я.М. Свердлов, Ф.Э. Дзержинский, руководил политической подготовкой восстания, а Военно-революционный комитет во главе с Л.Б. Троцким осуществлял военное руководство. Победа восстания 25 октября 1917 г. означала победу социалистической революции в России. На II Всероссийском съезде Советов было объявлено о низвержении Временного правительства и переходе всей власти в руки Советов.

Идея социализма родилась в капиталистическом обществе, в лоне европейской культуры. По замыслу создателей теории социализма, он должен был вобрать в себя все завоевания буржуазного общества с его демократическими традициями и автономией личности. Однако социализм был провозглашен в стране, почти не имевшей опыта свободного предпринимательства, с отсутствием правовой культуры и политического опыта у масс, лишь недавно освободившихся от крепостной зависимости, почти поголовно (около 70%) неграмотных, с многовековой традицией подчинения деспотизму и неизжитыми царистскими иллюзиями, с утопическими представлениями о социализме.

В октябре 1917 г. наступил новый, советский период российской истории, который означал победу радикального, революционного общественного движения. В отличие от либеральных преобразований, которые не допускают полного разрушения исторических государственных форм, а изменяют их путем устранения отживших институтов, революция чаще всего уничтожает основные элементы старого строя, не затрагивая при этом сущности любой государственной власти — силы, и создает предпосылки к тому, чтобы государственная власть, не будучи ограничена ничем после отпадения традиционных институтов, в дальнейшем- неизбежно проявляла себя как власть революционной диктатуры.

5/5 - (1 голос)


: 3 комментария
  1. nehamster

    Во Временном правительстве было немало людей, которые желали добра своей стране. Но этот орган не добился ощутимых результатов ни в одной области жизни, потому что одного желания в политике всегда мало. Керенский, Львов и их сподвижники не имели необходимых навыков и не были готовы принять руководство пятой частью суши. Хороший урок для любой области жизни: одного рвения мало, нужен ещё профессионализм.

  2. Дээскович

    На мой взгляд, помимо профессионализма, для управления в такие кризисные годы необходимо еще и умение быстро и решительно действовать, оперативно реагируя на окружающую обстановку. Именно оперативное приспособление к текущим обстоятельствам помогло большевикам, не имевшим вначале особой поддержки населения, прийти к власти и суметь ее удержать.

    1. Светлана

      Полностью согласна, крайние меры и готовность им следовать действительно являлись отличительной чертой политической программы большевиков. Временное правительство, какими благими намерениями не руководствовались бы его члены, действовали крайне вяло и нерешительно. Стремясь сохранить видимость равновесия, члены правительства вызвали еще больший раскол в обществе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *