17 век — век упущенных возможностей


В историческом сознании россиян прочно утвердился стереотип, в соответствии с которым Смута начала XVII века является одним из самых трагических периодов в истории Отечества. И такой взгляд на события тех далеких лет во многом верен. В стране бушевала Гражданская война. В ее пределы вторглись иноземные захватчики. Под угрозой оказалась сама отечественная государственность. Однако Смутное время было отмечено не только бедствиями и суровыми испытаниями, но и новыми для Московской Руси явлениями, утверждение которых могло оказать существенное воздействие на весь ход отечественной истории. Это было время, когда общество пришло в движение и социальные процессы приобрели высокий динамизм. Царей избирали на Земских соборах, а Василий Шуйский впервые в истории Руси присягнул своим подданным: дал запись, которую скрепил целованием креста. Таким образом, был создан прецедент ограничения самодержавной власти.

Предыстория Смутного времени была связана с династическим кризисом. В 1584 г. умер Иван Грозный. На престоле Московского государства оказался слабо­умный Федор. По словам Н. М. Карамзина, Федор «не имел и сановитой наружности отца, ни мужественной красоты деда: был роста малого, дрябл телом, лицом бледен; всегда улыбался, но без живости; двигался медленно, ходил неравным шагом от слабости в ногах...». Отец сознавал, что наследник неспособен к управлению страной и учредил над ним опекунский совет, в который входил и Борис Годунов.

Борис Годунов (1552—1605) происходил из средне-юместной провинциальной дворянской семьи, представители которой издавна служили московским государствам. После ранней смерти отца Борис пользовался покровительством своего дяди-опричника, занимавшего и дворе Ивана Грозного влиятельную должность по-гсльничего, которую по традиции доверяли наиболее близким к царю людям. Уже в юности Борис стал опричником. В тревожные времена опричнины он постигал тайны власти и искусство политической интриги. Быстрой карьере Годунова способствовали две свадьбы. Сам он женился на дочери всесильного Малюты Скуратова, а его сестра Ирина стала женой царевича Федора. Федор любил свою супругу, которую знал с детства. Став царем, он доверил государственные дела мному и властному шурину. Так, еще при жизни Федора Ивановича Борис Годунов стал фактическим прародителем страны.

В отличие от Ивана Грозного Борис Годунов не прибегал к публичным казням. Он отправлял своих противников в ссылку, заставлял постригаться в монахи, заключал в темницы, где они нередко без лишнего шума исчезали. Но одна смерть вызвала громкий резонанс. 15 мая 1591 г. в Угличе погиб младший сын Ивана Грозного и Марии Нагой царевич Дмитрий. В соответствии с официальной версией Дмитрий играл со сверстниками и в припадке эпилепсии, которой действительно страдал, напоролся на нож. Поверить в это трудно. Однако для нас важны не столько обстоятельства трагедии в Угличе и имена ее виновников, сколько последствия, к которым она привела.

После смерти Дмитрий царь Федор Иванович остался последним представителем той ветви Рюриковичей, которая вела свое начало от Александра Невского. В 1598 г. царь Федор умер бездетным. В стране возник династический кризис. Сразу несколько родовитых семейств могли с одинаковым правом претендовать на царский трон. Но и среди них своей знатностью выделялись Шуйские, считавшие своим предком брата Александра Невского Андрея Ярославича. Они даже доказывали свое старшинство над московскими князьями, поскольку после смерти Ярослава Всеволодовича хан Батый отдал ярлык на великое владимирское княжение не Александру Невскому, а его брату Андрею. Честолюбивые замыслы вынашивали также двоюродные братья скончавшегося царя Федор и Александр Романовы.

Однако Земский собор избрал царем худородного по сравнению со старинными боярскими родами Годунова. Решающую роль при принятии решения сыграла поддержка служилых людей и патриарха Иова, бывшего ставленником правителя (патриархия была учреждена на Руси в 1589 г.). В сентябре 1598 г. Борис Годунов венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Во время торжественной церемонии он дал обещание, что в его царстве не будет нищих и бедных, что он поделится со всеми последней сорочкой. И поначалу, казалось, эти слова сбываются. Новый царь принял обет не проливать в течение пяти лет кровь. Он освободил от пошлин столичных купцов. Народ получил освобождение от годовой подати. Служилым людям было выдано двойное годовое жалованье. О милостыни, которую он раздавал нищим, рассказывали легенды.

Историки признают, что Борис Годунов обладал качествами выдающегося государственного деятеля. Он много строил. Внешнеполитические проблемы он предпочитал решать не военным, а дипломатическим путем. Современники, в частности иностранцы, посещавшие Русь на рубеже XVI—XVII веков, отмечали улучшение положения в Московском государстве в начале царствования Бориса. Однако вскоре ситуация резко изменилась. В 1601—1603 годах на страну обрушился страшный голод, уничтоживший до трети ее населения. Годунов пытался облегчить положение народа. Он раздавал голодающим хлебные запасы, дважды, в 1601 и 1602 гг., возобновлял выход крестьян в Юрьев день, но ничто не помогало. Голод был лишь результатом истощения крестьянского хозяйства, вызванного его закрепощением. Утверждение крепостничества и социальная ломка, вызванная форсированной централизацией, проводившейся Иваном Грозным в период опричнины, нарушили относительный баланс политических сил. Под натиском стихийных бедствий, обрушившихся на Русь в начале XVII в., мнимая стабильность рухнула. Страна оказалась во власти Смуты.

