Древнерусское государство


В современной историографии понятием «Киев­ская Русь» обозначают раннефеодальное государство восточных славян IX—XII вв., которое сложилось на территории, прилегающей к водной магистрали пути «из варяг в греки», и возникло в результате объединения двух восточнославянских государственных объединений — «Куявы» (политический союз племен полян, северян и вятичей, центр — Киев) и «Славии» (чудь, словене, меря, кривичи, центр — Новгород).

В древних летописях Киевская Русь известна под названием «Руска земля», «Русь», но первоначально в IX в. так назывались только земли славянских племен Среднего Поднепровья («Куява»), которыми управляли «каганы» («хаканы») русов — Аскольд и Дир. Позже, после завоевания в 882 г. новгородским князем Олегом (Вещим) Киева и объявления его столицей («мати градом руских»), т. е. после объединения «Куявы» и «Славии», название «Руска земля», «Русь» постепенно распространяется на всю территорию объединенных земель.

Раскинувшись в X в. с запада на восток от Карпат до Оки и верхней Волги, с севера на юг от Балтийского до Черного морей, Киевская Русь представляла собой непрочное объединение славянских племен, требующее постоянного применения военной силы. Политическое единство обеспечивалось главным образом не хозяйственными связями или этнической близостью славянских племен, а кровным родстсюм правящей династии Рюриковичей, их вотчинным родовым землевладением, необходимостью его военной защиты от притязаний соседних государств и набегов кочевников.

«Рассаждение» Владимиром I («Красное Солныш­ко») по городам восточных славян (за исключением Полоцка) своих двенадцати сыновей и введение им в 988 г. христианства в известной мере укрепило единство Киевской Руси, но и после этого ее продолжали потрясать войны князей-родственников за киевский престол. Попытка князей упорядочить свои отношения на съезде в Любече (1037 г.) правилом «каждо да держить отчину свою» привела к фактическому раздроблению феодально-конфедеративной Киевской Руси.

В первой половине XII в., после непродолжительного усиления центральной власти киевского князя Владимира II (Мономаха), Киев постепенно теряет свое доминирующее положение. В 30-е годы того эке века Киевская Русь как относительно единое государственное объединение восточнославянских народов прекращает свое существование.

Первые объединения восточных славян не отличались устойчивостью, но с течением времени они становились более прочными. Составитель «Повести временных лет» на основе дошедших до него исторических сведений и преданий рассказывает о существовании у восточных славян до образования древнерусского государства ряда самостоятельных племенных княжеств. Поляне имели свое княжество во главе с Кием, «а в древлях (у древлян) свое, в дреговичи свое, а словени свое в Новгороде, а другое на Полоте иже полочане».

Не все племенные княжества соответствовали племенным границам. Некоторые из них представляли собой сложные политические образования, как, например, волыняне, или, напротив, селились на части племенной территории, как словенское княжество в Новгороде и «на Полоте». Племенные княжения были предшественниками древнерусского государства и являли собой зачаточную форму государственности на Руси. Некоторые из племенных княжений сохра­нялись и в период Древнерусского государства. Так, летописец называет древлянского князя Мала, правившего в древлянской земле во время Игоря и Ольги, у вятичей в XI в. были князь Ходота и его сын.

Ведущую роль в процессе образования древнерусского государства сыграла Русь (по летописи «поляне яже ныне завомая русь»). Поляне были наиболее развитыми из восточнославянских племен. Летопись выделяет их как «мудрых и смысленных мужей», имеющих от «своих отец» обычаи благопристойной жизни. Археологические раскопки подтверждают более высокий общественно-экономический уровень полян по сравнению с другими восточнославянскими племенами. В земле полян возник древнейший и крупнейший восточнославянский город — Киев. Неудивительно поэтому, что именно с образованием у полян княжества во главе с Киевом связано начало политической истории восточного славянства в известном предании о построении Киева. Повествуя о построении Киева, летописец отмечает, что княживший в нем Кий ездил в Константинополь к императору Византии, который принял его с большими почестями. Возвращаясь, Кий пытался обосноваться на Дунае, для чего построил там небольшой городок. Однако соседние племена воспротивились этому, и он был вынужден вернуться на родину. После смерти Кия и его братьев Щека и Хорива князьями у полян были их потомки.

С летописным рассказом о Кие перекликается рассказ Прокопия Кесарийского о приглашении им­ператором Юстинианом I (527—565 гг.) к себе на службу антского князя, которому была поручена защита одной крепости на Дунае. Не совладав с окрестными племенами, приглашенный князь оставил порученный ему город. Сопоставление этих двух очень близких между собой рассказов проливает свет на время возникновения княжества у полян, которое летописец считает первым шагом на пути к образованию древнерусского государства. Оно совпадает с бурной эпохой в жизни славян, когда в обстановке борьбы с Византией у них складывались племенные объединения.

Поляне, называемые, по словам летописца, русью, стали основой формирования древнерусской народности, а их земля — ядром территории Древнерусского государства. Образовавшийся вокруг Руси племенной союз во главе с династией Кия был длительным и прочным. Он устоял в борьбе с аварами, хотя последние сумели подчинить себе волынян. Власть русского племенного союза постепенно расширялась, соответственно расширялась и территория, за которой закреплялось название Русской земли.

С начала IX в. усиливается военная и политическая активность созданного Русью объединения. На страницах европейских источников появляются сообщения о набегах русов на другие народы. На рубеже VIII и IX вв. войско русов воевало в Крыму, захватило Сурож (Судак) и прошло все побережье от Херсонеса до Керчи. Сведения об этом походе содержатся в греческом литературном произведении — житии Стефана Сурожского. В другом аналогичном византийском памятнике — житии Георгия Амастридского рассказывается о нашествии в начале IX в. дружин русов на малоазийское побережье Черного моря от Пропонтиды (Босфора) до Амастриды (Синопа). Име­ются сведения о морском походе русов на остров Эгину (в Эгейском море). Арабский историк Ибн-Хордадбег сообщает, что в середине IX в. руосы (племя из славян), идя Азовским морем и Доном до сближения с Волгой, а затем Волгой, Каспийским морем и сухопутным путем, добирались до Багдада.

В 839 г. послы хакана (царя) русов побывали у императора Людовика I Благочестивого, о чем рассказывается в Вертинских анналах IX в. К Людовику I послы русов прибыли из Константинополя, куда они ходили, чтобы договориться, видимо, о борьбе с прорвавшимися в черноморские степи венграми. Вер­нуться на родину обычными путями послы не могли ввиду разбоя появившихся в степи кочевников. Поэтому византийский император направил их со своими людьми к Людовику I Благочестивому, прося обеспечить им безопасное возвращение на родину через земли его империи.

В 860 г. русы совершили большой поход на Константинополь в отместку за нарушение греками договора и истязание послов и купцов русов. Нападение было неожиданным в момент, когда византийские войска и император находились на юге империи, защищая ее от вторгшихся арабов. Войска русов на 200 судах подплыли к Константинополю, осадили и едва не взяли его. Византия вынуждена была изменить свою политику в отношении Руси и заключить договор «мира и любви».




  1. Свидомитка

    И причём тут Россия?

    Русь это Киев и его земли.

    Поляне жили на территории киевской области. А в летописи сказано четко- Поляне называемые ныне Русь. До и в 11-13/веке говорили пойти в Русь-пойти в Киевские земли

    Новгород это славяне, чудь и меря. Угрофины вобщем.

    Нынешняя Россия это были колонии Киева.

    В итоге Россия и историю украла у Киева и имя Русь. Герб у Византии. Флаг переделали с любимой Петром Голландии.

    Не РФ а Монголия какая то!)

  2. Марина

    «Колонии Киева»... «Россия и историю украла у Киева и имя Русь»... Это сейчас так историю преподают? Страшно, если честно. Может, не стоит политизировать и старательно пронизывать устои новоукраинским самосознанием?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.