Откуда пошла Русская земля?


Предыстория и ранняя история восточных славян скрыта столь густым туманом, что вроде бы ставит больше вопросов, чем дает ответов. Уже проблема появления наших предков в Восточной Европе до сих пор является дискуссионной. Тем более эта научная проблема связана с другим, еще более важным вопросом: где искать истоки российской цивилизации, особенности ее культуры, менталитета?

Кто были предки русского народа? Всегда ли жили славяне в Восточной Европе или пришли из других земель? Если они были здесь коренным, исконным населением, то с какого времени отсчитывать эту «исконность»? А если пришли, то откуда? На многие из этих вопросов наука способна ответить лишь предположительно.

Вопрос об истоках русского этноса: «откуда есть пошла земля русская» — первым поставил летописец XII века монах Нестор. Живя в Киеве, он естественно, связывал понятие Руси с населением, жившим по бере­гам Днепра, Днестра, Волхова. В течение двух столетий существовало и по сей день существует концепция, вошедшая в учебники и специальные исследования: все, что касается восточного славянства, имеет свои корни в Поднестровье, откуда со среднего Днепра, из Киева оно распространилось на север и восток, в Новгород, в Суздаль,— с одной традицией, с одной культурой.

Научный поиск и стремление к объективности при­вели ученых историков к новому взгляду на возникно­вение славянской государственности на Руси — как на процесс, который шел по двум взаимосвязанным путям. Первый путь —с Дуная, через Карпаты на Днепр, объединивший поднепровское славянство (полян, древлян, словен, северян) вокруг Киева. Такой точки придерживались С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, считавшие придунайские земли той местностью, откуда началось расселение славян по Европе. Второй путь — из южной Балтики (северная Польша, северная Германия, Шлезвинг) к Волхову и Ладоге, объединивший северо-западное славянство (кривичей, родимичей, вятичей, дреговичей) вокруг Новгорода. Взаимообогащение этих двух традиций и создало то, что позднее историки назвали Древней Русью. Абсолютизация одного или другого миграционного потока в силу современных политических коллизий ничего общего с наукой не имеет.

Итак, попытаемся воссоздать этническую карту полутор а двухтысячелетней давности.

На обширных просторах Восточно-Европейской рав­нины жили племена различного происхождения. Современная наука делит все народы, в зависимости от того, па каких языках они говорят на языковые семьи, а семьи па группы. Славянская группа относится к индоевропейской семье, включающая также романскую, германскую, балтийскую и иранские группы.

Одни историки полагают, что еще в 1-м тысяч, до н. э. на территории Восточной Европы проживали славянские племена. Некоторые ученые отождествляют со славянами скифов. Но это мнение вызывает возражения, поскольку скифы принадлежат к иранской языковой группе. Об этом же свидетельствует множества неславянских названий, особенно среди гидронимов (название рек и водоемов): кажущиеся сегодня вполне русскими названия Дон, Днепр, Днестр — иранского происхождения.

Наряду с индоевропейцами в Восточной Европе жили финно-угорские группы — это финны, эстонцы (эсты),, венгры (угры) и др. Все гидронимы, оканчивающиеся на «ва» Москва, Протва, Лысьва — название финно-угорской группы. Даже название «Ока» является искажением финского слова, означающего «река». В Белоруссии, на Смоленщине, в западных районах Московской области нередки названия, характерные для балтеких языков.

Славяне, относясь к индоевропейской семье, были вовлечены в водоворот Великого переселения народов III—VII вв. н. э. Формирование славянской общности не являлось изолированным процессом и сопровождалось этнической и полиэтнической консолидацией. Этому способствовали и особенности русской колонизации, которая носила характер проникновения, освоения, а не завоевания, и тем самым весьма мало походила на экспансию тевтонских рыцарей, католических, а затем лютеранских миссионеров. Продвигаясь на северо-восток, славяне встретились с угро-финнскими и балтским населением, проживавшим здесь ранее. Постепенное соседство, обмен опытом, заимствование достижений привели к ославяниванию значительной части коренного населения, к взаимной ассимиляции. Славянизация древнего балтского и финно-угорского населения Восточной Европы была заметным фактором в формировании древнерусской народности.

На этот процесс влияние оказали и отношения (которые трудно назвать мирными) славян с их ближайшими соседями: племенами тюркской группы (алтайская языковая семья), хазарами, а также варягами. Постоянные столкновения с кочевниками оказывали значительное влияние на образование нового этноса и являлись тем историческим рефреном, который на столетия определял судьбу восточного славянства.

Через индоевропейские древности, создание родоплеменных структур, образование мощных союзов племен, а затем и первых государств на огромных территориях от Атлантики до Урала, прошли и нынешние европейские народы, включая народы нашей страны.




  1. Мария Цветкова

    Вот именно, что народы в Европе и мы имеет общие корни. Века конечно изменили черты лица, но в целом население всей Европы похожо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.