Старые и новые порядки во время правления Екатерины II


Об императрице Екатерине Великой историки отзываются по-разному. Одни поют оды ее образованности, гуманности, попыткам превратить Российскую империю в развитое государство, населенное грамотными, умными жителями, охотно принимающими единоличную власть мудрого, справедливого монарха.

Другие же указывают на двойственность и лицемерие, ставшие характерными чертами екатерининского века. На бумаге провозглашалось одно, в жизни происходило совершенно иное. Посмотрим, как «матушка Екатерина» в действительности изменила вверенную ей огромную страну: что сумела сделать, а что ей не удалось.

Реформы царицы Екатерины Алексеевны

Чтобы было понятнее, какие нововведения появились на Руси, давайте сделаем небольшую табличку, где проведем параллели: что было, что стало.

Сфера жизни государства

Что было до воцарения Екатерины

Реформы просвещенной монархии

Административное деление

Государство территориально делилось на крупные единицы: губернии, которые. в свою очередь, дробились на провинции, а те – на уезды. Такой неповоротливой системой сложно управлять.

Деление стало более четким: губернии и уезды. Во главе каждой губернии стоял генерал-губернатор, назначаемый императрицей. Контроль за деятельностью губернской власти облегчен и ужесточен.

Застройка городов (большинства) шла хаотично, что затрудняло внутреннюю жизнь, осложняло торговлю, ухудшало внешний вид.

Застройка стала проводиться по регулярным планам, города обрели гораздо более аккуратный, опрятный вид, в них стало легче ориентироваться.

Законодательные реформы

Более 100 лет не менялись законы. Многие из них устарели, не соответствовали реалиям современного общества.

Созвана Уложенная комиссия для разработки нового свода законов. Она должна была учесть как пожелания императрицы, так и «глас народа» — представителей всех сословий, кроме самого многочисленного и бесправного – крепостных крестьян. Однако новый свод законов комиссия не выработала – императрица распустила ее.

Средоточием законодательной власти был Сенат

Полномочия сената урезаны, отныне законодательную власть делят между собой Екатерина и секретари.

Сословное деление, права разных слоев населения

Дворяне, являясь привилегированным сословием, все же имели кое-какие обязанности: несли службу. У крестьян формально было право жаловаться на своих господ, обучаться в высших учебных заведениях, занимать важные государственные посты.

«Жалованная грамота дворянству» закрепила за дворянами исключительные права. Власть открыто признавала эту прослойку общества своей опорой. Рождение дворянином давало возможность не служить, заниматься чем угодно, практически не платить налогов. Судить дворянина мог только дворянский суд. Телесные наказания для этой категории граждан исключались. Лишить дворянства было практически невозможно.

Купечеству также давались определенные привилегии в «Жалованной грамоте городам», что способствовало развитию торговли и промышленности.

Крепостные крестьяне окончательно превращались в рабов: помещик мог судить их сам, мог истязать, ссылать в Сибирь, отдавать в рекруты, продавать без земли. Жалоба крестьянина на помещика преследовалась законом, «виновного» жестоко наказывали.

Отношения государства и церкви

Православная церковь являлась одной из опор самодержавия. В обмен на это ей предоставлялись земли, крестьяне. Она сохраняла некоторую автономию.

Государство превратило церковь в рычаг власти, лишив ее свободы, запретив владеть крепостными крестьянами. Была проведена секуляризация церковных земель.

Образование

Светское образование практически отсутствовало. Несмотря на все старания Петра Первого внедрить четкую систему обучения, по сути этого не было сделано. Женское образование вовсе было бессистемным, домашним.

Екатерина попыталась создать некую стройную систему из нескольких ступеней. Так, первой ступенью была годичная приходская школа. второй — уездное училище (2 года), третьей – гимназия (4 года), затем университет. Екатерина способствовала созданию женских образовательных учреждений. Одно из первых – Смольный институт благородных девиц.

Прочее

Упор на православие.

Формально провозглашена свобода всем конфессиям.

Реформ было много, они затронули различные области жизни. Но каков оказался итог?

К чему привели реформы Екатерины

Основной итог царствования «матушки Екатерины» — Россия окончательно сформировалась как государство с единой самодержавной властью, которая держалась на мощной поддержке дворянского сословия. Екатерина искренне пыталась вывести страну из «дремучего леса» неграмотности, косности, формально следуя заветам Петра Первого. Однако она ошибочно полагала, что это можно сделать, воспитав и «усовершенствовав» в духе идей Вольтера и Монтескье один класс населения, и этот класс возьмет на себя функции преобразователя общественной жизни. При этом одной рукой императрица открывала двери, образно говоря, в мир света и свободы, а другой крепко держала вожжи, давая понять, при любом раскладе последнее слово остается за монархом. Огромной проблемой оставалось крепостное право, тормозившее развитие страны. Но Екатерина, понимавшая все его опасности, не решилась тронуть эту самую страшную рану российского общества.

В итоге реформы остались незавершенными, противоречия в обществе накапливались. А Павел, пришедший к власти после смерти матери, и вовсе свел на нет многие ее преобразования.

5/5 - (1 голос)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *