Мировое значение русской культуры. Русская культура и славянские народы


В первой половине XIX в. в ожесточённой борьбе с реакционными силами самодержавия и крепостничества русский народ развил свою новую, национальную культуру. Характерными чертами передовой русской культуры являются глубокая, органическая связь с революционным движением, проникновенное внимание и сочувствие тяжёлому положению народных масс, убеждённость в обязательности служения народу для каждого общественного деятеля, боевой демократизм, реалистичность в области литературы и искусства, разоблачение теории «искусства для искусства» в области эстетики, материалистические устремления в науке. Национальная русская культура оказывала благотворное влияние на развитие культуры братских народов России. Она послужила делу развития мировой культуры.

К середине XIX в. стало всё более осознаваться растущее мировое значение русской культуры. Произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гоголя уже в это время стали распространяться по всему миру в переводах на французский, немецкий и английский языки. Русская культура высоко оценивалась передовыми писателями Запада. «Ваша поэзия ищет прежде всего правды, а красота приходит сама собою»,— писал французский писатель Проспер Мериме, боготворивший Пушкина. Великий русский композитор Глинка положил своим творчеством начало мировому влиянию русской музыки. Знаменитый французский композитор Берлиоз в 1845 г., оценивая самобытное своеобразие опер Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», признавал, что Глинка «имеет полное право занять место среди превосходнейших композиторов своего времени».

Велико и плодотворно было воздействие русской культуры на развитие культуры братских славянских народов — поляков, болгар, чехов и словаков, сербов, черногорцев и македонцев.

Велико было положительное влияние передовой, революционной и демократической русской общественной мысли на развитие идеологии освободительного и национального движения среди южных и западных славян, находившихся под гнётом турок, австрийцев и пруссаков. Революционное движение декабристов имело идейные и организационные связи с национально-освободительными тайными обществами в Польше. В программных взглядах одной из декабристских организаций—«Общества соединённых славян» — впервые в истории освободительного движения славянских народов получила своё выражение революционная программа решения славянского вопроса, выдвинувшая идею федеративного славянского объединения, предварительным условием для чего было бы низвержение феодально-абсолютистских режимов царской России, Австрии, Пруссии, а также освобождение южных славян от турецкого ига. Под определяющим влиянием великих русских революционеров-демократов — Белинского, Герцена, Чернышевского и Добролюбова сформировалось мировоззрение многих выдающихся деятелей славянского освободительного движения и так называемого «славянского возрождения». Такими деятелями являются болгары Христо Ботев (1848—1876 гг.), Любен Каравелов- (1837— 1879 гг.), Георгий Стоиков Раковский, Петко Славейков, серб Светозар Маркович (1846—1875 гг.), внёсшие идеи социализма в южнославянское движение, поляк Сигизмунд Сераковский и др. Многие из них подолгу жили в России, получили тут высшее образование и воспитывались на демократических и социалистических элементах великой русской культуры.

Вся новая литература славян на польском, сербском, чешском, болгарском языках многим обязана классическим образцам литературы Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Островского, Тургенева, Толстого. Дружба Пушкина и Мицкевича знаменовала собой духовную общность передовой культуры двух великих славянских народов — русского и польского. Мицкевич, высланный царизмом из Польши в Россию, провёл в ней пять лет (1824—1829 гг.). Великий польский поэт, преследуемый царизмом, нашёл в России друзей и во многом единомыш­ленников в лице врагов царизма и крепостничества — великого русского поэта А. С. Пушкина, дворянских революционеров декабристов-писателей К. Ф. Рылеева и А. А. Бестужева и других передовых деятелей культуры и общественного движения. Русская действительность и русские передовые люди помогли Мицкевичу выработать правильное и ясное понимание всей пропасти, разделявшей в тогдашней России угнетаемых и угнетателей. Мицкевич увидел подлинную народную Россию в передовых людях — Пушкине, Грибоедове, декабристах. Эта перечовая Россия боролась с царизмом, угнетавшим все народы России, в том числе и русский и польский народы.

В тесном и плодотворном взаимодействии с русской культурой развивались научные знания у славянских народов. Великая русская наука выдвинула много новых и важных идей в области изучения славянских народов, их места и роли в мировом историческом процессе. Русский языковед А. X. Востоков своим «Рассуждением о славянском языке» (1820 г.) внёс настоящий переворот в европейское языкознание.

Научно-общественная деятельность выдающегося русского учёного Ю. И. Венелина сыграла немалую роль в деле болгар­ского возрождения. Преследуемый австро-венгерскими правя­щими кругами и нуждой, великий чешский учёный П. И. Шафарик (1795—1861 гг.) нашёл нравственную и материальную поддержку среди русских учёных и чешских патриотов. Русские учёные содействовали появлению в свет знаменитых трудов Ша-фарика «Славянские древности» (1837 г.), «Славянская народопись» (1842 г.). Вместе с тем первые русские учёные-слависты И. И. Срезневский, В. И. Григорович, О. М. Бодянский многому научились у Шафарика и других славистов, работавших в области изучения западных и южных славян.

Большее значение для изучения славянских стран имели поездки русских в Болгарию, Словению, Чехию, Сербию, Черногорию. Особо следует отметить поездку В. И. Григоровича, который не только собрал богатые данные по истории южных славян, но и спас от истребления греческим реакционным духовенством ценнейшие болгарские и сербские рукописи XII— XIV вв.

Русские мелодии не раз вдохновляли великих польских композиторов Фр. Шопена (1809—1849 гг.) и Ст. Монюшко (1819— 1872 гг.), великого чешского композитора Бедржиха Сметану (1824—1884 гг.). Общими усилиями великих славянских композиторов были заложены прочные основы славянской музыки и внесён гигантский вклад в музыкальную культуру человечества.

Научно-педагогические идеи выдающегося русского педагога Ушинского плодотворно повлияли на развитие педагогики в Чехии, Болгарии.

Передовая русская культура приобрела огромное значение в культурном развитии человечества, она внесла в это развитие идеи и художественные образы величайшего значения. Живая, органическая связь передовой русской культуры с революционным движением своей страны сыграла в этом решающую роль. Передовая русская литература служила тем же задачам, за разрешение которых боролись русские революционеры.

Русская литература в конце XVIII — первой половине XIX в. впервые выдвинула вопрос о народе, его положении, борьбе, о его огромной роли в истории; она создала проникновенные художественные образы представителей трудящегося и угнетённого народа, правдиво обрисовала и возвеличила его, одновременно разоблачив тунеядцев и эксплуататоров; в лице своих выдающихся писателей и художников русская литература осудила хищных буржуазных стяжателей, отвергла узкий мирок мещанского благополучия, выдвинула высокие идейные и моральные требования к человеку, как к гражданину, участнику общественной жизни. Все эти идеи были кровно нужны трудовому человеку, к какому бы пароду он ни принадлежал: они содействовали движению вперёд всего трудового человечества. Русская наука завоевала приоритет в важнейших областях человеческого знания.

Передовая национальная русская культура — предмет национальной гордости советских людей.




  1. Василий Иванович

    Начало XIX века стало «Золотым веком русской культуры» потому что элитарный слой, воспринявший европейские ценности, наконец, обратил внимание на исторические корни. Тому немало способствовала популярность трудов Карамзина, подвигнувшая деятелей культуры к созиданию величайших произведений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.