Вторая половина ХХ века в учебниках Украины


Вторая половина ХХ и начало ХХI века в концепции современной исторической науки получают сдержанную оценку. Положительными персонажами выступают диссиденты и деятели культуры. Государственные лидеры советского времени и периода независимости получают, как правило, нейтральную оценку. Важнейшим событием второй половины ХХ века считается провозглашение независимости Украины. События после 1991 года изучаются в школах Украины обзорно.

«Оттепель» и «Застой»

Трактовка событий хрущёвских и брежневских времён в украинской и поздней советской историографии практически не отличается. Школьные и вузовские учебники широко используют понятия «Оттепель» и «Застой» для характеристики общественно-политической и культурной жизни СССР. В отличие от изучения предыдущих периодов, изучение послесталинского периода истории СССР в школах Украины фокусируется на событиях в Москве. Школьники изучают создание совнархозов, покорение целины, строительство БАМа и ввод войск в Афганистан. При этом школьники на страницах учебников часто встречаются имена Хрущёва, Маленкова, Кагановича, Брежнева и Косыгина. Из деятелей республиканского уровня чаще всего упоминаются первые секретари ЦК КПУ Шелест и Щербицкий, но им уделяется гораздо меньше внимания, чем партийным боссам из Москвы. При изучении экономики наибольшее внимание уделяется эксперименту по созданию совнархозов (1957–1965) и косыгинским реформам (1965–1969).

Параллельно с изучением экономической и внешней политики СССР, украинская школьная программа обращает внимание на проявления национального сознания в УССР. В школьном курсе подробно изучается диссидентское движение, причём внимание фокусируется на деятельности именно украинских диссидентов: Ивана Дзюбы, Левка Лукьяненко, Петра Григоренко. Подробно изучается деятельность Украинской Хельсинской группы – крупнейшего правозащитного объединения доперестроечной эпохи.

Перестройка и постсоветское время

При изучении периода Перестройки наблюдается такой же подход: внешнеполитические и экономические явления изучаются в контексте общесоюзных процессов, деятельность оппозиции – в контексте жизни отдельно взятой республики. В периоде Перестройки особенно подробно изучаются катастрофа в Чернобыле и деятельность Народного движения Украины за Перестройку (позднее Народный рух Украины).

События на Украине в 1990–1991 годах изучаются особенно подробно. Декларация о государственном суверенитете 16 июля 1990 и Акт провозглашения независимости 1991 года считаются важнейшими вехами украинской истории и закономерным результатом многовековой борьбы украинского народа за независимость. Едва ли не единственное событие постсоветской истории, которое изучается подробно – принятие Конституции 1996 года. Вообще же постсоветская история Украины изучается поверхностно. Во-первых, это вызвано политической конъюнктурой: большинство политических деятелей девяностых годов до сих пор живы и активно участвуют в общественной жизни, поэтому попытки оценить их деятельность привели бы к излишней политизации образования. Во-вторых, период независимости изучается в последней четверти одиннадцатого класса, когда интерес школьников направлен не на изучение текущих предметов, а на подготовку к поступлению в вузы.

По состоянию на январь 2015 года в школах Украины ещё не началось изучение событий 2013–2014 годов: Евромайдана, отторжения Крыма и АТО на Донбассе. Очевидно, их понимание будет сильно отличаться от того, как эти события будут представлены в учебниках России. Более того, события последних лет, очевидно, сильно повлияют на толкование событий далёкого и недалёкого прошлого.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.