Племена, обитавшие на территории Азербайджана в 1 тысячелетии до н. э.


На рубеже II и 1 тыс. до н. э. территорию современного Азербайджана населяли племена, создавшие еще во II тысячелетии высокоразвитую культуру бронзы. Культура эта, связанная с использованием медно­рудных залежей Кедабека, представляла местный вариант культуры бронзы Восточного Закавказья и известна в археологии под названием Ходжалы-Кедабекской культуры.

Исследование памятников этой культуры, начатое еще в 90-х годах прошлого столетия и продолженное советскими археологами, показало, что культура эпохи бронзы в Шамхорском, Кировабадском, Ханларском районах и в Нагорном Карабахе была преемственно связана с местными древними культурами Закавказья, в то время как в Нахичевани и Ленкорани формы бронзовых изделий отражают значительное влияние иранских производственных центров.

Раскопки могильника у сел. Астрахан-Базар в Муганской степи дали разновременные комплексы, начиная от периода ранней бронзы до времени освоения железа. При этом культура эпохи поздней бронзы но формам металлических изделий, главным образом мечей со специфической формой рукоятей, характерной для северного Ирана, позволяет предполагать в них образцы мидийских изделий. В предгорьях, в районах Шамхора, Кировабада и Ханлара, а также в Мильской и Карабахской степях, в долинах рек, земледельческие поселения существовали еще с середины II тысячелетия до н. э.

К началу I тысячелетия до н.э., благодаря быстрому развитию скотоводства и освоению металлургии бронзы на базе использования местных медных руд в горных районах, определилась ведущая роль живших там скотоводческих племен. Вследствие постоянного увеличения поголовья скота прилегающие к поселениям пастбища стали недостаточными и возникла необходимость в расширении кормовой базы. Поэтому унче в начале 1 тысячелетия до н. э. на территории Азербайджана, как и в других областях Закавказья, окончательно сложилась в основных чертах форма полукочевого скотоводства с зимовниками в низменных степных районах и выгоном скота на летние месяцы (май — октябрь) из степей в горы. Возникновение и развитие яйлажного скотоводства повлекло за собой разведение преимущественно мелкого рогатого скота и лошадей, ставших совершенно необходимыми для верховой езды. Лошади применялись также в качестве тягловой силы. Выращиваемые в то время на горных пастбищах Азербайджана кони принадлежали к одной из древнейших и прославленных пород на Кавказе, так называемой карабахской. К этому же времени относится и одомашнение собаки, нужной для охоты и для охраны стад от диких зверей. Эта форма хозяйства (яйлажное скотоводство), существующая и поныне, характерна для Кавказа ввиду специфики его географических условий. Она способствовала разделению труда между горными районами и приречными низменностями, земледельческими по преимуществу, где к средине I тысячелетия возникли и постепенно развились крупные и богатые земледельческие поселения. Основными земледельческими культурами с древнейших времен являлись пшеница и ячмень, а затем и просо.

Хозяйственное развитие горных скотоводческих племен, владевших важнейшими центрами металлургии меди, было причиной их главенствующей роли в начале I тысячелетия до н. э.

Археологические памятники Нагорного Карабаха, Шамхорского, Кировабадского и Ханларского районов представлены главным образом материалами раскопок могильников у Арчадзора, Ходжалы и Ханлара. Эта группа археологических памятников, при разнообразных формах захоронений, рисует картину далеко зашедшего имущественного неравенства. В больших склепах, покрытых курганной насыпью, обнаружены погребения вождей племен с большим количеством бронзовых изделий — оружия и украшений и глиняной посуды. Погребенного вождя сопровождали в загробный мир павшие с ним вооруженные дружинники (Арча-дзор) или убитые во время погребального обряда рабы (курган у сел. Ахмахи, Мардакертского района). Богатые и могущественные племена Нагорного Карабаха в начале I тысячелетия до н. э. поддерживали связи с передовыми странами Древнего Востока. Об этих связях, осуществлявшихся через государство Урарту, свидетельствует большое количество привозных вещей, в том числе золотых изделий (например, золотая цилиндрическая печать с изображениями животных, украшение в виде головки льва и агатовая пронизка в виде бутона цветка с клинообразной надписью, упоминающей ассирийского царя Ададнирари, из погребения у сел. Ходжалы), и древневосточная поливная керамика. Исследование поселений эпохи бронзы в Кировабадском районе показало, что ведущая роль в хозяйственной жизни того времени принадлежала скотоводству. Одновременно со скотоводством, особенно в горных районах, большое значение имела охота, дававшая дополнительную мясную пищу ското­водам на кочевьях и имевшая также цель защищать стада от диких зверей. Земледелие имело меньшее значение. Находка косточек винограда в большом вкопанном в пол глиняном сосуде свидетельствует о раннем возникновении виноградарства и виноделия в этом районе.

