Схемы и таблицы по истории отечественного государства и права

Развитие системы государственного управления на Руси регламентировалось княжескими указами. Так Русская Правда стала первым сводом законов под редакцией Ярослава Мудрого. В Средние века появилось Соборное уложение. Петр I реформировал систему управления и государственное право. Начиная с Екатерины II, возрастает роль полиции в государстве, выступающей инструментом защиты монархии от революций. В 1906 г. в России образуется первая Государственная дума. А в 1922 г. после отставки царя и полной реорганизации государственного строя создается СССР. За время существования Советской России было принято 3 конституции. А в 1993 г. после распада СССР новая страна издала новую конституцию.


  • Органы прокуратуры по Положению о прокурорском надзоре 1922 года - По положению о прокурорском надзоре, изданному в 1922 году, прокурор республики и нарком юстиции назначали членов и начальников отделов прокуратуры наркома юстиции, прокуроров при трибуналах и помощников прокуроров на разных уровнях.
  • Осуществление государственной власти в Российской Федерации по Конституции РФ 1993 г - По Конституции 1993 года в России существуют три ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная. Исполнительную власть возглавляет Президент, законодательную – Федеральное Собрание. Судебная власть представлена разными видами судов.
  • Вооруженные силы СССР - Военную систему СССР возглавляли три органа высшего руководства: ЦК КПСС, Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР. Выделялось большое количество родов войск, среди которых мотострелковые и танковые войска, ВДВ, морская авиация и другие.
  • Реорганизация органов и внутренних дел СССР - На протяжении всей советской истории система органов внутренних дел постоянно изменялась. Так, например, в 1934 году был создан Народный комиссариат внутренних дел СССР, а в 1946 году он был переименован в Министерство внутренних дел СССР.
  • Судебная система СССР по конституции 1977 г - Верховный Суд СССР по Конституции 1977 года возглавлял всю судебную систему государства, ему подчинялись суды всех национально-государственных образований. Верховный Суд также имел прямую власть над Военными трибуналами в Вооружённых Силах.
  • Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Автономные республики и области в составе других союзных республик - По Конституции 1977 года некоторые республики СССР включали в свой состав другие автономные республики и области. Так, Нагорно-Карабахская автономная республика входила в состав Азербайджанской ССР, а Аджарская – в состав Грузинской ССР.
  • Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Автономные республики и области в составе РСФСР - По Конституции 1977 года некоторые республики СССР включали в себя другие автономные области и республики. Так, РСФСР состояла из Башкирской, Бурятской, Дагестанской, Калмыцкой, Карельской, Мордовской, Марийской и других автономных республик.
  • Национально — государственные устройство СССР по конституции 1977 г. Союзные республики - Советский Союз по Конституции 1977 года состоял из пятнадцати республик, единственной федеративной из которых была РСФСР. Крупнейшими национально-государственными образованиями оставались Российская СФСР, Украинская ССР и Белорусская ССР.
  • Органы государственной власти и управления СССР по конституции 1977 г - Руководящую роль в государстве выполнял Верховный Совет СССР, который состоял из Совета Союза, Президиума Верховного Совета и Совета национальностей. Исполнительную функцию власти по Конституции 1977 года выполнял Совет Министров СССР.
  • Осуществление государственной власти СССР (по конституции СССР 1977 г.) - Конституция 1977 года была значимым государственным документом, так как она впервые провозгласила руководящую роль КПСС в СССР. Государственная власть осуществлялась Президиумом Верховного Совета СССР и подчинёнными ему вспомогательными органами.
  • Третья конституция Союза ССР - Принятая в октябре 1977 года Конституция СССР состояла из преамбулы и восьми глав. Каждая глава разъясняла и регламентировала определённую сферу государственной жизни. В целом, Конституция следовала ранее заложенным социалистическим принципам.
  • Чрезвычайные органы государственной власти и управления в годы Великой отечественной войны 1941 — 1945 гг - Военное время требует более чёткого и координированного управления всеми государственными структурами. Именно поэтому в самом начале Великой Отечественной войны был создан Государственный комитет Обороны СССР и другие чрезвычайные органы.
