Эпоха казачества в украинской историографии


В украинской истории казачество считается самой славной страницей истории страны и её национально-освободительного движения.

При изучении раннего периода казачества внимание фокусируется на морских походах Дмитрия Байды-Вишневецкого и Петра Конашевича-Сагайдачного. О походе Сайгайдачного на Москву упоминается вскользь.

Восстание Богдана Хмельницкого в украинских учебниках, как и в советских, называется Национально-освободительной войной украинского народа, а его государство – Гетманщиной. Однако хронологические рамки войны указаны шире: не до 1654 года (Переяславская рада), а до 1657 (смерть Хмельницкого) Решение Переяславской рады о переходе под покровительство России рассматривается как «противоречивое». При этом учебники неоднократно подчёркивают, что Россия первой нарушила условия союза, передав часть Гетманщины Польше по Виленскому перемирию уже через два года после Переяславской Рады. Противоречивые поступки казачества против еврейского и белорусского населения практически не упоминаются в украинских учебниках.

События после смерти Хмельницкого (руина) рассматриваются как следствие агрессивной политики Польши, России и Турции против казачества и украинского народа. Все три ближайших соседа характеризуются в учебниках как агрессоры, а их главным преступлением против Украины называется расчленение Гетманищины на правобережную и левобережную.

Из гетманов, правивших после Хмельницкого, самыми выдающимися считаются те, кому удалось на время объединить правобережье и левобережье Днепра: Иван Выговский, Пётр Дорошенко и Иван Мазепа. Отношение к ним резко отличается от господствующего в России. Это неудивительно: Иван Выговский на время отторг Левобережную Украину от России, а Пётр Дорошенко объединил Гетманщину при помощи Османской империи.

Отношение украинской исторической науки к Ивану Мазепе – самая яркая деталь, отличающая украинскую науку от советской и современной российской. Гетманство Мазепы, который правил 22 года, изучается в школах Украины особенно подробно. К положительным сторонам его личности относят поддержку книгопечатания и образования (в частности, Киево-Могилянской академии), меценатство и расширение дипломатических связей. Сговор Мазепы с Карлом ХII трактуется как политическая необходимость, а поражение шведского и казацкого войска под Полтавой – как трагедия гетманского государства. При этом особенно подчёркиваются военные преступления российской армии в Северной войне, в особенности уничтожение Батурина.

История казачества после Мазепы описывается в школьных учебниках как постепенный упадок национального сознания, поощряемый колонизаторами из Петербурга. Отношение к Екатерине II в курсе истории Украины резко негативное. В вину ей ставят уничтожение гетманства, казаческого обычного права и Запорожской сечи, а также подавление украинского национально-освободительного восстания на принадлежавших Польше землях Правобережной Украины (Колиивщины).

Заселение Северного Причерноморья (Новороссии) и основание новых городов в этом регионе также изучается, но учебники подчеркивают: в то время, как города заселялись представителями разных национальностей (русские, греки, евреи, сербы), сельскую местность колонизировали в подавляющем большинстве своём украинцы.

Оцените статью!


: 3 комментария
  1. Владимир Исторический

    После событий на Украине 2014 года, тема казачества для народной массы стала очень модной. Было много сравнений проведения параллелей тех времен. Сам когда-то изучая историю в университете, замечал, что преподаватели создавали ложный вид на казаков. Их трактовали в цвете невинных борцов за свободу, но на деле это были наёмники и организованные банд формирования.

    1. Прутков&К

      Кроме, не совсем правовых способов выражения собственных интересов, казаки не отличались приязнью к своим соплеменникам, время от времени, приторговывая некоторыми из них на невольничьих рынках.

  2. Хохол

    В советских учебниках Переяславская рада преподносилась как акт воссоединения украинского и российского народов. Соответственно и Национально-освободительная война рассматривалась как продуманное и последовательное движение к «братанию». А Хмельницкий, когда восстание началось, вовсе и не думал выходить из состава Речи Посполитой. Поначалу выглядело все как гражданская война. Это уже в процессе противостояния стало ясно: назад дороги нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *