Русская литература — одна из самых молодых европейских литератур. Появившись в XVIII веке, она примерно сто лет находилась в юношеском, ученическом состоянии. В это время писатели копировали и усваивали европейские формы, лишь иногда делая робкие попытки приспособить их к российской действительности.
В начале XIX века появляется настоящая национальная русская литература. Начавшись с романтизма и немного сентиментализма, она очень быстро освоила реалистическое направление. Теперь писатели, поэты и драматурги писали живым русским языком, правдиво изображали действительность страны и изучали её.
Отныне писатели изучали и собственную литературу — появилась профессиональная критика. Довольно быстро она преодолела чисто эстетические рамки: литературные критики стали рассуждать о судьбах страны, сущности российского государства, затрагивали в своих работах темы политики и экономики.
Всё это было отражением самой сущности новой (на тот момент) литературы. В предыдущем столетии литература понималась исключительно как невинное дворянское развлечение. Теперь же она представляла собой в первую очередь публицистику, обмен каким-то определённым жизненным опытом, метод познания действительности и её изменения. Она же стала одним из методов политической борьбы.
Периодизация золотого века русской литературы
Выражение «золотой век нашей словесности» впервые употребил Пётр Плетнёв — поэт и критик пушкинской эпохи. Из-за этого термин долгое время применяли для обозначения данного литературного периода — первая треть XIX века. Впоследствии понятие распространилось на всю русскую литературу XIX века. Считается, что началом эпохи была деятельность А. С. Пушкина, а концом — смерть Чехова или Тютчева.
Существовало несколько подходов к периодизации русского «золотого века». Чаще всего применяли хронологический принцип, причём наибольшего распространения получили двухчастная (первая и вторая половина XIX века) и трёхчастная (первая, вторая и третья треть века) модели. Также его пытались делить по царствованиям и по ведущим писателям.
В СССР получила хождение «ленинская» модель: литературу золотого века принято было делить на «дворянский», «разночинный» и «пролетарский» периоды. Такая схема очень удобна, однако не совсем верно отражает сущность каждого периода. Ещё один вариант — деление по жанрам; здесь первый этап русской литературы золотого века — расцвет поэзии, а второй — расцвет крупных эпических жанров, особенно романов.
Писатели пушкинской эпохи
А. С. Пушкин считается творческим и идейным центром всего золотого века русской литературы, а также его первой трети. В этот период те правила, по которым действовала русская литература в дальнейшем, только закладывались. Необходимо было изобретать язык литературы, её жанровое своеобразие, идейное наполнение. Считается, что в целом этот процесс завершился в творчестве Пушкина.
Однако этот период отмечен деятельностью и других писателей и поэтов, которые также входят в число основоположников русской национальной литературы. Прежде всего это время поэзии. В поэтической форме представлены не только лирические, но также драматические и эпические произведения — например, баллады Жуковского, сказки Пушкина и такой уникальный жанр, как роман в стихах («Евгений Онегин»).
Писатель | Характеристика | Произведения |
---|---|---|
Александр Пушкин 1799 — 1837 | Основоположник русской национальной литературы, «солнце русской поэзии». Прославился своей поэзией, прозой и драматургией. Пушкин заложил основы русского литературного языка, оформил поэтический и прозаический стиль русской словесности. Он же выдвинул первого национального литературного героя — Евгения Онегина, типичного представителя населения России в свою эпоху. Влияние Пушкина так или иначе испытали все остальные писатели и поэты XIX и во многом ХХ века. Пушкин известен также историческими работами, в первую очередь исследованием Пугачёвского бунта. | «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Памятник», «Медный всадник», «Бахчисарайский фонтан», «Анчар», «Телега жизни». |
М. Ю. Лермонтов 1814 — 1841 | Один из крупнейших русских поэтов и одна из ключевых фигур русского романтизма. Создал образ бунтующей, вечно недовольной действительностью личности. Его герои то пытаются активно бороться с гнетущей действительностью, то стараются убежать от неё — в дальние страны или в романтические грёзы. Создал произведение «Герой нашего времени», которое в определённом смысле является «собственной версией» пушкинского романа «Евгений Онегин». | «Мцыри», «Смерть поэта», «Герой нашего времени», «Парус», «Бородино», «Хаджи-Абрек», «Демон», «Песня про купца Калашникова». |
Иван Крылов 1769 — 1844 | Русский публицист, поэт и баснописец. Один из самых старших по возрасту писателей пушкинской эпохи. Басни принесли ему наибольшую известность. Басни Крылова не являются переводом или «пересказом» классических (античных и французских) произведений этого жанра, как это было ранее, а вдохновлены наблюдаемой писателем действительностью; в них используются понятные русскому читателю образы, язык басен простой и доходчивый. Строки многих басен Крылова стали крылатыми выражениями. | «Волк на псарне», «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Кот и повар», «Демьянова уха»; Пьесы: «Кофейница», «Бешеная семья», «Американцы», «Триумф». |
Василий Жуковский 1783 — 1852 | Русский поэт, представитель романтизма. Был одним из главных учителей и предшественников Пушкина. Жуковский выступил реформатором русской поэзии: употреблял разностопные строки, экспериментировал со стихотворными размерами, усовершенствовал русский гекзаметр. Жуковский ввёл в русскую литературу белый стих, над которым сначала потешался молодой Пушкин, а затем и сам стал его использовать. Однако за всю свою жизнь Жуковский почти не создавал оригинальных произведений: большинство его творений — это либо переводы, либо «переработки» зарубежных произведений. Впрочем, в этом тоже есть заслуга писателя — он познакомил русского читателя с миром европейской романтической литературы. И уж тем более заслугой Жуковского является его перевод «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Жуковский был и видным религиозным мыслителем. Одним из первых в России он стал открыто говорить о недопустимости смертной казни с христианской точки зрения; он же советовал Пушкину отредактировать свои произведения, в которых критиковалась религия или церковь. | «Светлана», «Ундина», «Агасвер», «Вечер». |
Александр Грибоедов 1795 — 1829 | Русский писатель и дипломат. Главное произведение, прославившее его, — комедия в стихах «Горе от ума». В ней выведен герой, который единственный из всех персонажей сохраняет рассудок и поэтому противостоит миру глупцов, лжецов и лицемеров. Произведение разошлось на цитаты и не теряет своей актуальности даже в наше время. | «Горе от ума»; «Дмитрий Дрянской» (пародийное сатирическое произведение), «Молодые супруги» (пародия на популярные в то время французские «семейные» комедии). |
Евгений Баратынский 180 — 1844 | Самый загадочный, оригинальный и недооценённый поэт пушкинской эпохи. Создавал глубокие философские стихотворения, которые долгое время оценивались публикой невысоко. Кардинальный пересмотр значения Баратынского произошёл в годы Серебряного века. Баратынский отличался независимостью и своеобразными взглядами на творчество и окружающую действительность. Он не участвовал в деятельности литературных кружков, а в споре славянофилов и западников резко критиковал и тех, и других. | «Сумерки», «На посев леса», «Фея», «Оправдание», «Мы пьём в любви отраву сладкую». |
Русская литература второй четверти XIX века
Вторая четверть девятнадцатого века — это время жёсткого правления Николая I. Оно ознаменовалось разгромом декабристского движения, реакционной внутренней политикой, ужесточением цензуры и преследованием неугодных царю литераторов. Граф Уваров предложил формулу «Православие, самодержавие, народность», которая стала официальной идеологией страны.
В этот период пробуждается интерес к прозаическим произведениям. Центральным автором этих лет становится Николай Гоголь. Возникают новые типы литературных героев: «маленький человек», «лишний человек».
Оформились два противоположных лагеря общественной мысли — западники и славянофилы. Заложенный ими спор, по сути, не прекращался никогда, вплоть до нашего времени.
Писатель | Характеристика | Произведения |
---|---|---|
Николай Гоголь 1809 — 1852 | Представитель романтизма и реализма, один из основоположников «литературы абсурда». В начале своей карьеры покорил петербургскую публику малороссийской «экзотикой». В зрелый период ввёл в русскую литературу образ «маленького человека» («Шинель»), а также создал прозаическую «поэму» о русской действительности «Мёртвые души». Также один из первопроходцев «литературы ужаса» в России. | «Шинель», «Нос», «Портрет», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мёртвые души», «Ревизор». |
Александр Герцен 1812 — 1870 | Русский писатель, философ и революционер, один из ключевых представителей движения «западников». Главное его произведение — философский роман «Кто виноват?». Это одно из первых произведений русского реализма. | «Кто виноват?», «Сорока-воровка». |
Алексей Хомяков 1804 — 1860 | Русский поэт, публицист и философ, основоположник «славянофильства». Развивал особый религиозно-философский взгляд на жизнь и на историческое развитие общества. Критиковал западный строй общества и его ценности, настаивая на «особом пути» России. | «О старом и новом», «Ермак» (историческая драма). |
Владимир Одоевский 1804 — 1869 | Русский писатель и один из первых русских музыковедов. В ранний период увлекался мистицизмом, но впоследствии разочаровался в нём и увлёкся естествознанием. Один из первых русских писателей-фантастов. В утопическом романе «4338-й год» предсказал появление фотографии, воздушного транспорта, космических путешествий, интернета и социальных сетей. В современной России наиболее известна его сказка «Городок в табакерке», отражающая интерес Одоевского к механике. Одоевский горячо приветствовал прогрессивные реформы Александра II. | «4338-й год», «Городок в табакерке». |
Русская литература второй половины XIX века
Вторая половина XIX века ознаменовалась развитием капиталистических отношений. Значительный толчок для развития получили крупные города, открывались новые заводы и фабрики. Рост городов способствовал повышению уровня образования населения. Наконец, император Александр II провёл долгожданные либеральные реформы, существенно изменившие российскую действительность. Активизировалась и общественно-политическая борьба, особенно движения социалистов и анархистов.
В литературе в это время происходит поворот к крупным прозаическим жанрам — романам и эпопеям. Достигает расцвета русский психологический роман, который приобретает мировое признание. Наступает эпоха критического реализма.
