Память о боевой славе русского крейсера «Варяг»


Variag

27 января (9 февраля) 1904 года российский крейсер «Варяг», сопровождаемый канонерской лодкой «Кореец», принял неравный бой с шестью крейсерами и тремя миноносцами японской эскадры. После боя экипажи русских кораблей приняли решение уничтожить свои суда. «Варяг» был затоплен, а «Кореец» – взорван. Оставшиеся в живых русские моряки перешли на суда нейтральных держав и были доставлены в порты Российской империи весной 1904 года. История «Варяга» была с восторгом воспринята в России и на Западе.

Встреча моряков и военные почести

Нападение на «Варяг» в водах нейтрального государства и без объявления войны вызвала мощную реакцию в российской прессе. К весне 1904 года, когда экипажи «Варяга» и «Корейца» вернулись в Россию, тысячи людей знали о битве в бухте Чемульпо из прессы. Торжественная встреча матросов и офицеров прошла дважды: сначала в Одессе, куда моряков доставили английские и французские корабли, а затем в Петербурге. В столице моряки прошли парадным маршем от Николаевского вокзала до Зимнего дворца, где их приветствовал сам император.

По прибытии в Одессу каждый офицер «Варяга» и «Корейца» получил орден Св. Георгия, а каждый матрос был награждён Георгиевским крестом. В Петербурге все члены экипажа получили от императора столовые приборы и наградные часы. 5 июня 1904 года Николай II также учредил медаль «За бой „Варяга“ и „Корейца“», которой были награждены матросы и унтер-офицеры, участвовавшие в битве. До возвращения в Россию каждый участник боя у Чемульпо дал обязательство не участвовать в войне против Японии. Их обещания подтвердил Николай II. После торжественной встречи в Петербурге моряки «Варяга» и «Корейца» продолжили службу на Балтийском флоте.

«Песнь о „Варяге“»

Всего через две недели после боя у «Чемульпо», 25 февраля (н.ст.) 1904 года мюнхенский журнал «Югенд» опубликовал стихотворение «Der Warjag» австрийского поэта Рудольфа Генриха Грейнца. В апреле того же года появился русский перевод, выполненный Евгенией Студенской. Вскорости эти стихи были положены на музыку Алексея Турищева. «Песнь о „Варяге“» впервые была исполнена на званом приёме для моряков «Варяга» в Петербурге 16 (29) апреля 1904 года. Со временем в музыку Турищева были внесены некоторые изменения, но в большинстве источников он по-прежнему указывается как единственный автор. Песня Студенской и Турищева, известная под разными названиями, чаще всего упоминается под заголовком, взятым из её третьей строки: «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“».

«Песнь о „Варяге“» быстро стала известна на флоте. Она стала неофициальным гимном русских моряков. В годы Первой мировой войны авторство австрийца Грейнца стали замалчивать, а из песни выбросили третий куплет, в котором японцы были названы «желтоглазыми чертями». Причина этого изменения очевидна: за десять лет австрийцы стали врагами русского флота, а японцы – союзниками.

В отличие от большинства маршей царской России, «Песнь о „Варяге“» не была забыта в советское время. До сих пор её исполняют на торжественных и траурных мероприятиях.

Корабли, названные в честь «Варяга»

В русском флоте существует традиция передавать имя проплавленного корабля новому судну. В ХIХ веке такой чести удостоились бриг «Меркурий» и линкор «Азов». В ХХ веке несколько крейсеров унаследовали имя «Варяга».

Первый «Варяг» был поднят со дна японцами, возвращён в боеспособное состояние и принят в состав японских ВМС под названием «Соя». Во время Первой мировой войны крейсер был возвращён России, а после Октябрьской революции был арестован английским правительством и перепродан на металлолом. В 1925 году он затонул во время неудачной буксировки в Исландском море. Новые «Варяги» появились в советском флоте в послевоенное время.

В 1962 году в «Варяг» был переименован многоцелевой крейсер «Сообразительный». Этот крейсер входил в состав Тихоокеанского флота и участвовал в ряде операций в акватории Индийского океана. В 1990 году «Варяг» был списан и позднее утилизирован.

Другой крейсер получил имя «Варяг» в 1996 году. Он был построен для Черноморского флота, а в 1990 году переведён в Тихоокеанский флот под названием «Червона Украина». В 1996 году этот ракетный крейсер стал флагманом флота и одновременно был переименован в «Варяг». Он продолжает службу в российском флоте по сей день (2015 год).

Один из «Варягов» так и не стал на вооружение российского флота. В 1990 году спущенный на воду, но недостроенный авианесущий крейсер «Рига» был переименован в «Варяг». Строительство, проходившее в украинском городе Николаеве, было заморожено вскоре после распада СССР. В 1998 году он был продан в КНР для переоборудования в плавучее казино, но по прибытии в Китай был достроен и принят на вооружение в 2012 году под названием «Ляонин». По иронии судьбы этот бывший «Варяг» приписан в порту Далянь, в непосредственной близости от бывшего порта приписки прославленного «Варяга», которым командовал капитан Руднев.




  1. Трепов

    Подвиг «Варяга» не вызывает сомнений, есть вопросы прежде всего к флотскому командованию, оказавшемуся не на высоте положения. Войну предполагали решением вопроса но были преступно к ней не готовы и как всегда, героизмом расплатились моряки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.