М. С. Щепкин (1788—1863 гг.) — величайший русский актёр-реалист


Подобно своему близкому другу Шевченко он был родом из крепостных крестьян. Долго бродил Щепкин по разным провинциальным сценам, играл в Курске, Харькове, Полтаве, Ромнах, Туле. С 1823 г. и до своей смерти Щепкин играл в Москве в Малом театре, прозванном с той поры «Домом Щепкина». В Москве Щепкин стал виднейшей фигурой в общественно-культурном движении середины века. Друг Гоголя, Герцена, Шевченко, он общался со многими выдающимися, передовыми деятелями литературы, театра, общественной мысли своего времени. В стенах Малого театра, главным образом в ролях Фамусова и городничего, Щепкин и разработал свою реалистическую манеру игры. «Искусство настолько высоко, насколько близко к природе» — такова была основная установка Щепкина. Он требовал от актёра «изучать человека в массе», «влезать, так сказать, в кожу действующего лица, изучать хорошенько его особенные идеи». Прекрасно сказал о Щеп­кине революционный демократ Герцен: «Он создал правду на русской сцене, он первый стал не театрален на театре». В игре Щепкина Герцен почувствовал «струю демократии и иронии». То, что для русской литературы сделал Пушкин, для критики— Белинский, для музыки — Глинка, для русского театра сделано Щепкиным. Сценическое искусство Щепкина было торжеством реализма в театре.

Развитие и укрепление реализма в театре было важнейшей исторической заслугой Малого театра. Страстные споры вызывал у людей 40-х годов каждый его спектакль. Драматургия Островского, ставшего «своим» писателем в Малом театре, закрепила в 50-х годах реалистический характер русского театрального репертуара. Смелый, обличающий невежество, тупость и дикость крепостнического, чиновного, купеческого быта, разоблачающий мир Фамусовых, Молчалиных, Сквозник-Дмухановских, Держиморд, Кабаних и Диких, Малый театр принял участие в острой общественно-идейной борьбе. Со сцены Малого театра раздавались благородные, страстные и гневные речи Чацкого, героев Шиллера и Шекспира. Малый театр стал гордостью русской культуры, средоточием театрального искусства в России. Современники называли ого «вторым Московским университетом». Ио словам Герцена, Малый театр был «высшей инстанцией для решения жизненных вопросов». Творчество актёров Малого театра во главе со Щепкиным, в содружестве с Островским и его передовой драматургией, поддержанное Белинским и Добролюбовым, было победой демократических элементов в русской театральной культуре. Реалистически-демократические тенденции Малого театра объективно превратили его в самый передовой театр середины XIX в. Театральное искусство стран Западной Европы в XIX в. не знало театра такой передовой общественно-идейной направлен­ности и художественной силы.




  1. Sandra

    Просто удивительно, как в самых низших слоях общества зарождаются и развиваются такие таланты. Хотелось бы отметить значение этого великого человека для культуры и просвещения. Михаил Семенович за долгие годы своей театральной деятельности смог разработать собственный метод, эстетические принципы работы над ролью, включающие в себя глубокое проникновение во внутренний мир и переживания персонажа. В дальнейшем, именно эти принципы лягут в основу системы Станиславского, по которой сейчас проходит обучение театральному мастерству.

    1. Анна Прохорова

      Ну, из этих слоев общества вышли практически все актеры того времени, поскольку театры долго оставались крепостными. Актерство не считалось особенно почетной профессией. А что уникально в Щепкине, так это то, что он играл как комические, так и трагические роли. Достаточно почитать «Лес» Островского, чтобы понять, насколько комики и трагики тогда были в плену у своего амплуа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.