Кино в СССР


В. И. Ленин назвал кино важнейшим из искусств. Он видел и разнообразие форм кино, и его массовость, и огромные агитационно-воспитательные возможности.

Режиссеры, имевшие дореволюционный опыт, поставили первые героические фильмы о современности («Красные дьяволята» И. Перестиани), историко-революционные картины («Дворец и крепость» А. Ивановского), экранизировали литературные произведения («Поликушка» А. Санина по Л. Толстому с И. Москвиным в главной роли); появились первые веселые комедии («Чудотворец» А. Пантелеева, «Закройщик из Торжка» Я. Протазанова) и фантастические драмы («Аэлита» Я. Протазанова по А. Толстому).

В первой половине 20-х гг. Дзига Вертов создал новый жанр документальной кинопоэмы, воспевающей трудовые подвиги советского народа («Шагай, Совет!», «Шестая часть мира»). Лев Кулешов много сделал для воспитания киноактеров, организации кинопроизводства и сознательного использования специфики киноискусства. В его «Необычайных приключениях мистера Веста в стране большевиков» формальное экспериментаторство сочеталось с поисками актуального политического памфлета.

В начале 1925 г. молодой театральный режиссер и художник С. Эйзенштейн поставил фильм «Стачка», в котором дал впечатляющие образы рабочей революционной массы и впервые применил ряд новых приемов монтажа, мизансцен, ракурсов, кинометафор.

В конце того же года вышел фильм Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» — страстный гимн непобедимости революционных масс, фильм, поражающий зрителя силой своих поэтических обобщений героического пафоса, удивительной свежестью художественного языка. Через несколько месяцев В. Пудовкин в фильме «Мать» по роману Горького воссоздал необычайно точную атмосферу действия, реалистические, живые и одухотворенные образы русских революционных рабочих.

Следом появились фильмы «Октябрь» и «Старое и новое» С. Эйзенштейна и Г. Александрова, «Конец Санкт-Петербурга» и «Потомок Чингисхана» В. Пу­довкина, «Бухта смерти» и «Привидение, которое не возвращается» А. Ромма, «Обломок империи» Ф. Эрмлера, «Турксиб» В. Турина, «Земля жаждет» Ю. Райзмана, «Дон Диего и Пелагея» Я. Протазанова. Режиссер Э. Шуб создала новый жанр историко-революционного публи­цистического фильма, смонтированного из старых документальных съемок.

В 20-х гг. на Украине развернулось творчество выдающегося мастера кинематографии А. Довженко. В Грузии появляются героические фильмы Н. Шенгелая («Элисо») и острые сатиры М. Чиаурели («Хабарда»); в Армении Амо Бекназаров экранизирует произведения армянской литературтной классики, ставит веселые коме­дии. В Белоруссии Ю. Тарич создает драматические историко-революционные картины. В конце 20-х гг. рождается киноискусство Узбекистана и Таджикистана.

С появлением звукового кино в творческую семью кинематографистов пришли многие прославленные театральные мастера — М. Тарханов, А. Тарасова, Б. Добронравов, Н. Хмелев, А. Бучма, А. Хорава, а также композиторы Д. Шостакович, И. Дунаевский, Н. Крюков, Д. Кабалевский, А. Хачатурян и др. В написании сценариев приняли участие такие крупнейшие советские писатели, как А. Толстой, П. Павленко, А. Корнейчук, Ю. Герман. Приобрели известность имена кинодраматургов А. Каплера, С. Ермолинского, Е. Габриловича, Е. Помещикова.

Среди первых советских фильмов о современности лучшими были «Путевка в жизнь» Н. Экка и «Встречный» Ф. Эрмлера и С. Юткевича. Образы людей труда, созданные в этих фильмах Н. Баталовым, В. Гардиным, отличались психологической сложностью и жизненной противоречивостью. «Златые горы» С. Юткевича и «Окраина» Б. Барнета положили начало советскому звуковому историко-революционному фильму. Классические произведения русской литературы обрели экранную жиэнь в «Грозе» Островского, поставленной В. Петровым, в «Петербургской ночи» по Достоевскому (Г. Рошаль и В. Строева).

Фильм «Чапаев» был поставлен в 1934 г. режиссерами Г. и С. Васильевыми по роману Д. Фурманова. Образ революционного полководца Чапаева создан артистом Б. Бабочкиным.