В некоторых областях западного Азербайджана, например в Шамхорском районе, а также в Нахичеванской АССР и в соседних областях Армении (районы озер Севана и Арагаца) и Грузии (Триалети) поселения этого периода представляли собой крепости циклопической кладки. Это характерное явление, отражающее обстановку межплеменных столкно­вений в период разложения первобытно-общинных отношений.

Для освещения истории Азербайджана I тысячелетия до н. э. особо выдающееся значение приобретают памятники, сохранившие последо­вательные наслоения, охватывающие длительные периоды общественного развития. Одной из таких групп памятников являются древние поселения с примыкающими к ним обширными могильниками близ Мингечаура. Изучение археологических памятников Мингечаура и сопоставление их с аналогичными или близкими им комплексами из других районов Азер­байджана позволяют уточнить периодизацию и основные хронологиче­ские вехи для археологии Азербайджана в целом. Среди семи различных видов погребений могильников Мингечаура, относящихся к различным историческим эпохам, имеются курганы и грунтовые погребения эпохи бронзы, инвентарь которых содержит характерные для Ходжалы-Кеда-бекской культуры топоры-секиры, массивные мечи с округлыми концами, кинжалы, обсидиановые наконечники стрел и черную лощеную керамику с врезным орнаментом, заполненным белой массой.

В течение VIII—VII вв. в хозяйственной и общественной жизни племен Азербайджана произошли значительные изменения. Благодаря включению в состав государства Урарту южных областей центрального Закавказья связи со странами Древнего Востока и их культурное влияние распространилось постепенно на все страны Закавказья. Железные из­делия проникали вначале в Закавказье из Урарту и Ирана. Но вскоре началось освоение металлургии железа на основе разработки местных рудных залежей и быстрое вытеснение бронзовых орудий и оружия железными. К самому начальному периоду освоения железа следует отнести две последовательно сменяющие друг друга группы захоронений в Мингечаурском могильнике. Первая группа — грунтовые погребения со скорченными костяками, с характерным для бронзовой культуры инвентарем: предметами вооружения и украшениями из бронзы, черной керамикой и минеральными бусами. Однако наряду с бронзовым встречается в небольшом количестве и железное оружие, еще очень несовершенное по форме и технике исполнения. Эта группа погребений датируется IX—VIII вв. до н. э. Вторая группа — курганы племенной знати, вождей, где в могильной камере, перекрытой бревнами, были обнаружены скелеты лошадей, погребенных вместе с умершими, и кости крупного рогатого скота. О социальном положении погребенных свидетельствуют символы их власти — навершия булавы. В могилах наряду с бронзовыми предметами имеются и железные орудия и оружие.

Об этническом составе населения Азербайджана в I тысячелетии до н. э. сообщают некоторые данные, правда очень скудные, древнегреческие писатели. Наиболее ранние упоминания о племенах, населявших Азербайджан, имеются у Гекатея и Геродота. Немало ценных сведений дает также Страбон. Древнейшее коренное население Азербайджана состав­ляли племена иберийско-кавказской группы. К числу их принадлежали каспии — скотоводы-кочевники, обитавшие еще в V в. в степных восточных областях Азербайджана. По имени их получило свое название Каспийское море. По словам Страбона, в его время каспии уже не существовали, но оставили по себе память в названии страны Каспианы, которая занимала область Талыша и Муганскую степь. У Гекатея и Геродота после каспиев упоминается племя миков возле Аракса. Племена албанов и утиев принадлежали к северокавказской группе иберийско-кавказских племен. Албаны населяли в древнейшие времена район левого берега р. Аракса, нынешний Карабах и Мильскую степь. Они стали известны греческим писателям еще в связи с походом Александра Македонского. Арриан, писатель II в. н. э., упоминает их в составе войск персидского царя Дария III в битве между Александром и Дарием при Гавгамелах (331 г. до н. э.). В жизни населения древнего Азербайджана албаны сыграли выдающуюся роль. Они возглавили обширный союз племен и положили начало албанской народности, внеся тем самым основной вклад в формирование будущего азербайджанского народа. Албанская племенная аристократия возглавила местные племена и племенные союзы на территории Азербайджана. По имени албанов античные авторы северный Азербайджан называли Албанией. Утии (позднейшие удины) жили в низовьях и прилегающих частях долин рек Куры и Тертера (область Отена античных писателей, округ Ути армянской анонимной «Географии» VII в. н. э.). Долины рек Поры и Алазани, Кара-язскую и Ширакскую степи, как показывают археологические материалы, населяли восточно-грузинские племена карты (картвелы) и племена в этническом и культурном отношении им родственные.