Писатель | Характеристика | Произведения |
---|---|---|
Иван Тургенев 1818 — 1883 | Один из крупнейших русских писателей-реалистов, оказавший влияние не только на русскую, но и на мировую литературу. Тургенев первым в русской литературе стал изучать личность «нового человека» — «шестидесятника». Ввёл в литературу образ нигилиста (Базаров), а также впервые изобразил в качестве героев простых людей, в том числе крепостных, представив их с положительной стороны. Сочувствие к людям «низкого звания» навлекло на Тургенева гнев «охранителей режима», из-за чего произведения Тургенева запрещались к публикации. | «Ася», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Муму», «Записки охотника», «Новь». |
Фёдор Достоевский 1821 — 1881 | Один из самых значимых русских писателей-реалистов. Довёл до совершенства русский психологический роман. Достоевского называют и одним из родоначальников экзистенциальной литературы. При этом Достоевский был глубоким мыслителем, взгляды которого со временем претерпевали существенные изменения. В ранние годы он был вполне либеральным человеком и даже состоял в «террористическом» кружке «петрашевцев»; но с годами он перешёл на сторону крайнего религиозного консерватизма и стал убеждённым монархистом. Во многих произведениях Достоевского в центре внимания находится трагедия человеческой личности, её нравственное падение и «спасение». Показана связь внутреннего мира человека и мира внешнего, их взаимное влияние. | «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Записки из Мёртвого дома», «Бедные люди», «Бесы». |
Лев Толстой 1828 — 1910 | Один из важнейших русских писателей и мыслителей, религиозный философ. Создал одни из самых объёмных, глубоких и содержательных романов в мире. Религиозно-философские взгляды Льва Толстого стали основой для религиозного движения, названного толстовством. В своих взглядах Лев Толстой был одновременно консерватором и либералом. Так, его отношение к женщине, к семье, к крестьянской общине было слишком традиционным. Но при этом он отрицал мистику, сословный строй и социальное неравенство, из-за чего был отлучён от РПЦ. Лев Толстой был одним из литературных долгожителей. Родившись в первой трети XIX века, он дожил до начала ХХ, своими глазами увидел научно-технический прогресс, в том числе делал записи своих речей на фонографе, увидел он и первую русскую революцию. С юных лет и до конца жизни он вёл дневник, который должен был послужить средством для духовного самосовершенствования. | «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»; трилогия — «Детство», «Отрочество», «Юность»; «После бала», «Хаджи-Мурат», «Живой труп». |
Николай Некрасов 1821 — 1877 | Русский писатель революционно-демократического направления, предприимчивый издатель. Много лет возглавлял журналы «Современник» и «Отечественные записки». Некрасов посвящал своё творчество страданиям простого народа, тяготам крестьянской жизни, критике государственного устройства. В русскую литературу он внёс элементы фольклора и живого народного языка. Некрасов первым начал соединять в одном стихотворении мотивы элегии, лирики и сатиры. | «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Ода генералу Муравьёву». |
Фёдор Тютчев 1803 — 1873 | Русский поэт и дипломат. Известен небольшими по размеру стихотворениями, которые в некотором смысле продолжали традицию торжественной оды XVIII века. Свои стихи Тютчев часто писал «на злобу дня», посвящал их значимым событиям в общественной жизни. | «Лебедь», «Как океан объемлет шар земной…», «Есть в осени первоначальной…», «Два голоса», «Silentium!». |
Михаил Салтыков-Щедрин | Писатель-сатирик, журналист, видный государственный чиновник (рязанский и тверской вице-губернатор), редактор «Отечественных записок». В своих произведениях высмеивал пороки общества, критиковал государственный режим. Несмотря на принадлежность к знатному дворянскому роду, духовно был близок простому народу, за что подвергался критике царского правительства и был отправлен в ссылку. В романе «История одного города» сказались пророческие мотивы: описанные события очень сильно напоминают события из истории СССР (введение двух праздников вместо множества прежних, «кукурузная кампания» Хрущёва, внешность, манеры и политическая деятельность Сталина и т. д.). | «История одного города», «Пошехонская старина», «Помпадуры и Помпадурши», «Господа Головлёвы». |
Иван Гончаров 1812 — 1891 | Русский писатель и дипломат. В своём главном романе «Обломов» показал целое социальное явление, которое впоследствии было названо «обломовщиной». В образе малоподвижного, безынициативного, упитанного барина-лежебоки Гончаров, по сути, показал отсталую, неразвитую Россию и всё то, что мешает ей развиваться. | «Обломов», «Обыкновенная история», «Обрыв». |
Антон Чехов 1860 — 1904 | Русский писатель и драматург, врач, волонтёр-благотворитель. Прославился как мастер короткого рассказа. Многие его рассказы — юмористические, но есть и более серьёзные. В драматургии Чехов выступил смелым новатором, хотя его новшества были оценены не сразу; в своих пьесах он показывал реальную жизнь с обилием бытовых подробностей, строя вокруг этого главный смысл произведения. | «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Чайка», «Дядя Ваня»; «Лошадиная фамилия», «Хамелеон», «Человек в футляре», «Сказки Мельпомены». |