Увидел свет ряд замечательных историко-революционных картин: «Трилогия о Максиме» Г. Козинцева и Л. Трауберга с Б. Чирковым в главной роли, «Депутат Балтики» И. Хейфица и А. Зархи, «Щорс» А. Довженко, «Мы из Кронштадта» Е. Дзигана по сценарию В. Виш­невского. Создаются фильмы о В. И. Ленине («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году»), созданные режиссером М. Роммом, а также «Человек с ружьем» и «Яков Свердлов», созданные С. Юткевичем. Артисты Б. Щукин и М. Штраух воспроизвели образ «вождя революции».

Народ как творец истории, крупнейшие исторические деятели были показаны в больших эпических произведениях: «Петр I» В. Петрова, «Александр Невский» С. Эйзен­штейна, «Минин и Пожарский» В. Пудовкина и М. Дол-лера, «Арсен» грузинского мастера М. Чиаурели. В этих фильмах всенародное признание получила талантливая игра артистов Н. Черкасова, Н. Симонова, М. Жарова и многих других.

Продолжалась экранизация литературной классики. Среди фильмов этого жанра выделялись «Бесприданница» Я. Протазанова, «Маскарад» С. Герасимова, трилогия М. Донского по автобиографическим повестям М. Горького, «Дело Артамоновых» Г. Рошаля и «Враги» А. Ивановского. Экранизировались также произведения Пуш­кина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Свифта, Бальзака, Мопассана, ОТенри.

Главной темой была современность. Постановщики художественных фильмов раскрывали новые черты человеческих характеров, пафос созидания. В «Великом гражданине» Ф. Эрмлера артист Н. Боголюбов создал образ руководителя, коммуниста-ленинца. В фильме И. Хейфица и А. Зархи «Член правительства» В. Марецкая сыграла русскую крестьянку, строительницу новой жизни в деревне. «Большая жизнь» Л. Лукова о шахтерах, филь­мы С. Герасимова о комсомоле с участием Т. Макаро­вой и П. Алейникова, веселые кинокомедии Г. Александрова и И. Пырьева, наполненные музыкой и песнями, с участием Л. Орловой, И. Ильинского, М. Ладыниной, Н. Крючкова, Б. Андреева и др. с большой любовью отражали мирную жизнь, созидательную деятельность советских людей. О трудовых подвигах строителей социализма, завоевании Арктики, строительстве новых городов и заводов, о жизни социалистической деревни рассказы­вали документальные фильмы И. Копалина, Р. Кармена и других режиссеров.

Угроза войны привлекала внимание советских кинематографистов к антифашистской тематике. По произ­ведениям Ф. Вольфа, Л. Фейхтвангера были поставлены фильмы «Профессор Мамлок», «Семья Оппенгейм». В фильмах А. Довженко «Аэроград», А. Иванова «На границе», Ю. Райзмана «Машенька» говорилось о коварных замыслах врага и патриотическом долге советских людей.




  1. Олеся

    Нельзя сказать, что данный этап развития советского кинематографа самый интересный и сильный. Уж больно тщательно Сталин пытался насадить веру в то, что коммунистические идеалы нерушимы, а лидер партии — чуть ли не бог во плоти, которому нужно доверять безраздельно. Гораздо больше мне нравится кинематограф 50-х годов, когда во время оттепели в фильмах стали показывать не приукрашенную реальность, а действительную картину мира.

  2. Кирилл Громов

    Хоть и не все картины того времени можно назвать шедевральными, но вся прелесть советского кино заключалась в том, что оно делалось для людей и о людях. Да там было много моментов, восхваляющих коммунизм, но за ними можно было увидеть истинный смысл, то что вкладывал режиссер помимо дифирамбов коммунистическому строю.

  3. Маргарита

    Из этого периода хотелось бы особенно выделить творчество Александра Довженко. Его имя помнят и чтут в Украине, а его произведения до сих пор входят в обязательную школьную программу.

  4. Глафира

    Конечно, воспевание коммунизма сегодня выглядит немного наивным. Но то, как снимались картины, как играли актеры — это такое искусство. За границей просто с ума сходили от «Броненосца Потемкина», вот вам и коммунистический строй со всеми вытекающими обстоятельствами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.