Дальнейшее укрепление реализма в русской художественной литературе


В 40—50-е годы вступили на литературное поприще замечательные писатели следующего поколения: Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. Н. Островский; в то же время вступили в литературу Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. Творчество их будет охарактеризовано ниже — их главные произведения написаны в эпоху 60—70-х годов. Начало же их литературной деятельности относится к концу 30-х — началу 50-х годов; они принадлежали к «гоголевской (или натуральной) школе», к «критическому направлению». Реализм Пушкина и Гоголя, творчество Лермонтова оказали на них огромное влияние. Исключительное значение имела для большинства из них кри­тика Белинского, который своими указаниями и статьями поощрял и воспитывал демократические и социалистические элементы в русской литературе.

Раннее творчество Некрасова, Салтыкова и Тургенева пронизано демократическими устремлениями и реалистически-критическим отношением к «гнусной российской действительности».

Ещё в 40-х годах поэт русской крестьянской демократии Некрасов создал «Современную оду», «В дороге», «Родину», «Псовую охоту», «Еду ли ночью по улице тёмной». В 50-х годах Некрасов написал такие произведения, как «Саша», «В. Г. Белинский», «Поэт и гражданин», «Убогая и нарядная», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Ерёмушке». В 40-х — начале 50-х годов Некрасов назвал свою музу «Музой мести и печали» и провозгласил свой завет: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Громадное, определяющее влияние на творчество Некрасова оказал его друг и учитель Белинский. Герцен, подобно Белинскому настойчиво поддерживавший демократические элементы в русской культуре, указывал ещё в 1857 г., что Некрасов «поэт очень замечательный — своею демократическою и социалистическою ненавистью». Некрасов сблизился с великими революционерами-демократами Чернышевским, Добролюбовым и навсегда связал с ними свою жизнь и творчество. Гнев против царизма и крепостников, желание счастья и свободы родному народу пронизали всё творчество Некрасова. Он и Салтыков учили, говорил Ленин, «различать под приглаженной и напомаженной внешностью образованности крепостника-помещика его хищные интересы, учили ненавидеть лицемерие и бездушие подобных типов».

«К униженным», «к обиженным», туда, «где трудно дышится где горе слышится», говоря словами Некрасова, шёл и один из крупнейших русских писателей — молодой Достоевский. Его повесть «Бедные люди» (1846 г.) была восторженно встречена Некрасовым и Белинским именно как произведение «критического направления», подхватывавшее лучшие общественные традиции гоголевской школы. «Новый Гоголь явился»,— провозгласил Некрасов, приведя впервые Достоевского к Белинскому; однако уже в ранних произведениях Достоевского прозвучали реакционные мотивы неверия в человека и поисков спасения в поповщине, получившие своё дальнейшее развитие значительно позднее. В 1849 г. по процессу петрашевцев Достоевский был сослан на каторгу.

Демократическими тенденциями проникнуты были уже первые выступления Салтыкова — повести «Противоречия» и «Запутанное дело». Молодой Салтыков также был связан с петра­шевцами. В 1848 г. он был сослан в глухую провинцию и снова появился в литературе лишь накануне 60-х годов со своими «Губернскими очерками».

В конце 40-х годов выступил в литературе И. С. Тургенев. В 1847 г. в некрасовском «Современнике» был напечатан его рассказ «Хорь и Калиныч», а в 1852 г. он издал уже целый сбор­ник рассказов «Записки охотника». В этой книге главной темой был народ — его угнетённое положение и высокий моральный облик, здесь были мастерски изображены крепостная деревня и крепостники-помещики. Тургенев, в тот момент лично близкий Белинскому и Некрасову, выступил в «Записках охотника» против главного врага русского народа — крепостного права. «В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право»,— писал он. «Запискам охотника» принадлежит первое место среди произведений, в которых авторы начали систематически описывать крестьянскую жизнь и призывать к освобождению крестьян. «Записки охотника» своим горячим сочувствием к угнетённому крепостному народу сыграли громадную роль в русской общественно-литературной жизни.

В 40-х годах вышли в свет художественные произведения «Кто виноват?» и «Сорока-воровка» революционного писателя А. И. Герцена. Эти произведения проникнуты были ненавистью демократа и революционера к крепостничеству и самодержавию, к поповщине и невежеству.

В конце 40-х — начале 50-х годов выступил со своими произведениями великий русский драматург А. Н. Островский. Литературное имя создала ему первая крупная комедия «Банкрот» (позже названная «Свои люди — сочтёмся»). Комедии Островского воспринимались современниками как прямое продолжение традиций «натуральной школы» Гоголя. Правительство запретило ставить на сцене пьесу молодого драматурга. Чиновники ужасались, что с постановкой пьес Островского русский театр «пропах смазными сапогами и овчинным полушубком». Но, как отметил Чернышевский, комедия «была принята читателем с единодушным одобрением» За ней последовали «Бедность не порок», «Бедная невеста», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется».

Островский в «Банкроте» и в последующих своих пьесах 50-х годов впервые вывел на сцену «тёмное царство» косной, невежественной, самодурствующей и хищной среды русского купечества. Как реалист Островский имел, по словам Добролюбова, «верное чутьё действительности», он всматривался в «самую сущность явлений». «Основной мотив пьес Островского,— писал Добролюбов,— неестественность общественных отношений, происходящая вследствие самодурства одних и бесправности других». «Тёмное царство» всей России Островский поставил перед судом русского демократического читателя.

Реалистические и демократические пьесы Грибоедова, Гоголя, Островского поставили русскую драматургию на передовое место в мировой драматургической литературе середины XIX в.




  1. nehamster

    Надо сказать, что реализм середины и конца ХIХ века – это уже не совсем реализм. У Гоголя и Достоевского находим также очень яркие проявления символизма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.