Культура имперской России


Начиная с XVIII века, благодаря петровским преобразования, Российская империя была подвержена веяниям и влиянию западной культуры. В этот период происходит складывание национального самосознания, русской нации, традиционной системы ценностей.  Эти процессы послужили, формированию основ русского литературного языка, музыки, отличающихся своей самобытностью. Именно с этого времени начинаются споры между западниками и славянофилами о поиске истинного пути развития для России. Под влиянием идей просвещения возрастает интерес к личности человека, его ценности как всесословного существа.

Были предприняты меры, направленные на развитие и укрепление системы образования. Однако, на протяжении всего периода, высшее образование, по большей части, так и осталось привилегией дворянства.

XIX век принес культуре России мировое значение, благодаря деятельности и творениям наших писателей, музыкантов. Культура в этот период развивается под воздействие внутренних и внешних событий, произошедших в государстве: Отечественная война 1812 года и Заграничные походы русской армии, восстание декабристов 1825 года, реформы императора Александра II, затронувшие все сферы жизни общества. Новыми явлениями можно назвать развитие музеев, которые стали доступными и открывались не только в крупных городах, но и в провинциях. Возведение памятников крупным государственным деятелям на улицах столицы.

Век

Образование, наука, право

Архитектура, строительство, материальное производство

Литература, искусство

XVIII

Бессословные низшие школы, Наиигацкая, артиллерийская, инженерная, иностранных языком, хирургическая школы. Академический университет в Петербурге, Московский университет, Горный институт, Смольный институт благородных девиц. Книгопечатание, реформа алфавита. Первая газета «Ведомости». Кунсткамера, Военно-морской и Артиллерийский музеи, научная библиотека. Академия наук.

Аптекарский огород (Ботанический сад), госпиталь, госпитальная школа, карта Каспийского моря, «Атлас Российской империи», В. Беринг, С. П. Крашенинников, государственная горноразведочная служба, обсерватория, метеорологические наблюдения, «Арифметика» Л.Ф. Магницкого, токарные станки А. К. Нартова, подводная лодка Никонова, паровая машина Ползу-пова. И. II. Кулибин. М. В. Ломоносов. Историки В. Н. Татищев, М. М. Щербатов

Каналы, плотины, корабельные верфи, здания крепости. Санкт-Петербург Ж. Леблон, Д. Трезнни (Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий), Б. Растрелли (Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе), И. К. Коробов, М. Г Зсмцов, В. И. Баженов (дом Пашкова в Москве), М.Ф. Казаков (здание Сената в Московском кремле), Д. Кваренги, И. Е. Старов (Таврический дворец в Петербурге). Барокко,классицизм

Гравюра (А. Ф. Зубов), светская живопись (И. И. Никитин). Российская академия (Е. Р. Даш­кова), Академия художеств. В. К. Тредиаковский, Л. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев, 11. Н. Новиков, Ф. Г. Волков. Крепостные и казенные театры. Д. С. Бортнянский.

А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, Ф. И. Шубин, Э. Фальконе

XIX

Лицей, Лесной институт, Институт Корпуса инженеров путей сообщения, университеты, научные общества

М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, О. Монферран, Тома де Томон, А. Д. Захаров, В. П. Стасов, К. А. Тон, П. К. Клодт, И. П. Мартос

A. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов,
Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов,

К. П. Брюллов, А. А. Иванов, О. А. Кип­ренский, В. А. Тропинин, П. А. Федотов, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М.С. Щепкин, П. С. Мочалов,

B. А. Каратыгин, Ф. В. Булгарин

Имперский период в истории России ознаменовался строительством новых городов (Екатеринбург, Екатеринодар, Севастополь, Одесса и др.), великолепных дворцовых ансамблей, водных систем и т.д.

В архитектуре главные творческие силы были сосредоточены в Пе­тербурге и Москве. При Петре I Д. Трезини построил Петропавловскую крепость, здание Двенадцати коллегий, Летний дворец и другие сооружения. П. М. Еропкин разработал первый план Петербурга, перевел на русский язык первую книгу по архитектуре. В 1703—1760-х гг. в архитектуре преобладал стиль барокко. Крупнейшим мастером барокко был Ф. Б. Растрелли (Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе и др.).

С 1760-х до 1840-х возобладал классицизм: создания В. И. Баженова (Пашков дом в Москве, Инженерный замок в Петербурге, ряд неосуществленных проектов), М. Ф. Казакова (старое здание Московского университета, здание Дворянского собрания с Колонным залом в Москве, ставшее Домом советов), А. Н. Воронихина (Казанский собор в Петербурге), К. И. Росси (Александрийский театр с улицей Росси в Петербурге), О. Монеферрана (Исаакиевский собор и Александрийский столп в Петербурге), Тома де Томона (здание Биржи на Стрелке Васильевского острова в Петербурге), А. Д. Захарова (Адмиралтейство в Петербурге) и т.д. Формируются основные площади Петербурга, его центральная часть, замечательные архитектурные ансамбли в городе и пригородах. В Москве именно в это время были построены Большой и Малый театры, Манеж, появился Александровский сад у Кремлевской стены, памятник Минину и Пожарскому на Красной площади и др.

