Литовско-польская эпоха в украинской историографии


Литовско-польская эпоха, согласно украинским учебникам, охватывает период с 1349 по 1555 год, то есть время от ликвидации галицко-волынского княжества до основания Первой Сечи. Хотя значительная часть украинских земель входила в состав Польши до конца ХVIII века, литовско-польская эпоха в понимании украинских историков завершается с появлением украинского государственного образования.

Изучение литовско-польской эпохи начинается с ликвидации галицко-волынского государства. Польше отошла Галиция, а Литве – Волынь. У школьников формируется отношение к Польше и ВКЛ как к захватчикам, хоть и упоминается о консервативной политике литовских князей «Старины не рушить, новины не вводить».

Вузовская история более благосклонна к ВКЛ и рассматривает его как государство-продолжателя традиций Киевской Руси. По сути такое отношение является более логичным: литовские князья не привнесли в государственное устройство украинских земель ничего принципиально нового. К тому же крупнейшие княжества украинских земель: киевское, черниговское и переяславское вошли в состав Великого княжества литовского без вооружённой борьбы.

Вхождение в состав ВКЛ не привело к ещё одному важному событию – завершению периода монголо-татарского ига. Само ВКЛ никогда не платило дани Орде, но для украинских земель, вошедших в его состав, датой снятия монголо-татарского ига считается 1362 год, когда войска Ольгерда разгромили армию ордынского военачальника Кутлуг-бея. Хотя татарские набеги на украинские земли продолжались до середины ХVIII века, конец политической зависимости от татарских государств на украинских землях был положен на двести лет раньше, чем на северорусских.

В отличие от Литвы, Корона польская быстро начала политику ассимиляции православного населения. Учебники неоднократно подчёркивают, что в польско-литовскую эпоху украинское население находилось под тройным гнётом: экономическим, религиозным и национальным. В бо́льшей мере это утверждение справедливо именно для западноукраинских земель, вошедших в состав Польши. Православное население («схизматики») подвергалось дополнительному налогообложению и было ущемлено в политических правах. Русское (руское) население, перешедшее в католичество, быстро ассимилировалось.

Кревская уния (1385) и последовавшие за ней процессы интеграции Польши и Литвы оцениваются как вредные для украинского населения. Усиление польского влияния способствовало ополячиванию шляхты ВКЛ и потере самобытности украинского населения.

Закономерной реакцией на всё возраставшее угнетение считается появление казачества, которое украинские учебники как массовое народное движение. Казачество считается закономерным продолжением уходничества, бродничества и берладничества, имевших место ещё в ХII веке. Казаки колонизировали Дикое Поле – часть Великой Степи, находящаяся на территории современных Днепропетровской, Запорожской, Кировоградской, Херсонской и Николаевской областей.

Литовско-польский период завершается серединой ХVI века и сменяется периодом казачества.




  1. nehamster

    Сейчас кажется невероятным, что до конца ХIХ века князья эпохи ВКЛ не считались иностранными. Их скульптуры даже есть на памятнике «Тысячелетие России». Интересно, как сложилась бы история восточных славян, если бы Литва присоединила Московию, а не Московия Литву?

  2. Владимир Исторический

    Моя точка зрения по Вашему вопросу предполагает, что сейчас бы Россия, которую мы знаём, существовала бы как аграрный придаток странам Европейского Союза. Грубо говоря, это была бы кормушка для стран запада. По-видимому, история сыграла в пользу России, но сейчас, в эпоху оружия массового уничтожения, всё может измениться очень быстро.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.