Музыка в СССР


1917 г. Советское правительство за подписью В. И. Ленина издало декрет о национализации оперных, бывших «императорских» театров (Большого — в Москве и Мариинского — в Петрограде). В 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет о национализации Московской и Петроградской консерваторий и передаче их в ведение Народного Комиссариата просвещения «на равных со всеми выс­шими учебными заведениями правах». Начался этап «государственного музыкального строительства» — организация народных музыкальных школ, музыкальных издательств, театрального дела, концертных объединений.

Многие виднейшие представители старшего поколения музыкальных деятелей: А. Глазунов, Р. Глиэр, К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Н. Мясковский, Б. Асафьев, Л. Со­бинов, А. Нежданова и др. — отдавали свои силы и опыт музыкально-просветительской работе в массах, устраивали популярные концерты, лекции.

Новаторский характер приобретает народное музыкальное творчество. Русские песни, боевые, походные солдатские, старые революционные песни переделываются, переинтонируются, к ним пишутся новые революционные тексты. Безымянный коллективный автор создает советскую народную песню о героях революции и гражданской войны: «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Гей, по дороге», «Расстрел коммунаров», «Смело мы в бой пойдем». Много сделал для пропаганды народной песни хор М. Е. Пятницкого, после революции получивший право стать постоянно действующим коллективом, а в 20-х гг. преобразованный в Государственный русский народный хор. Развитию народного песенного творчества способствовали композиторы А. Кастальский, Г. Лобачев, Д. Васильев-Буглай и др. Стали закладываться основы профессиональной советской песенной культуры, опирающейся на традиции народной песни и отражающей стремление композиторов приблизить свое творчество к современ­ности. Появляются песни Дмитрия Покрасса «Марш Буденного» на текст А. Д'Актиля, «Проводы» Д. Васильева-Буглая на текст Демьяна Бедного, «Песня коммуны» А. Митюшина на текст В. Князева и, наконец, лучшая песня того времени «По долинам и по взгорьям» А. Александрова, мелодию которой сообщил композитору партизан П. Парфенов.

Первые послереволюционные годы были отмечены большим оживлением музыкально-театральной и концертно-исполнительской деятельности. Основу музыкального репертуара вначале составляли лучшие образцы русской и зарубежной классики. Наряду с крупнейшими исполнителями — артистами старшего поколения (Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова, Г. Пирогов, И. Ершов) начинают выступать М. Полякин, Г. Нейгауз, Н. Голованов, В. Барсова, Н. Обухова, К. Сараджев и совсем еще молодые Д. Ойстрах, Л. Оборин, Г. Гинзбург, И. Козлов­ский, М. Максакова, С. Преображенская. Закладываются основы советской исполнительской школы, во главе которой стоят выдающиеся музыканты К. Игумнов, А. Голь­денвейзер, С. Козолупов, Л. Николаев. В дальнейшем советское исполнительское искусство совершенствуется, создаются государственные русские и национальные музыкальные коллективы: Симфонический оркестр Ленин­градской филармонии, Ленинградская академическая хоровая капелла, Украинская хоровая капелла «Думка», камерные ансамбли-квартеты (имени Глазунова, Бетховена, Комитаса); организуется Ансамбль красноармейской песни и пляски под руководством А. Александрова. Возникли и совершенно новые формы концертной жизни — концерты-митинги. Они носили агитационный характер и обычно заключали съезды, конференции, митинги и другие крупные общественные мероприятия.

В 1927 г. советские музыканты впервые приняли участие в международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, на котором первое место завоевал Л. Оборин.

Заметно повысился интерес к музыкальной науке, критике. Создалась советская музыкальная периодика. В национальных республиках с помощью русских композиторов развивалась «социалистическая по содержанию и национальная по форме» музыкальная культура.

Проблема новаторства решалась порой упрощенно, схематично, вне связи с современностью и традициями классического искусства. Это сказалось в первую очередь в деятельности таких организаций, как Ассоциация современной музыки (1923—1931 гг.) и Российская ассоциация пролетарских музыкантов (1924— 1932 гг.).

Ассоциация современной музыки (АСМ), пестрая и разнородная по составу, объединила большую часть старой музыкальной интеллигенции и наиболее «лево» настроенную молодежь. Входившие в нее композиторы создали ряд серьезных и интересных произведений, она не имела ясно выраженной идеологической платформы.

Успешно развивалось песенно-хоровое творчество мо­лодых композиторов А. Давиденко, М. Коваля, В. Белого, Н. Чемберджи и др., тесно связанных с народными песенными традициями. Наиболее яркими образцами нового стиля были песни и хоры А. Давиденко «На десятой версте», «Улицаволнуется», «Конная Буденного», лирические песни М. Коваля, песни В. Белого и т. д.

Появляются первые оперы на темы гражданской войны («За красный Петроград» А. Гладковского и Е. Пруссака), историко-революционные («Степан Разин» П. Триодина, «Сын солнца» С. Василенко, «Загмук» А. Крейна).

Крупным достижением явился балет Р. Глиэра «Крас­ный мак», в яркой и эмоциональной музыке которого композитор впервые в истории этого жанра воплотил тему дружбы народов и революционной борьбы.

В советской симфонической музыке отражались темы современности, революции, гражданской войны, героическо­го революционного прошлого (5-я и 6-я симфонии Н. Мясковского, «Симфонический монумент 1905—1917» М. Гнесина, «Траурная ода» А. Крейна). Создавались произведения в духе классических традиций, основанные на народно-песенном материале, — 8-я симфония Н. Мясковского, «Запорожцы» Р. Глиэра, 3-я симфония А. Геди-ке, «Мцыри» М. Ипполитова-Иванова. Быстро завоевала мировую славу талантливая 1-я симфония Д. Шостаковича. Появляется ряд произведений с ярко выраженными модернистскими тенденциями — «Завод» А. Мосолова, «Сказки гипсового будды» Л. Книппера и др.

Музыкальная культура 30-х гг.

В 1932 г. организовался Союз советских композиторов, положивший начало «объединению музыкантов на основе метода социалистического реализма».

Огромный размах получает песенное творчество. Жанр массовой песни становится лабораторией новых средств мелодической выразительности, и процесс «песенного об­овления» охватывает все виды музыки — оперную, симфоническую, кантатно-ораториальную, камерную, инструментальную. Тематика песен многообразна, как многообразны и их мелодии. Среди произведений песенного жанра особенно выделяются в это время боевые песни А. Александрова, песни И. Дунаевского с их звонким весельем, юношеской энергией, светлой лирикой (такие,как «Песня о Родине», «Песня о Каховке», «Марш веселых ребят» и др.), своеобразные песни В. Захарова, посвященные новой жизни колхозной деревни («Вдоль деревни», «И кто его знает», «Провожанье»), песни братьев Покрасс («Если завтра война», «Конармейская»), М. Блантера («Катюша» и др.), С. Каца, К. Листова, Б. Мокроусова, В. Соловьева-Седого.

Песенный жанр развивался в тесном содружестве композиторов с поэтами М. Исаковским, В. Лебедевым-Кумачом, В. Гусевым, А. Сурковым и др. Широкой популярности советских песен способствовало появление звукового кино.

Оперный театр в 30-е гг. обогатился произведениями на современную тему. Оперы И. Дзержинского «Тихий Дон» и «Поднятая целина» отличались ярким мелодическим началом, реалистической характеристикой героев. Заключительный хор «От края и до края» из «Тихого Дона» стал одной из самых популярных массовых песен. Опера Т. Хренникова «В бурю» также наполнена драматическими характеристиками, самобытной мелодикой, выразительными народными хорами.

Интересное преломление получили элементы французской музыки в опере Д. Кабалевского «Кола Брюньон», отмеченной большим профессиональным мастерством, тонкостью музыкальных характеристик.

Для оперы С. Прокофьева «Семен Котко» были характерны отказ от массовой песенности и преобладание речитатива.

Различные тенденции в творчестве советских композиторов стали в 1935— 1939 гг. предметом дискуссий о путях развития оперного искусства.

К современной теме обращались и композиторы, работавшие в жанре оперетты, — И. Дунаевский, М. Блантер, Б. Александров.

В балетном жанре реалистические тенденции были представлены такими значительными произведениями, как «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Лауренсия» А. Крейна, музыкально-хореографическая трагедия С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Появились первые национальные балеты в Грузии, Белоруссии, на Украине.

В 30-е гг. расцветает творчество крупнейших советских симфонистов старшего поколения, становятся зрелыми таланты молодых. Н. Мясковский создает в этот период 10 симфоний (от 12-й до 21-й). С. Прокофьев пишет патриотическую кантату «Александр Невский», 2-й концерт для скрипки, симфоническую сказку «Петя и волк», Д. Шостакович — грандиозную по замыслу и глубине содержания 5-ю симфонию, а также 6-ю симфонию, фортепианный квинтет, квартет, музыку к кинофильму «Встречный». Много значительных произведений в симфоническом жанре было посвящено историко-революционным и героическим темам: 2-я симфония Д. Кабалевского, симфония-кантата Ю. Шапорина «На поле Куликовом». Ценный вклад в реалистическую музыку внес А. Хачатурян (1-я симфония, фортепианный и скрипичный концерты, балет «Гаянэ»). Крупные симфонические произведения написали и другие композиторы, в том числе композиторы советских национальных республик.

На большую высоту поднялось исполнительское искусство. Выдающимся вокалистам А. Неждановой, А. Пирогову, Н. Обуховой, М. Степановой, И. Паторжинскому было присуждено звание народного артиста СССР. Молодые советские музыканты Э. Гилельс, Д. Ойстрах, Я. Флиер, Я. Зак на международных конкурсах в Варшаве, Вене/Брюсселе завоевали первые премии. Имена Г. Улано­вой, М. Семеновой, О. Лепешинской, В. Чабукиани стали гордостью советского и мирового хореографического искусства. Создались крупные государственные исполнительские коллективы — Государственный симфонический оркестр, Государственный ансамбль танца, Государственный хор СССР.




  1. Олеся

    Материал довольно подробный, и для меня, как для человека, который не особо разбирается в культуре того времени, интересный. Вот только я бы сделала больший акцент на связь культуры с исторической эпохой. Как менялась музыка в связи с голодом и последующими репрессиями? Как деятели искусства относились к самой революции, и воспевали ли ее? Мне кажется, что с такими акцентами статья была бы интереснее.

    1. Кирилл

      Думаю, что многих деятелей искусства заставили воспевать революцию, но большинство думаю искренне верило в идею светлого будущего.

  2. Алексей Шанский

    Развернутая и достаточно информативная статья получилась. Прочел текст, как говорится, «от корки до корки» и отметил для себя некоторые моменты, например, как наши деятели музыкального искусства достойно представляли страну на зарубежных фестивалях. А также как брали за основу своих симфонических полотен сюжеты знаменитых литературных произведений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.