Скотоводческие племена находили в Прикаспийской низменности исключительно благоприятные условия для своего хозяйства. Этим, вероятно, и следует объяснить ту этническую пестроту, которая наблюдается в этой части Закавказья в I тысячелетии до н. э. и в более позднее время. Постоянное просачивание кочевых племен из степей Северного Кавказа вдоль Каспийского побережья в южные области Закавказья происходило, повидимому, почти постоянно со времен глубокой древности. В результате вторжения в середине VII в. скифских племен, основная масса которых двигалась вдоль Каспийского моря, значительная часть этих племен осела в степных и предгорных районах Азербайджана. От имени скифов (саков) происходит название области «Сакасена» (в районе современного Кировабада), в долине р. Куры.

У подножия Кавказского хребта жили леги, предки нынешних лезгин. По обоим склонам хребга Здгр, включая бассейн озера Урмии, жили племена загро-эламской группы, марды, куртии (современные курды) и матиены. На склонах Талышских и Гилянских гор жили гелы — предки нынешних гилян и многочисленные воинственные племена кадусиев. Индийские племена, частично проникавшие в Айраратскую область Армении, проникали также и на территорию Муганской и Мильской степей. Они являлись посредниками в межплеменном обмене с областями центрального Ирана.

Таким образом, в развитии культур племен Азербайджана VII— VI вв. до н. э. играли роль две основные этнические группы: местные чберийско-кавказские, в культуре которых проявлялись древние традиции эпохи бронзы, и ирано-язычные скифские. Скифская культура наложила свой отпечаток на культуру большинства обитавших в то время в Азеро байджане племен, и это обстоятельство послужило причиной того, что в трудах древнегреческих историков и географов местные закавказские племена, как, например, касиии и другие, обитавшие в то время в степ­ных районах, ошибочно причислялись к скифам. Среди памятников материальной культуры Азербайджана УII—VI вв. отчетливо выделяется группа со многими элементами скифской культуры. В могильнике Мингечаура она представлена грунтовыми погребениями, сопровождаемыми захоронениями коней по скифскому обряду, в богатом уборе, и характерным инвентарем; оружие бронзовое и железное; очень крупные железные наконечники копий, короткие железные мечиакинаки с бронзовой рукоятью, широкие бронзовые пояса с гравировкой, булавы и большое количество скифских стрел разнообразной формы. В числе украшений особенно характерны бронзовые браслеты с оскаленными головками хищников с длинными ушами, бронзовые зеркала с зооморфными ручками, серебряные и бронзовые серьги, литые перстни-печати с изображением животных (быка, оленя) и людей (воин с копьем и щитом, жрец перед алтарем, борьба со львом), бронзовые чаши — фиалы, амулеты из египетской пасты и бусы из сердолика и граната.

Этой группе погребений хронологически соответствуют материалы из раскопок поселений, где раскрыты жилища из сырцового кирпича с опорами из деревянных столбов, крупные глиняные сосуды хозяйственного назначения, зернотерки, глиняные сосуды и древние обжигательные печи, железные орудия. В одном из поселений найдена глиняная модель жилища в виде высокой круглой кибитки на колесах. Материал этих погребений тесно связан с местной культурой эпохи бронзы предшествовавшего периода и в то же время отражает элементы скифской культуры и влияние культур соседних стран, Урарту и Мидии. Погребения этого периода, содержащие материалы, свидетельствующие о культурной связи со скифами, обнаружены также в Шамхорском районе.

В период расцвета государства Ахеменидов область Каспиана, локализуемая в My ганской степи, входила в состав их державы и была включена в XI сатрапию. Ахемениды, подобно царям Урарту, придавали большое значение развитию поливного земледелия в подвластных им областях. Ксеыофонт рассказывает, что «часть своей страны царь объезжает и осматривает сам, часть через посылаемых им надежных людей, и если заметит, что сатрапы представят землю обитаемой, обработанной и обильной свойственными ей деревьями и плодами, то присоединяет к ним области и награждает их ценными подарками и почетными тронами». По предположению некоторых советских ученых, обнаруженные в Муганской степи пересохшие русла древних больших каналов представляют остатки развитой оросительной системы, созданной одним из сатрапов Мидии в IV в. до н. э. и послужившей основой для процветания земледелия и садоводства в этой стране, где сохранились остатки многих богатых земледельческих поселений, дальнейшее непрерывное развитие которых в течение нескольких веков можно проследить по данным археологии.

Оцените статью!


: 1 комментарий
  1. Северов Нестор Петрович

    Удивительная этническая мозаика юго-западного Прикаспия по сей день поражает своей пестротой. Сдается, что где-то неподалеку пытались построить вавилонскую башню (хотя до Вавилона «два локтя по карте»). Дополнительным подтверждением тому, укоренившаяся традиция межплеменной вражды, сохранившаяся поныне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *