Образование СССР. План построения социализма


Большевики пришли к власти, когда в Российской империи происходил процесс распада — результат внутренних беспорядков и поражения в войне. Следствием революции было ускорение этого процесса. В первые месяцы большевики стали продвигаться к югу через Украину и к востоку через Сибирь. Но начавшееся восстановление власти в стране было вскоре прервано. В результате Брест-Литовского договора, подписанного в марте 1918 г., от республики отошли не только западные территории бывшей Российской империи, независимость которых признало Советское правительство, но и большая часть российской территории.

К концу 1918 г. Российская Социалистическая Фе­деративная Советская Республика находилась примерно в тех же границах, что и средневековая Московия до завоеваний Ивана Грозного, немногие большевики верили, что режим уцелеет. Тем не менее четыре года спустя части бывшей царской империи, за небольшим исключением, были объединены в Союз Советских Социалистических Республик, и оказалось, что по силе сплоченности новый союз не уступает исчезнувшей царской империи.

Необъятным территориям в Европе и Азии, которые прежде составляли Российскую империю, предстояло, за исключением незначительной части, войти в Советский Союз. Их население было крайне разнообразным в языковом и этническом отношении. В пределах этих территорий географы и филологи обнаружили около 200 более или менее различающихся народов и языков. Во время переписи 1897 г. великороссы составляли только 43% населения. После революции, в связи с отделением нерусских западных губерний процент великороссов среди оставшегося населения увеличился: они составляли 75 млн. человек (52% населения, численность которого была около 140 млн.). Кроме великороссов, наиболее крупные этнические славянские единицы составляли украинцы (30 млн.) и белорусы (4,5 млн.). У 30 млн. неславян отсутствовала сплоченность на основе расового или языкового сходства или политических убеждений. В самую крупную среди них группу узбеков входило только 5 млн. человек, а примерно от 8 до 10 млн. неславян находилось еще на первобытнообщинной стадии развития, они жили племенами или кочевали.

Таким соединением народов управляла привиле­гированная военно-бюрократическая верхушка во главе с царем. В эту касту допускались и нерусские элементы, особенно немецкие помещики из Латвии и Эстонии, польские помещики из Польши, Литвы, Белоруссии и с Украины. Однако чтобы попасть туда, нужно было говорить порусски и усвоить русские традиции и взгляды. Руководство более отсталыми мусульманскими народами в царских владениях осуществлялось через посредников — местных ханов, беков и мулл.

До 1917 г. требования подвластных царю народов редко выходили за рамки небольшой автономии. Силы, которые могли бы руководить национальным движением окраин царской империи, пользовались привилегированным положением и поглощались царским бюрократическим аппаратом. Царская власть обеспечивала им продвижение по службе и защиту от революционного насилия со стороны рабочих и крестьян. События 1917 г. были вызваны не столько борьбой за отделение периферии, сколько расколом в центре («не отпадение частей, а распад старой России»).

Стоявшая перед большевиками задача соединить обломки царской империи могла оказаться неразрешимой, если бы не благоприятный фактор. Расовое и языковое разнообразие, которое вначале благоприятствовало распаду, компенсировалось огромным перевесом великорусского элемента. Для украинцев и белорусов великороссы представляли собой центростремительную силу. Поэтому первым этапом в процессе воссоединения народов бывшей Российской империи было сплочение трех славянских народов, составлявших около 4/5 населения. Кроме того, промышленная и торговая мощь Российской империи была сосредоточена в руках великороссов либо ее ближайших соседей — славян.

Вскоре начал действовать и другой фактор. Необходимость воссоединения разделившихся территорий исчезнувшей империи совпала с возрождением русского патриотизма. Революционная анархия вызвала крайнее стремление к отделению, и вскоре стало ясно, что осуществить такое отделение можно лишь с помощью иностранного оружия и иностранных денег. Таким образом, те, чья гордость восставала против зависимости от Петрограда или Москвы, оказались сателлитами и наемниками Германии, союзников, или тех и других. Так было на Украине, в Закавказье и Прибалтике.

В годы гражданской войны Советская власть безоговорочно признала право на отделение народов. Это подняло ее престиж по сравнению с популярностью «белых» генералов, которые отвергали какие-либо уступки угнетенным нациям.

Кроме того, отождествление в программе большевиков национализма и социальной реформы, означавшее для большей части прежней Российской империи перераспределение земли, было во многих отношениях важным достижением. Это заставило крестьян, национализм которых был в основном выражением социального и экономического недовольства, объединиться под руководством большевиков против контрреволюционных попыток вернуть прежний социальный порядок. Какие бы национальные или языковые различия их ни разделяли, крестьяне в подавляющем большинстве противодействовали контрреволюции, которая вернула бы землю ее прежним хозяевам.

Наиболее кратко позиция большевиков по национальному вопросу была изложена в Программе РКП(б), принятой на VIII съезде в марте 1919 г. В первых двух пунктах говорилось о единстве принципа и политики, применяемых к национальностям бывшей Российской империи и к национальностям, угнетенным другими империалистическими державами.

«1. Во главу угла ставится политика сближения пролетариев и полупролетариев разных национальностей для совместной революционной борьбы за свержение помещиков и буржуазии.

В целях преодоления недоверия со стороны трудящихся масс угнетенных стран к пролетариату государств, угнетавших эти страны, необходимо уничтожение всех и всяких привилегий какой бы то ни было национальной группы, полное равноправие наций, признание за колониями и неравноправными нациями права на государственное отделение.

В тех же целях, как одну из переходных форм на пути к полному единству, партия выставляет федеративное объединение государств, организованных по советскому типу.

В вопросе о том, кто является носителем воли нации к отделению, РКП стоит на исторически-классовой точке зрения, считаясь с тем, на какой ступени ее исторического развития находится данная нация: на пути от средневековья к буржуазной демократии или от буржуазной демократии к советской или пролетарской демократии и т.п.»

В резолюции предостережение против «империалистического» отношения со стороны пролетариата «угнетающих» наций сочеталось с напоминанием о единстве: «Во всяком случае, со стороны пролетариата тех наций, которые являлись нациями угнетающими, необходима особая осторожность и особое внимание к пережиткам национальных чувств у трудящихся масс наций угнетенных или неполноправных. Только при такой политике возможно создание условий для действительно прочного, добровольного единства национально разнородных элементов международного пролетариата, как это показал опыт объединения ряда национальностей Советских республик вокруг Советской России».

В четвертом пункте устанавливался порядок перехода от буржуазной к пролетарской демократии. Пока национальная буржуазия боролась за освобождение от «средневековья», она была законным выразителем «воли нации к отделению», и пролетариат ее поддерживал. Но когда борьба против средневековья (буржуазная революция) завершилась и наступило время перехода «от буржуазной демократии к советской или пролетарской демократии», тогда пролетариат становился единственным законным выразителем «воли нации к отделению».

Однако там, где рабочие отделяющейся нации были слишком малочисленны, слабы или ненадежны, чтобы начать процесс воссоединения и объединения (иными словами, где не было стихийных признаков начала второго этапа), и где военная и экономическая необходимость требовали ускорить этот процесс, большим соблазном для партии было, как сказал Сталин в 1913 г., «выступить с конкретным планом», чтобы исправить положение в соответствии с интересами рабочих. После 1917 г. партия могла осуществить такой план.

Инструментом для осуществления новой национальной политики стал Народный комиссариат по делам национальностей, который возглавил Сталин. Как только в делах какойлибо нации или народности, прежде входившей в состав Российской империи, возникали затруднения, народный комиссариат учреждал специальный отдел под руководством представителя данной национальности, чтобы бороться с возникшими трудностями. Эти специальные отделы сначала назывались, «комиссариатами», а затем — отделами. Они составляли часть Наркомнаца и подчинялись ему. Первым из таких отделов был Комиссариат по польским национальным делам, организованный в ноябре 1917 г. В январе 1918 г. возникли «временный Комиссариат по делам мусульман внутренней России» и «временный Комиссариат по еврейским национальным делам» во главе с мусульманским и еврейским комиссарами соответственно. В марте 1918 г. создание Белорусского и Латышского комиссариатов способствовало созданию центра для переехавших в Росеию белорусов и латышей и послужило стимулом для национального сопротивления на территориях, оккупированных Германией.

Те же причины вызвали в мае 1918 г. создание Украинского и Эстонского комиссариатов. В состав Наркомнаца вскоре вошли комиссариаты или отделы по делам татар и башкир, казахов, чувашей, кавказских горцев, закавказских мусульман (азербайджанцев), мордвы, немцев Поволжья и других более мелких национальных групп. Посты руководителей отделов занимали стойкие большевики, чья преданность партии была важнее национальной принадлежности. Находясь в штаб-квартире в Москве, они больше заботились о проведении политики центра в национальных областях, чем о национальных интересах.

Этот орган был призван обеспечить со стороны нерусских наций поддержку политики сотрудничества и воссоединения с Москвой, а также осуществления ее политики. Наркомнац гарантировал уважение прав нерусских групп, находящихся в пределах советской системы. Он содействовал сохранению их языка и культуры, а также развитию их системы просвещения.

В первой половине 1923 г., когда был создан Советский Союз, Совет Национальностей был включен в новую Конституцию в качестве второй палаты ВЦИКА, и на следующий день после вступления в силу новой конституции Наркомнац был упразднен.




  1. sen9

    Сложное межнациональное государство, как и было до этого было создано на основе русского населения и стремящегося к объединению украинского и белорусского народа. Тут нет особых отличий от царской России. Да, в общем-то и республиканское самоуправлением было не более, чем фикцией, так как они все равно ничего не решали.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.