Концепция истории Украины в украинских школах и вузах


От живущих на Украине людей старшего поколения часто можно услышать, что сегодня дети изучают совсем не ту историю, которую преподавали раньше. На самом деле общая схема преподавания украинской истории претерпела немного изменений с момента распада СССР.

«Другая история» в школе возникает не из-за искажения фактов. Любая историческая концепция выделяет из огромного массива фактов те события и явления, которые считаются важнейшими и наиболее чётко иллюстрирующими закономерности исторического процесса. Выбор ключевой историософской идеи определяет выбор событий, которые её доказывают.

Основы украинской концепции

Если в СССР главной движущей силой исторического процесса считалась классовая борьба, то авторы современных учебников по истории считают такой силой стремление народа к сохранению самобытности и обретению независимости.

Периодизация истории Украины и общая характеристика развития её государственности, преподаваемые в современных украинских школах, разработаны задолго до появления современного украинского государства. В начале ХХ века Михаил Грушевский опубликовал работу «Привычная схема „русской“ истории и задачи рационального изложения истории восточного славянства» («Звичайна схема „русскої“ історії й справа раціонального укладу історії східного слов’янства», 1903). В этой небольшой работе Грушевский пытался опровергнуть тезис о едином источнике трёх восточнославянских народностей и доказать, что украинский народ произошёл от южных племён Киевской Руси, а русский – от племён, живших на северо-востоке Руси.

В других трудах Грушевский выделил четыре основных периода (укр. доба) украинской истории: княжеский (включая киевский и галицко-волынский), польско-литовский, казацкий и период украинского возрождения. Этой периодизацией пользуется и современная украинская наука, с тем лишь отличием, что период возрождения (XIX – начало ХХ в.) переименован в эпоху борьбы за национальное возрождение, а в истории ХХ века дополнительно выделены период украинской революции, советский (с 1921 г.) и постсоветский периоды.

Важнейшие вехи

История Украины представляется в учебниках этой страны как непрерывная борьба украинского народа с агрессорами, посягавшими на её земли. Обретение независимости в 1991 году трактуется как закономерный исход этой борьбы. И хотя независимого государства с названием Украина не существовало до 1991 года, украинские учёные видят в её истории тысячелетние традиции государственности, заложенные ещё во времена Киевской Руси. Носителями этих традиций провозглашаются Галицко-Волынское княжество (1399–1249), Запорожская сечь (1555–1775), Гетманское государство (1648–1782), государственные образования времён украинской революции (УНР, ЗУНР и Украинская держава), Подкарпатская Русь (1938), а также УССР.

Герои и антигерои

Большинство положительных персонажей из украинского учебника истории описывались доброжелательно и в советскую эпоху. Такими общими героями являются Владимир Великий, Ярослав Мудрый, Даниил Галицкий, Богдан Хмельницкий, Тарас Шевченко, Николай Костомаров, Сидор Ковпак и другие. В то же время положительную или сдержанно нейтральную оценку получают антигерои советской историографии: Иван Выговский, Иван Мазепа, Симон Петлюра, Нестор Махно, Степан Бандера. Жёстко отрицательно в современных украинских учебниках оценивается деятельность Петра Великого, Екатерины II и Владимира Ленина. Роль личности в истории Украины оценивается соответственно её вкладу в развитие украинской государственности.

Эти ключевые закономерности обусловливают отличия в преподавании истории Украины всех периодов от «прежней истории», которой жители Украины обучались в советское время.

Отличия от советской исторической концепции

От советской исторической концепции современную украинскую отличают положительное или нейтральное отношение к таким деятелям, как Иван Выговский, Иван Мазепа, Симон Петлюра и Степан Бандера и отрицательное отношение к Петру I, Екатерине II, Владимиру Ленину и Иосифу Сталину. В целом история Украины представляется как многовековой непрерывный процесс борьбы за независимость и самобытность украинского народа. Роль России в этом процессе оценивается как противоречивая. Предшественниками современного украинского государства называются Галицко-Волынское княжество, Запорожская Сечь, Гетманщина, УНР, Украинская Держава П. Скоропадского и УССР.




  1. Владимир Исторический

    Данный вопрос является очень спорным. Как мне кажется всем понятно, что история пишется политиками для выгоды своего правления. Вчера были одни герои, сегодня стали другие. Вчера существовало одно государство, сейчас совсем другое. После развала «Союза» многие люди из стран СНГ говорят о несовпадении исторических фактах, а также их трактовке молодому поколению в школах. Остается только ждать, что же будет завтра и какая «история» нас ожидает вскоре.

    1. GescАрхип Осипов

      Увы, не дождетесь, на каждом этапе исторического развития разрабатываются концепции, отражающие социальный заказ. Тот же Грушевский, когда-то отрицавший общие корни восточных славян вполне себе прижился в советской историографии трактующую это положение как аксиому.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.