Отступление царизма в восточном вопросе


После заключения Ункяр-Искелесийского договора 1833 г. одной из главных целей английской дипломатии было покончить с преимущественным положением царской России в Турции. Такого взгляда держался и руководитель английской внешней политики лорд Пальмерстон, который считал необходимым как можно осторожнее отделаться от Ункяр-Искелесийского трактата. «Единственным средством,— говорил Пальмерстон,— представляется мне потопление его в каком-либо общем договоре такого же рода».

В 1839 г. создалась международная обстановка, которая помогла Пальмерстону осуществить поставленную им задачу. Между Махмудом и Мухаммедом-Али возобновилась борьба за территорию и влияние. Турецкая армия была разбита, а флот перешёл на сторону противника. Махмуд скоропостижно умер и султаном стал его 16-летний сын Абдул-Меджид. Англия, поддерживаемая Австрией, решила противопоставить одностороннему выступлению России идею совместного выступления европейских держав. В критический момент Абдул-Меджид обратился за помощью не к России, а к представителям всех великих держав в Константинополе. Опасаясь полной изоляции России, Николай I согласился на международное посредничество, но приложил все усилия, чтобы оторвать Великобританию от Франции. Исходя из своих колониальных интересов, Франция поддерживала притязания Мухаммеда-Али и оказывалась в противоречии с интересами английской буржуазии. Чтобы достигнуть своей цели, Николай пошёл на значительные уступки Англии. В июле 1840 г. в Лондоне была подписана конвенция между Россией, Англией, Австрией и Пруссией: Турция должна была перейти под «коллективную защиту» договариваю­щихся государств; Мухаммед-Али становился наследственным владетелем Египта и получал в пожизненное обладание Южную Сирию. Но, поддерживаемый Францией, Мухаммед-Али не согласился на такое решение. Тогда английская и австрийская эскадры начали против египетского паши военные действия и заставили его войска уйти с захваченных территорий.

Франция не решилась объявить войну и предпочла уступить соединённым силам Европы. Таким образом, надежды Николая I на полную изоляцию Франции не оправдались. С другой стороны, согласившись на принцип «коллективной защиты» Турции, он должен был отказаться от преимуществ Ункяр-Искелесийского договора. При этих условиях оставалось одно — постараться предотвратить использование проливов военными силами Западной Европы. Русские уполномоченные потребовали закрытия Босфора и Дарданелл для военных судов всех наций. Англия, а за ней и другие государства «охотно» согласились на это предложение. В июле 1841 г. европейскими государствами с участием Франции была подписана вторая Лондонская конвенция о нейтрализации проливов. Задача Пальмерстона оказалась достигнутой: Ункяр-Искелесийский договор был «потоплен» в Лондонской конвенции 1841 г., которая ограничила права черноморских держав и заперла русский военный флот в Чёрном море. Конвенции 1840 и 1841 гг. поставили Турцию под опеку европейских держав и фактически усилили зависимость Турции от Англии.

Потерпев крупное дипломатическое поражение, Николай I не терял надежды вернуть себе утраченные позиции. В 1844 г. он лично поехал в Лондон, где вёл беседы с королевой Викторией и главными политическими деятелями. Используя противоречия английских и французских интересов, он пытался договориться с Англией по «восточному вопросу». «Турция умирает,— говорил царь английскому консерватору Эбердину,— сколько бы мы ни старались спасти жизнь её, мы в этом не успеем. Она умрёт, не умереть ей нельзя, это будет критическая минута». Однако попытка Николая заключить соглашение с сильнейшим из союзников, чтобы изолировать и обезвредить всех остальных, не привела к желаемой цели: английское правительство согласилось в случае «гибели Турции» вступить в предварительные переговоры с Россией, но оно решительно уклонилось от всяких конкретных, связывающих его обязательств.




  1. Олеся

    Данному вопросу в школьных учебниках по истории уделяется крайне мало внимания, что в итоге влияет на целостность восприятия исторического события. Мне бы хотелось, чтобы в тексте были выделены ключевые моменты рассуждения, имелись списки и подзаголовки. Как педагог с опытом могут сказать, что наличие разнообразных выделительных элементов в тексте улучшает восприятие материала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.