Самодержавие дума как высший законодательный и судебный орган


Неуклонное, хотя и медленное прогрессирование в хозяйственной и общественной жизни русского на­рода сопровождалось изменениями в политическом строе России. В XVII в. происходит формирование в России самодержавного государства. Русское самодержавие имело все основные черты феодального абсолютизма. Характерное для сословно-представительской монархии существование рядом с царской властью Боярской думы и земских соборов уже не соответствовало тенденциям к укреплению царской власти. Военная и экономическая экспансия соседних государств требовала более совершенной политической организации господства дворян. Переход к абсолютизму, еще не завершившийся к концу XVII в., сопровождался значительным снижением роли земских соборов. Духовная власть также все больше подчинялась светской знати.

С 1613 г. в России после времен лихолетья воца­рилась династия Романовых. Они считали себя наследниками прежних московских царей по женской линии. Последовательно царствовали Михаил Федорович (1613—1645), его сын Алексей Михайлович (1645—1676), сыновья Алексея Михайловича — Фе­дор Алексеевич (1676—1682), Иван и Петр Алексеевич (после 1682 г.).

Любое государственное дело в XVII в. вершилось от царского имени. В «Соборном уложении» 1649 г. в особой главе была указана роль царя. Глава назы­валась «О государской чести и как его государское здоровье оберегать». В ней угрожалось смертной казнью за выступление против царя «скопом и заговором», под которыми понимались все массовые выступления. Кроме того, ближайшие царские родственники стали рассматриваться как государевы «холопы» — подданные. В прошениях к царю даже знатные бояре были вынуждены именовать себя уменьшительными именами (Алексашко, Николко и т. д.). Обращение к царю строго регламентировалось. При этом должны были соблюдаться сословные различия: служилые люди называли себя «холопами», крестьяне и посадские люди — «сиротами», а духовные — «богомольцами».

Возвеличивание идеи царской власти дошло до того, что уже само появление царя на площадях и улицах Москвы обставлялось с пышной торжественностью и сложным церемониалом.

Частично государственными делами ведала Бояр­ская дума, Которая могла собираться и в отсутствие царя. Особо важные дела разбирались по царскому предложению «помыслить» о том или другом вопросе. Однако каждое решение даже формально проводи­лось следующими традиционными словами: «Царь указал и бояре приговорили».

Дума, как высшее законодательное и судебное учреждение, состояла из наиболее влиятельных и богатых феодалов России. Туда входили члены родовитых княжеских фамилий и ближайшие родственники царя. Но с развитием торговли, промышленности и усилением политического влияния новых сословий в Думу все в большем количестве стали проникать представители неродовитых фамилий — думные дворяне и думные дьяки, выдвинувшиеся на высокие посты в государстве благодаря личным заслугам. Наряду с бюрократизацией Думы происходило постепенное ограничение ее политического влияния. Параллельно с Думой, в заседаниях которой принимали участие все думные чины, существовала Тайная или Ближняя дума. Она состояла из доверенных лиц царя, которые могли вовсе и не относиться к думным чинам.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.