  • Национально-государственное устройство СССР по конституции 1936 г. Автономные республики и области в составе РСФСР - По Конституции 1936 года республики СССР состояли из более мелких территориальных объектов. Например, в состав РСФСР входило шестнадцать автономных республик и шесть автономных областей, в том числе Адыгейская, Еврейская, Карачаевская и другие.
  • Национально-государстенное устройство СССР по конституции 1936 г. Союзные республики - Список республик СССР, представленный в утверждённой на VII Чрезвычайном съезде Советов Конституции, состоял из одиннадцати пунктов. Такое национально-государственное устройство сформировалась в результате деления и образования новых республик.
  • Органы государственной власти и управления СССР по конституции 1936 г - По Конституции 1936 года основными органами управления в СССР были Верховный Совет, Совет Союза и Совет Национальностей. Следующим важным звеном в цепочке государственной власти был Президиум Верховного Совета и Совет Народных Комиссаров.
  • Вторая Конституция Союза ССР - На VII Чрезвычайном съезде Советов была принята новая Конституция СССР, состоявшая из тринадцати глав и вносившая изменения в предыдущий вариант основного закона. В целом конституционные установки следовали ранее утверждённым принципам.
  • Органы управления местами заключения РСФСР - В 30-е годы важной частью государственного управления были репрессивные меры. Осуждённые содержались в местах заключения, управляемых и контролируемых различными службами НКВД – институт психиатрической экспертизы, наблюдательные комиссии и т.д.
  • Структура НКВД в 1934 г - Аппарат НКВД в 30-е годы XX века выполнял ряд важнейших государственных функций: государственная безопасность, пограничная и внутренняя охрана, контроль над трудовыми поселениями и исправительно-трудовыми лагерями, рабоче-крестьянская милиция.
  • Структура губернского управления милиции в РСФСР - Губернское управление милиции было представлено на разных уровнях: в уездах и районах. В каждой территориальной единице существовало четыре основных милицейских отделения: инспектуры, общая и фабрично-заводская милиция, уголовный розыск.
  • Структура органов Милиции РСФСР - Милицейская система РСФСР была представлена Главным управлением милиции НКВД и коллегией. Отдельным направлением была железнодорожная, воднотранспортная и промышленная милиция, уголовный розыск, которые имели свои отделения на местах.
  • Органы ОГПУ в 1924 г - Всесоюзный Съезд Советов был главным органом управления в СССР. Важнейшую роль в государственной системе занимал Совет Народных Комиссаров, который делился на общесоюзные и объединённые наркоматы. Каждый наркомат отвечал за определённые функции.
  • Первая конституция союза ССР - В 1924 году был издан один из важнейших государственных документов – Конституция. Первоначально она состояла из одиннадцати глав, декларации об образовании СССР и соответствующего договора. Каждая глава соответствовала определённой сфере.
  • Судебные органы РСФСР по положению о судоустройстве 1922 году - Во главе судебной системы СССР стоял Верховный суд, который состоял из нескольких коллегий, отвечающих за определённые вопросы. Верховный суд также был представлен прокурором, следователем по особо важным делам, пленумом и президиумом.
  • Структура центрального аппарата НКВД РСФСР в 1922 году - Образованный в СССР Комиссариат внутренних дел состоял из нескольких управлений: милиции, принудительных работ, коммунального хозяйства, эвакуации населения, управление делами, организационное и организационно-административное управление.
  • Образование СССР на съезде советов союза ССР 30 декабря 1922 года - В 1922 году на Съезде Советов Союза новоиспечённых социалистических республик произошло знаковое историческое событие – республики объединились под единым знаменем Союза Советских Социалистических Республик. В его состав входило шесть республик.
  • Органы государственной власти и управления по конституции 1918 года - Первая советская конституция предполагала создание Всероссийского Съезда Советов как главного государственного органа. Под покровительством Съезда должны существовать народные комиссариаты, отвечающие за самые важные сферы общественной жизни.
  • Структура первой советской конституции 1918 года - Создание Конституции в Советском Союзе было своего рода победой новой власти – первая Конституция стала символом закрепления полномочий Советов. В этом документе были рассмотрены основные положения и принципы создания нового типа государства.