В живописи XVIII в. получило развитие портретное искусство, наиболее крупными представителями которого были крепостной графа Шереметева Иван Аргунов, В.Л.Боровиковский (портрет М.И.Лопухиной), Д.Г.Левицкий (портреты выпускниц Смольнинского института). В Российской Академии художеств, созданной в 1757, быстро возобладал классицизм, так называемая академическая школа. Полотна на античные, исторические и религиозные сюжеты вышли из-под кисти Г. Г. Угрюмова, К. П. Брюллова, А. Г. Венециа­нова, П. А. Федотова.

Композитор Д. С. Бортнянский создал новый тип русского хоро­вого концерта. Родоначальником русской классической музыки стал М. И. Глинка; «Патриотическая песня» М. И. Глинки была основой государственного дореволюционного гимна. Происходит становление современного русского языка, связанное с творчеством блестящей плеяды писателей, поэтов (Г. Р. Державин, А. С . Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.).

Культурный код имперской России: деятели культуры по сферам деятельности

Сферы деятельности

Деятели культуры

Ученые, изобретатели, деятели образования

Л.Ф. Магницкий, СП. Крашенинников,

И. П. Кулибин, М. В. Ломоносов, А. А. Бецкой

Историки

В. М. Татищев, М. М. Щербатов, Н. М. Карамзин

Архитекторы

Ж. Леблон, Д. Трезини, М. П. Еропкин, Ф. Б. Растрелли, В. И. Баженов, И. Е. Старое, Д. Кваренги, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, О. Монферран, Тома де Томон, А. Д. Захаров

Художники

A. П. Антропов, И. П. Аргунов,

B. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий,
Г. Г. Угрюмов, К. П. Брюллов,

А. Г. Венецианов, П. А. Федотов, А. А. Иванов, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин

Скульпторы

Ф. И. Шубин, Э. Фальконе, П. К. Клодт, И. П. Мартос

Композиторы

Д. С. Бортнянский, М.И. Глинка, А. С. Даргомыжский

Писатели

Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь

Поэты

В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов

Актеры

Ф. Г. Волков, П. И. Жемчугова-Ковалева,

Е. С. Семенова, П. А. Стрепетова, М. С. Щепкин,

П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин

 Культурный код имперской России: творения деятелей культуры

Деятель культуры

Творение деятелей культуры

М. В. Ломоносов

Сформулировал принцип сохранения материи и движения, создал учение о свете, открыл атмосферу на Луне, заложил основы современного русского литературного языка. Ученый-энциклопедист

Н. М. Карамзин

Основоположник русского сентиментализма («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза»), создатель «Истории государства Российского» в 12 томах

Д. Трезини

Раннее барокко: Летний дворец Петра I, Собор в Петропавловской крепости, Здание 12 коллегий — все в Петербурге

В. В. Растрелли

Барокко: Смольный монастырь и Зимний дворец в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе

В. И. Баженов

Классицизм: проект реконструкции Кремля, дворцово-парковый ансамбль Царицыно, Пашков дом в Москве, проект Михайловского замка в Петербурге (реализован В. Ф. Бренна)

Д. Кваренги

Классицизм: Павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском Селе, Ассигнационный банк, Эрмитажный театр и Смольный институт в Петербурге

М. Ф. Казаков

Классицизм: Сенат в Кремле, Университет, Голицынская больница, дома-усадьбы Демидова, Рубина; разработал генеральный план Москвы

А. Н. Воронихин

Ампир: Казанский собор, Горный институт в Петербурге

К. И. Росси

Ампир: Русский музей (Михайловский дворец) с площадью Искусств и Михайловской улицей, Дворцовая площадь со зданиями и аркой Генерального штаба, ансамбль Александрийского театра с площадью Островского, ул. 3. России и площадь Ломоносова

К. П. Брюллов

Классицизм романтизм: «Вирсавия», «Последний день Помпеи», «Всадница» и др.

Деятель культуры

Творение деятелей культуры

М.И. Глинка

Родоначальник русской классической музыки. Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила», классик романса, «Патриотическая песня» в 1992— 2000 использовалась как государственный гимн РФ

Н. В. Гоголь

Роман «Мертвые души», комедия «Ревизор»

А. С. Пушкин

Создатель современного русского языка. Поэмы «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Полтава», «Медный всадник», «Цыгане», роман в стихах «Евгений Онегин», проза «Повести Белкина», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», трагедия «Борис Годунов» и др.

М. Ю. Лермонтов

Стихотворения «Смерть поэта», «Дума», «Пророк», поэмы «Мцыри», «Демон», драма «Маскарад», роман в прозе «Герой нашего времени»

 




  1. RMAU

    Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.