Культура ордынской Руси


Несмотря на разрушительные действия и потери, которые пришлось претерпеть русской земле во время нашествия татар, культура Руси после всех потрясений начинает возрождаться. Характерный для начала XIII века дух сопротивления постепенно уступает место компромиссу и ассимиляции с культурой Орды, которые были необходимы для передышки и концентрации новых сил противостояния. Идет процесс заимствования в нескольких сферах: военном деле и искусстве ведения дипломатических переговоров.   

Огромную роль в этот период стала играть церковь, которая выступила хранителем русских ценностей, духовности и нравственности, а также явилась источником подъема национального самосознания народа на рубеже XIV – XV веков. Такого положения духовенство смогло достигнуть благодаря веротерпимости татар. Они не препятствовали постройке новых церквей и монастырей и не мешали их деятельности.

После Куликовской битвы начинается рост патриотизма. Этот фактор нашел свое отражение в литературе того периода, прославлявшей честь, отвагу, смелость и доблесть русских воинов, сражавшихся и погибших в борьбе за освобождение своей родной земли.  Постепенно идет возрождение летописания, а также распространение письменности и повышение уровня грамотности населения.

Век

Образование, наука, право

Архитектура, строительство, ремесла

Литература, искусство

Другие сферы

XIII

Гибель

культурных

ценностей

Собор Спаса-Преображения в Твери

 

 

XIV

Бумага вместо

бересты

и пергамента,

«полуустав»

вместо «устава»

Крепость Изборск, каменный кремль Пскова, белокаменный Кремль в Москве, Грановитая палата в Новгороде. Церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору в Московском кремле,

Грановитая палата в Московском кремле (Марко Руффо, Пиетро Антонио Солари)

 

Былинный эпос

(Владимир

Красное

Солнышко,

Василий

Буслаевич, Садко),

исторические

песни,

«Задонщина» (Сафоний Рязанец), «Сказание о Мамаевом побоище». Феофан Грек. Иконостасы

 

XV

Общерусское

летописание.

Государственная

идеология:

« Москва—Третий

Рим»

Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы,

колокольня Ивана Великого. Аристотель Фиораванти

«Хождение за три моря» (Афанасий Никитин), Андрей Рублев, Прохор из Городца, Даниил Черный

 

 «Татарщина сказалась у нас не в одном лишь случайном и легком заимствовании некоторых татарских слов, но и в заимствовании некоторой доли самой татарщины; эти заимствованные слова были полным выражением того зверства диких татарских орд, которым сменилась правда, выработанная народом. Татарщина откроется, когда история расскажет нам смену древней русской одежды на ту татарскую, которая покрывала наших предков с головы до ног: башмак, азям, армяк, зипун, чедыш, кафтан, учкур, шлык, башлык, колпак, клобук, тафья, темляк и т.д.; когда увидим, как «правда по закону святу» вытесняется битьем и ругательствами, унаследованными от татар и живущими доселе в словах нам уже близких и родных: дурак, кулак, кулачное право, кандалы (кайданы), кат (палач), катувать, катать, бузовать, башка, карга и т.д.; когда узнаем, как в русские обычаи входят: казна, казначей, караул, сундук, сарай, ям (откуда ямщик), харч (откуда харчевня); обращение права на правеж, заимствованный от татар; установление тархан, ярлыков, чинов, чиновников, тамги (откуда таможня), и, наконец, кабака, сменившего корчму». (И. Г. Прыжов, историк быта)

Русская культура во второй половине XIII — XV в.

В горящих русских городах и храмах погибли летописные своды, иконы, рукописные книги, а главное — ушли в вечность создатели духовных и материальных ценностей. Культура кочевников была ниже и монголо-татары «не подарили алгебры, как арабы Европе». (А.С.Пушкин)

Хранительницей русской культуры, духовности, языка, различных памятников стала православная церковь и особенно монастыри. В середине XIV в. был основан Троице-Сергиев монастырь. Его основатель и игумен Сергий Радонежский (около 1321—1391) активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику Дмитрия Донского. Монах псковского Елизарова монастыря Филофей считается автором государственной идеологии нарождавшегося Московского государства, которая в конце XV в. нашла выражение в формуле «Москва — третий Рим, второй Царъград».

В условиях ига произошел упадок просвещения, снижение уровня грамотности. Для книг использовался очень дорогой пергамент, что делало их доступными лишь ограниченному кругу княжеско-боярской знати. Возобновившееся летописание освещало исторические события с московских позиций. Литература представлена житиями святых, другой церковной литературой, некоторыми крупными произведе­ниями, такими как «Сказание о Мамаевом побоище» и т.д.

В архитектуре постепенно вырабатывался самобытный московский стиль. При Дмитрии Донском был построен Кремль из белого камня (известняка), одной из характеристик столицы Московского княжества стало слово «белокаменная». При Иване III в Кремле были выстроены стены и башни из красного камня, сооружен ряд дворцов и соборов (Успенский, Благовещенский, Архангельский и др.). Для работы в России был приглашен итальянский зодчий Аристотель Фиораванти.

Украшением соборов были произведения выдающихся иконописцев Андрея Рублева («Троица» и др.), Феофана Грека и др.

После страшного опустошения страны монголо-татарами только со второй половины XIV в. вместе с хозяйственным восстановлением русских земель началось культурное возрождение Руси, единой русской культуры. Важную роль играли культурные контакты России с другими странами, особенно с Византией и Италией.




  1. Aoidos

    Монах псковского Елизарова монастыря Филофей считается автором государственной идеологии нарождавшегося Московского государства, которая в конце XV в. нашла выражение в формуле «Москва — третий Рим, второй Царъград»

    Чуть позже — в первой четверти XVI века.

    В таблице графу о литературе XIII века можно дополнить сочинениями «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.