  • Представительские функции государственной системы в России в марте — октябре 1917 года - Разрозненность власти после отречения императора Николая II проявлялась на всех государственных уровнях. Свои полномочия сохраняли некоторые прежние органы власти, но с появлением Советов определённые слои населения перестали им подчиняться.
  • Государственная система в России в марте — октябре 1917 года - Недолгий период после отречения Николая II считается временем сосредоточения несколько сил на политической арене. В этой ситуации параллельно существовали несколько органов управления: Временное правительство, Петроградский Совет и другие.
  • Структура и сроки работы государственной Думы - Совещательный орган при императоре – Государственная Дума – по новому закону избиралась сроком на пять лет. Но в сложившейся исторической ситуации ни одна из Дум полностью не просуществовала полный срок, все Думы были распущены императором.
  • Органы государственной власти и управления России в 1906 — 1917 гг - Революция 1905 – 1907 годов внесла серьёзные изменения в политическую жизнь, но принципы формирования государственного аппарата остались прежними. Во главе власти стояли Сенат, Совет Министров, Государственный Совет, Синод и другие органы.
  • Избирательная система России по закону от 11 декабря 1905 г - В результате первой русской революции в 1905 году был издан новый избирательный закон и введён институт Государственной Думы. По закону от каждой социальной группы назначалось определённое количество выборщиков, голосование которых определяло итог.
  • Органы военного управления российской империи с 1862г. — 1917 г - Верховным главнокомандующим Российской Империи в конце XIX – начале XX века считался император. В его подчинении находились другие ответственные органы, занимающиеся организацией военной деятельности: Совет министров и Государственный совет.
  • Вооруженные Силы российской империи в 19 веке - Российская Империя была мощной военной державой. Армия состояла из четырёх родов войск: артиллерия, пехота, кавалерия и инженерные войска. Защита страны проводилась регулярными войска, а в случае войны на помощь приходили иррегулярные части.
  • Система управления тюрьмами в России во второй половине 19 века - Одной из самых значимых ветвей министерства внутренних дел в Российской Империи конца XIX века было главное тюремное управление. Под руководством этого органа тюрьмы делились на политические места лишения свободы, централы и обычные тюрьмы.
  • Судебная система российской империи в пореформенное время - Не осталась без изменения в конце XIX века и судебная система Российской Империи. Все судебные процессы делились на уголовные и гражданские, каждый вид рассматривался в своём типе судов. Дела самой высокой важности рассматривались в Сенате.
  • Структура сыскного отделения - Полицейское управление Российской Империи включало также сыскное отделение. Эту структуру возглавлял начальник, которому подчинялись разные по функциям столы – личного задержания, розыска, наблюдения, архив, музей криминалистики и т.д.
  • Структура центрального аппарата МВД России в пореформленное время - Внутренняя организация МВД несколько изменилась в пореформенное время. Оно включало определённый набор основных подразделений, сформированный при министре внутренних дел совет, особое совещание и начальника штаба с корпусом жандармов.
  • Полицейские органы российской империи в пореформенное время - В любое время одну из важнейших функций государственного аппарата выполняют полицейские органы. На рубеже XIX и XX веков возглавляло эту сферу министерство внутренних дел, которому подчинялись все остальные отделения полицейского управления.
  • Органы местного самоуправления в пореформенное время (вторая половина 19 — начло 20 века) - Конец XIX – начало XX века ознаменовался проведением большого количества реформ в государственном аппарате. Так, органы местного самоуправления тоже несколько изменились. Например, уездные земские собрания и управы стали подчиняться губернским.
  • Губернское управление в России (в конце 19 — начале 20 века) - Министр внутренних дел на рубеже XIX и XX веков отвечал за губернское управление в Российской Империи. Были созданы различные отделения, присутствия и комитеты, которые решали вопросы в строительной, лесоохранительной, фабричной и других сферах.
  • Устройство сената в пореформенное время (вторая половина 19 — начало 20 в.) - В конце XIX – начале XX веков Сенат претерпел некоторые изменения в своём устройстве. Он по-прежнему отвечал за уголовное и гражданское судопроизводство, главным лицом в Сенате оставался генерал-прокурор. Но сама структура была реформирована.