Первый период Смутного времени охватывает 1604— 1606 гг. (от вторжения в пределы Московского государства Лжедмитрия I до провозглашения царем Василия Шуйского). Под именем погибшего царевича Чмитрия скрывался беглый монах Чудова монастыря Григорий (в миру Юрий) Отрепьев. Он родился около 1582 г. в семье стрелецкого сотника, но рано остался и ротой. Служил боярам Романовым, а затем Черкасским. Когда его покровители были подвергнуты опале, Отрепьев, опасаясь за свою жизнь, постригся в монахи, благодаря своим способностям, он стал заметной фигурой в Чудовом монастыре и даже по поручению патриарха Иова сочинял каноны святым. Но духовная карьера не привлекала авантюриста. В начале 1602 г. он поежал в Литву, где стал выдавать себя за чудом уцелевшего царевича Дмитрия.

В Речи Посполитой самозванец нашел поддержку короля Сигизмунда III и сандомирского воеводы Юрия Мнишека, чья дочь Марина стала невестой Лжедмитрия. Он не скупился на обещания и тайно перешел в католическую веру. В конце октября 1604 г. разношерстное войско самозванца перешло Днепр и вступило на территорию Московского государства. Однако без поддержки окраин страны, недовольных политикой Годунова, а также бедноты, измученной голодом, он был бы обречен на неудачу. На сторону самозванца переходили некоторые дворяне и бояре. Ряд городов сдался ему без сопротивления. Войско, посланное Борисом, действовало вяло и нерешительно. Власть ускользала из рук еще не старого, но уже тяжело больного царя. 13 апреля 1605 г. 53-летний Борис скончался от апоп лексического удара. Народ присягнул его сыну Федору. Но участь Годуновых была уже предрешена. Знать спешила избавиться от неугодной династии. В столицу возвращались подвергнутые при Борисе опале бояре. В июне появились в Москве люди Лжедмитрия, которые при большом стечении народа читали прелестные письма. Все это привело к возмущению против Годуновых. Под прикрытием начавшихся беспорядков эмиссары самозванца во главе с В. Голицыным убили Федора I'оду нов а и его мать.

20 июня 1605 г. Лжедмитрий I торжественно въехал в Москву. Современники признавали, что самозванец был незаурядной личностью. Он был смел и решителен, быстро схватывал суть сложных политических вопросов, обладал хорошим для своего времени образованием. Задолго до Петра I он стал пренебрегать старомосковским этикетом: одевался попольски, не спал после обеда, разгуливал по улицам столицы, допускал вольности в обращении с боярами. Все это вызывало недовольство со стороны консервативно настроенной русской аристократии. Но особенно вредили самозванцу нежелание посещать православные храмы и просочившиеся в Москву слухи о его латинстве. Лжедмитрий оказался в очень трудном положении. Он не мог выполнить свои многочисленные обещания, щедро раздаваемые на пути к трону. Число недовольных новым царем росло. В этой ситуации нужна была лишь искра для того, чтобы произошел взрыв.

Толчком к свержению Лжедмитрия I с престола стало прибытие в Москву 2 мая 1606 г. Марины Мнишек, которую сопровождал многочисленный вооруженный отряд польских наемников. Поляки вели себя так вызывающе, что у москвичей складывалось впечатление, будто в город вступила не свадебная свита,, а чужеземная армия. 8 мая состоялась свадьба самозванца. Придирчивые наблюдатели отметили, что она происходила с отступлениями от православного обряда. В народе стали говорить, что царь «поганый», некрещенный иноземец, который не соблюдает русские традиции и не чтит православные святыни. Вдохновителями заговора были князья Шуйские, братья Голицыны, М. Скопин, М. Татищев и др. 17 мая они подняли народ набатным звоном и, пока москвичи расправлялись с поляками, ворвались в Кремль. Самозванец был убит, а его тело лодверглось поруганию.

На выдвижение нового царя потребовалось не более суток. По одной из версий сторонники Василия Шуйского просто перекричали на Красной площади рядом с Лобным местом тех, кто ратовал за других претендентов на престол. Так на русском троне оказался 54-летний подслеповатый лгун и интриган, готовый во имя власти совершить любое злодейство. Но именно этот бесчестный человек впервые в истории отечественной государственности присягнул своим подданным. Он целовал крест в том, что будет соблюдать три основных условия: 1) Не лишать никого жизни без приговора думы. 2) Не отбирать имущество и не преследовать родственников осужденных. 3) Не верить ложным доносам, а проверять их тщательным следствием. Таким образом, «крестоцеловальная запись» содержала обязательство ограничить правовой произвол. Однако Василий Шуйский не собирался выполнять свои обещания. Правление Василия Шуйского (1606—1610 гг.) совпадает с вторым периодом Смутного времени. В стране шла Гражданская война. Против боярского царя повсюду вспыхнули восстания, в которых принимали участие представители различных социальных слоев жоряне, казаки, крестьяне, недавно присоединенные народы Поволжья. Ситуация осложнялась также тем, ч го бунтовщики часто воевали не только против правительственных войск, но и друг против друга. В такой постановке вполне естественным было появление нового самозванца. В роли Лжедмитрия II выступил безвестный учитель из Шклова. В отличие от Г. Отрепьева не хотел ввязываться в авантюру, боясь за свою жизнь. Новый претендент на царский трон был искусно «своим» врагами Шуйского. Летом 1608 г. пестрая армия « самозванца подступила к Москве, но занять столицу не могла. Лжедмитрий II разбил лагерь в Тушино. Отею-1ч его прозвище «тушинский вор».

Тушино представляло собой необычное зрелище. На олме близ впадения речки Сходни в Москву-реку была построена изба, служившая «дворцом» самозванцу. Ее окружали шатры польских гусар. Здесь же, на холме, располагались жилища русской знати. Простонародье ютилось в наспех построенных лачугах в низине, где стоял ужасающий смрад, а во время дождей все утонуло в непролазной грязи. Сюда, к Лжедмитрию II выезжалось немало влиятельных лиц. Среди них был провозглашенный патриархом Московским и всея Руси Филарет (в миру Федор Романов)—отец будущего ца­ри Михаила Романова.

«Тушинский вор» в течение двух лет осаждал Москву. Будучи не в состоянии, справиться с ним, Василий Шуйский обратился за помощью к Швеции. Король Карл IX послал на Русь отряд под командованием Декчгарди. Это было использовано в качестве повода для , мотивизации польской интервенции. Осенью 1609 г. король Сигизмунд III во главе большой армии осадил Смоленск. Итак, в стране хозяйничали интервенты, бесчинствовали шайки разбойников, действовали повстанческие отряды. Правда, против Лжедмитрия II успешно вел наступление талантливый полководец. VI. Скопин-Шуйский, но в апреле 1610 г. он неожиданно умер. Василий Шуйский не обладал ни реальной властью, ни авторитетом. Его внутренняя и внешняя политика полностью дискредитировала себя, а личность, называла всеобщую ненависть и презрение. Дни боярского царя были сочтены. 17 июля 1610 г. он был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи. Впрочем, участь Лжедмитрия II тоже была предрешена. Он стал не нужен полякам. Его покидали недавние сподвижники. 11 декабря 1610 г. самозванец был убит начальником собственной охраны.

После свержения Василия Шуйского власть в Москве захватила группа аристократов, состоявшая из семи бояр. Поэтому период междуцарствия, продолжавшийся до конца 1612 г. часто называют «семибоярщиной». Это был также третий период Смутного времени, главным содержанием которого стало национально-освободительное движение. Своеобразие социально-политической ситуации того времени заключалось в том, что изгнание чужеземцев, возрождение отечественной государственное и прекращение Смуты были связаны с восстановлением единовластия, что на практике означало возврат к самодержавному принципу правления. Поэтому почти сразу после освобождения Москвы от поляков (польский гарнизон в Кремле капитулировал 27 октября 1612 г.) командовавший земским ополчением князь Д. М. Пожарский в грамоте от 15 ноября звал по десяти человек от городов для выбора царя.

В январе 1613 г. в Москве начал работу Земский собор, в заседаниях которого участвовали 700 представителей бояр, духовенства, дворян и посадских людей. Избрание царя оказалось очень трудным делом. В стране не было бесспорного претендента на трон. Необходимо было найти личность, способную примирить враждовавшие боярские клики и, самое главное, обладавшую в глазах народа законными правами на престол. Такой компромиссной фигурой мог стать 16-летний Михаил Романов. Немаловажное значение для простых людей имело то обстоятельство, что он был племянником последнего царя из прежней династии Федора. Однако первоначально Земский собор отверг кандидатуру Михаила Романова. Представители знатных семейств не без оснований опасались, что после избрания царем посредственного во всех отношениях юноши реальным правителем страны будет властный и честолюбивый Филарет. Чтобы вынудить Земский собор принять выгодное для них решение, сторонники Романовых вышли на Красную площадь и обратились к народу. Казаки и чернь ворвались в Кремль, требуя немедленно избрать царя. 21 февраля 1613 г. Земский собор объявил царем Михаила Романова. Провозглашение нового царя не сопровождалось никакими ограничительными условиями.

Воцарение новой династии создало предпосылки для политической стабилизации. В стране восстанавливалась единая власть, прекратились междоусобицы, смолкли выстрелы на польской и шведской границах. Но возрождение отечественной государственности происходило на основе возвращения к самодержавному характеру государственного строя.