Фольклор XIX века


Богатой жизнью жило в XIX в. и народное словесное творчество.

До уничтожения крепостного права основной чертой крестьянского творчества являлся его антикрепостнический ха­рактер. Крестьянство боролось против феодального гнёта с оружием в руках; своё враждебное отношение к крепостному праву и ко всему крепостническому строю оно выражало и в своём творчестве. Ненависть к крепостничеству и борьба с ним отражены в устном творчестве не только русского наро­да, но и других многочисленных народов нашей страны. В украинском и белорусском фольклоре антикрепостнические мотивы звучат с чрезвычайной резкостью; это связано с тем, что на украинском и белорусском крестьянстве лежал тяжёлый гнёт не только русских помещиков, но и польских панов, угнетавших народ также и в национальном и в религиозном отношении.

Антикрепостнические настроения крестьянства в XIX в. находили своё выражение в сохранении и распространении песен и преданий о Разине и Пугачёве.

Антикрепостнический характер имели многие песни, в которых призыв к борьбе с крепостничеством выражен совершенно явственно. Такова, например, песня «Как за барами житьё было привольное», изображающая тяжесть крепостного гнёта:

Пашем, пашем мы в глухую ночь, Собираем хлеб, не сеямши, Не цепом молотим — слегою По дворянским по головушкам Да по спинушкам купеческим.

Песня «Из-за леса, леса тёмного, из-за садика зелёного», обычно относимая к числу семейных (с темой несчастливого замужества), в одном из вариантов заканчивается антикрепостнической жалобой:

Что пропали наши головы За боярами, за ворамл! Гонят старого, гонят малого На рабогушку ранёшеныЛ, А с работушки позднешенько.

Многочисленны антикрепостнические сатирические сказки и анекдоты на тему «Барин и мужик». В них изображается либо физическое наказание барина крестьянином, либо умственное превосходство крестьянина над барином и осмеивается барская глупость. Жизнь и быт крепостной России часто сатирически трактовались в народной резьбе и малой скульптуре (например, «Кавалеры», «Дамы» — сатиры на барские костюмы; «Беременная монашенка», «Барин и танцующие крепостные девушки» и др.).

Отчётливо проявлялись антикрепостнические настроения и в имевших широкое распространение в XIX в. пословицах такого типа, как «Нужда учит, а барщина мучит». Много пословиц направлено против чиновников крепостнического государства («Карман сух, так и судья глух»), а также против попов («Поповские глаза завидущие, поповские руки загребущие», «Поповское брюхо из семи овчин сшито» и др.).

Одним из самых тяжёлых явлений народной жизни в дореформенный период была военная служба, длившаяся 25 лет. Тяжесть военной службы в крепостной России нашла своё выражение в рекрутских «причитаниях» и в песнях о солдатчине, проникнутых настроениями глубокого горя. «Служба царская» характеризуется сравнением с горькой полынью; «ученьице» солдат именуется «мученьицем»; бытовые условия солдатской жизни в одном из рекрутских причитаний характеризуются так: «Уеданьице —- мякинны нам сухарики, упоеньице нам — водушка со ржавушкой».

Косвенно связаны с крепостничеством и семейно-бытовые песни. В этих песнях нередко отражена тяжёлая участь жен­щины, насильно выдаваемой замуж, подвергающейся побоям, угнетаемой мужем.

В народном творчестве отражены подлинные условия жизни трудового народа. Однако народ в своих песнях и сказках выражал не только настроения горя и вражды к угнетателям. Сила народа была так велика, что даже в самых тяжёлых условиях жизни он не терял бодрости и веры в лучшую жизнь. Народные мечты, народные чаяния и ожидания находили своё выражение, между прочим, в волшебных (или чудесных) сказках. Героями этих сказок часто являются крестьянский сын, бедняк, солдат, простая крестьянская девушка и т. п. Преодолевая различные препятствия, нередко подвергаясь насмешкам и оскорблениям (как, например, Иван-дурак — излюбленный сказочный герой), они в конце концов торжествуют победу и добиваются счастья.

В народе возникали и новые исторические песни, откликав­шиеся на происходящие события. Таковы песни об Отечественной войне. В них отразился народный патриотизм, борьба с вторжением иноземных войск в пределы России. Исторические события изображаются, конечно, не с документальной точностью, но самое настроение народа передаётся с такой правдивостью, которая делает эти песни ценными историческими документами Начало войны изображается иногда эпичееким приёмом: «Французский король царю белому отсылается» (т. е. пишет письмо) с требованием заготовить квартиры для него и для его войска в Москве (подобное письмо в других песня к приписывается турецкому султану). Выручает царя Кутузов (в некоторых вариантах фамилия даётся иная), который обещает «встретить злодея середи пути», вместо столиков поста­вить пушки медные и т. д. Иногда рисуется самое нашествие («Во двенадцатом году объявил француз войну на матушку на Москву и на Россиюшку на всю» и т. д.), пожар Москвы; изображаются бои («Наши начали палить, только дым столбом валит» и т. д.). Особое внимание в народных песнях времён Отечественной войны 1812 г. уделено Платову; одна из популярнейших песен говорит о том, как Платов сам приехал к Наполеону и как Наполеон, не догадавшись, что это Платов, не сумел захватить его. Отечественная война вошла и в пословицы: «Приехал Кутузов бить французов», «Голодный француз и вороне рад» и др.

Недобрую память оставил о себе в народном творчестве Аракчеев. В песнях о нём говорится, что«Ракчеев — господин — всю Россию погубил, добрых людей прослезил» и т. д. Известно также предание об Аракчееве и его любовнице, в котором об Аракчееве говорится: «Аракчеев был очень суровой господин собака!».

Нашло своё отражение в народных песнях и восстание декабристов: песня о том, как в «неуказанное время царя требуют в сенат», была сложена в солдатской среде, отражала представление солдат о восстании на Сенатской пло­щади и певалась как конспиративная песня — тайком от начальства.

Развивался в первой половине прошлого века и рабочий фольклор. Возникали песни, отражающие жизнь и быт рабочих людей на дореформенных мануфактурах.

Сила произведений народного творчества была так велика, что они проникали и в быт господствующих классов (сказочники и сказочницы в дворянских семьях, хоры из крепостных крестьян и пр.). Народное творчество отразилось в произведениях виднейших и талантливейших писателей — Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Шевченко, композиторов — Глинки и Даргомыжского.




  1. Василий Иванович

    В народном творчестве всегда отражались глубинные чаяния людей. В иносказательной форме или «эзоповым языком» народ выражал свой протест против несправедливых утеснений и бесчинств власть имущих.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.