  • Органы государственной власти и управления России в пореформенное время 19в — начало 20в - На рубеже XIX и XX веков Россия находилась под управлением обширного и разветвлённого государственного аппарата. Эта система включала Синод, Сенат, Совет и Комитет министров, Государственный совет, императорскую канцелярию и различные министерства.
  • Общественный строй российской империи в пореформенное время (вторая половина 19 века) - Монархическая сословность общества всё ещё сохраняла свои консервативные качества. Российское население делилось на лично свободное, то есть дворянство, казачество, духовенство и городское население, и на частично зависимое – крестьянство.
  • Система преступлений и наказаний по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г - Силами М.М. Сперанского законодательство Российской Империи было полностью систематизировано в середине XIX века. К 1845 году был сформирован полный и современный перечень всех видов преступлений и назначаемых за их совершение наказаний.
  • Тюремные учреждения российской империи в первой половине 19 века - Осуждённые в Российской Империи содержались в разных типах тюрем. Например, третье отделение императорской канцелярии отвечало за политических заключённых, а военное министерство имело полномочия над совершившими преступление военными.
  • Судебные учреждения российской империи в первой половине 19 века - Разветвлённая судебная система была представлена Синодом, отвечавшим за духовные дела, военными министерствами, проводившими воинские суды, Государственным Советом, выполнявшим функции надворных судов и Сенатом, имевшим самые обширные полномочия.
  • Органы политического сыска российской империи в первой половине 19 века - Важную функцию политического сыска в Российской Империи первой половины XIX века выполнял целый ряд государственных органов. Так, военное министерство в сотрудничестве с третьим отделением императорской канцелярии отвечало за жандармерию.
  • Структура центрального аппарата министерства полиции России 1811 — 1819 гг - С 1811 года были изменены некоторые функции министерства полиции России. Теперь в сферу ответственности этого министерства входили приказ общественного призрения, продовольственные вопросы, а также исполнительный департамент личного состава.
  • Структура центрального аппарата МВД России по закону от 8.9.1802 г - В 1802 году был опубликован новый закон, изменяющий порядок функционирования Министерства внутренних дел Российской Империи. Теперь департамент внутренних дел включал четыре экспедиции, в том числе экспедицию государственного хозяйства.
  • Полицейские органы российской империи в первой половине 19 века - В первой половине XIX века делами полиции и жандармерии занимались соответствующие министерство и губернские управления. В каждом губернском управлении работу выполняли различные должностные лица от частного пристава до полицейского будочника.
  • Структура собственной его императорского величия канцелярии - Новый орган управления государством – Собственная Его Императорского Величия канцелярия – в момент образования имел шесть отделов, отвечающих за разные аспекты жизни общества. Самым известным был третий отдел, занимающийся делами тайной полиции.
  • Органы государственной власти и управления России в первой половине 19 века - При Александре I коллегии, образованные при Петре I, были заменены на министерства. Свою прежнюю государственную силу сохраняли Синод и Сенат. Особым органом управления при императоре была Собственная Его Императорского Величия канцелярия.
  • Общественный строй российской империи в первой половине 19 века - В 1-ой половине XIX века общество делилось на несколько социальных групп. Личную свободу имели представители дворянства, духовенства, городского населения. Зависимую часть населения составляли крестьяне. Особую роль в обществе имело казачество.
  • Вооруженные силы российской империи в 18 веке - Основы организации армии в Российской Империи XVIII века были заложены при Петре I. Вооружённые силы состояли из трёх основных родов войск – артиллерии, кавалерии и пехоты. Источником комплектования армии был рекрутский набор податного населения.
  • Судебные учреждения российской империи при Екатерине 2 - При Екатерине II судебная система несколько изменилась. В каждой губернии существовало своё отделение суда, которое отвечало за дела различных сословий. Самые серьёзные политические и государственные преступления рассматривались в Сенате.
  • Органы политического сыска Российской империи в 18 веке - В России важной частью государственного управления был политический сыск. За этот аспект внутренней политики в разное время отвечали разные органы. Так, при Петре I был создан Преображенский приказ, а при Екатерине II – Тайная экспедиция Сената.
  • Полицейские органы российской империи При Екатерине 2 - Порядок и законность в российском обществе второй половины XVIII века обеспечивала сеть полицейских органов. В каждой губернии был назначен городничий, под властью которого работали частные приставы, ночные сторожа, квартальные поручики и другие.
  • Органы местного управления в Российской империи при Екатерине 2 - Во главе правительства Российской Империи стояла Екатерина II, под властью которой были сосредоточены местные органы управления. Разветвлённая сеть больниц, школ, смирительных и работных домов существовала в каждой отдельной губернии.
  • Уголовное право по Артиклу воинскому 1715 г. Система преступлений и наказаний - Воинский артикул, созданный при Петре I, содержал классификацию всех видов преступлений и наказаний. За каждое совершённое деяние преступник получал соответствующую пресекающую меру, начиная с конфискации имущества и заканчивая смертной казнью.
  • Артикул воинский 1715 года - Военные преступления во время правления Петра I регламентировались специальным Воинским артикулом, созданным на основе строевых уставов, шведских военных законов и боевого опыта русской армии. Артикул устанавливал чёткую систему наказаний.
  • Право Российской империи в 18 веке - Жизнь общества в XVIII веке регламентировалась обширной системой права. Она включала всевозможные указы, манифесты, жалованные грамота, изданные монархом для конкретного сословия или лица. Основным источником права оставалось Соборное уложение.
  • Судебные учреждения российской империи при Петре 1 - Разветвлённая судебная система, созданная при Петре I, обеспечивала функционирование всего государственного аппарата. Каждое сословие обслуживалось в своём суде, специальные отделения которого существовали в каждой провинции или городе.
  • Прокуратура и фискалитет в российской империи при Петре 1 - Правление Петра I отличается введением обширной системы налогообложения во всех сферах жизни общества с целью финансирования военных расходов. Это новшество требовало создания фискальной системы и разветвлённой сети прокурорских учреждений.
  • Табель о рангах 1722 года - При Петре I был издан особый указ, изменяющий и систематизирующий деление дворянства на классы. Табель о рангах был создан с целью упрощения назначения чиновников на места путём исключения родовых заслуг и учёта только лишь собственных достижений.
  • Органы власти и управления российской империи при Петре 1 - Система государственного управления была сильно изменена в период правления Петра I. Бывшие приказы были заменены на усовершенствованные коллегии. Самостоятельность церкви была сильно ограничена путём создания единого органа управления – Синода.
  • Государственные реформы первой половины 18 века - Правление Петра I было богато на всевозможные преобразования и реформы. Так, основные изменения были проведены в военной сфере и области государственного управления, также кардинальные реформы были проведены в религиозной жизни общества.
  • Изменения в социальной структуре общества в период абсолютизма 18 века - Социальное деление общества претерпело некоторые существенные изменения в XVIII веке. Основные преобразования были связаны с именем Петра I, во время правления которого были изданы указы, влияющие на положение дворянства, духовенства и крестьян.
  • Общественный век по соборному уложению 1649 г - Соборное уложение 1649 года предполагало обширную систему социального деления общества. В самом широком понимании население делилось на свободное, в которое входили дворянство, духовенство и мещанство, и на зависимое, то есть крестьян.
  • Закрепощение крестьян в Российском государстве - С каждым новым юридическим документом крестьянская свобода всё ограничивалась. Апогеем закрепощения крестьян стало Соборное уложение, которое не только установило бессрочный сыск беглых крестьян, но и запретило переход от одного помещика к другому.
  • Поземельная собственность по соборному уложению 1649 г - Система землевладения в XVII веке находилась в переходном положении. В этот период ещё выделялись два вида собственности на землю: поместные (на время службы) и вотчинные (возможность передачи по наследству). Позже эта разница была упразднена.
  • Уголовное право по соборному уложению 1649 года. Система преступлений и наказаний - Соборное уложение 1649 года предполагало обширную классификацию всех возможных преступлений. Самыми серьёзными считались преступления против государства и церкви, за них назначались самые суровые меры наказания, вплоть до смертной казни.
  • Уголовное право по соборному уложению 1649г. Институты общей части - Преступления и назначенные за них наказания прописывались в Соборном уложении 1649 года намного более детализировано и подробно, чем в Русской правде. Выделялись различные степени причастности к совершённому, а также влияющие на приговор факторы.
  • Соборное уложение 1649 года - Первый полноценный русский свод законов Соборное уложение, созданный в 1649 году, объединил в себе нормы права самых разных сфер жизни общества. За основу были взяты предыдущие русские законы, а также византийские и литовские нормы права.
  • Органы власти и управления русского централизованного государства в XIV — XVI вв - Со становлением централизованного государства система политического управления серьёзно изменилась. Теперь Великий князь в своих решениях опирался на Боярскую Думу и феодальные съезды. В уездах и городах была образована система кормлений.
  • Общественный строй Российского государства XV — XVII вв - Социальное деление общества к XV веку достаточно сильно изменилось. Появились новые классы населения, например, к новому слою феодальной аристократии теперь относились бывшие удельные князья, бояре, вольные слуги, боярские дети и т.д.
  • Псковская судная грамота о преступлениях и наказаниях - В Пскове юридические отношения населения и государства регулировались судной грамотой. Этот документ устанавливал меры и виды наказаний за каждый определённый вид преступления. Так, например, за государственную измену назначалась смертная казнь.
  • Органы власти и управления Новгородского государства - Наряду с властью князя управление Новгородским государством осуществлялось с помощью вече. Народное собрание представляло основные интересы общества, на нём назначались старосты концов и улиц, которые представляли интересы центральной власти.
  • Территориальное деление Новгородского государства - Территория Новгородского государства имела сложное деление на концы, пятины, волости и погосты. Такая территориальная структура позволяла осуществлять управление эффективно и рационально, что очень важно для любого политического образования.
  • Общественный строй новгородского и псковского государства - В вольных боярских республиках Новгороде и Пскове социальный состав населения несколько отличался от общего древнерусского. Например, в Пскове выделялись три дополнительные категории зависимых крестьян – изорники, огородники, кочетники.
  • Судопроизводство в древнерусском государстве - Судебный процесс в Древнерусском государстве сильно отличался от современного. Против предполагаемого преступника собирались различные вещественные доказательства, проводилась очная ставка, и принимались во внимание показания свидетелей.
  • Судебные органы древнерусского государства - Государственная система Древней Руси не имела чёткого разграничения властей по функциям. Поэтому судебными делами могли заниматься самые разные органы, начиная великим князем и церковным судом и заканчивая городскими посадниками и боярами.
  • Русская правда о преступлениях и наказаниях - Русская правда включала классификацию возможных преступлений и наказаний, закреплённых за каждым нарушением. Так, за убийство преступник должен была заплатить штраф – виру, а за некоторые другие преступления полагалась конфискация имущества.
  • Русская правда — памятник права древнерусского государства - Основным юридическим документом на Руси была Русская правда Ярослава Мудрого. В основе этого свода законов лежали древние русские обычаи и каноны византийского права. Наследники Ярослава Мудрого неоднократно подвергали Русскую правду изменениям.
  • Правовое положение населения древнерусского государства - Социальная дифференциация в Древнерусском государстве была достаточно жёсткой и неравномерной. Наряду с привилегированными и свободными группами населения существовали зависимые и бесправные категории крестьян – смерды, закупы, холопы.
  • Органы власти и управления древнерусского государства - Государственный аппарат Древней Руси сочетал власть великого князя и представительные органы в каждом княжестве в лице удельного князя. Одним из важнейших компонентов власти была народное собрание вече, которые решало многие важные вопросы.
  • Периодизация курса: история отечественного государства и права - Развитие правовых основ государственности является основной составляющей любого цивилизованного общества. Так, русское право в разные времена имело разную степень прогрессивности, что отражало особенности каждого периода и политического строя.
  • Возникновение государственности у восточных славян в VII — VIII век - Основание государства восточных славян происходило поэтапно. От небольших военных и родовых союзов общество постепенно переходило к объединению несколько союзов в рамках одного крупного, что приводило к развитию государственных отношений.
  • Связь истории отечественного государства и права с другими дисциплинами - Изучение истории государства и права определённой страны необходимо проводить в разумном сочетании с другими историческими и юридическими науками. Именно при таком подходе полученные знания будут более полными и объективно отражающими материал.