М. С. Щепкин (1788—1863 гг.) — величайший русский актёр-реалист


Подобно своему близкому другу Шевченко он был родом из крепостных крестьян. Долго бродил Щепкин по разным провинциальным сценам, играл в Курске, Харькове, Полтаве, Ромнах, Туле. С 1823 г. и до своей смерти Щепкин играл в Москве в Малом театре, прозванном с той поры «Домом Щепкина». В Москве Щепкин стал виднейшей фигурой в общественно-культурном движении середины века. Друг Гоголя, Герцена, Шевченко, он общался со многими выдающимися, передовыми деятелями литературы, театра, общественной мысли своего времени. В стенах Малого театра, главным образом в ролях Фамусова и городничего, Щепкин и разработал свою реалистическую манеру игры. «Искусство настолько высоко, насколько близко к природе» — такова была основная установка Щепкина. Он требовал от актёра «изучать человека в массе», «влезать, так сказать, в кожу действующего лица, изучать хорошенько его особенные идеи». Прекрасно сказал о Щеп­кине революционный демократ Герцен: «Он создал правду на русской сцене, он первый стал не театрален на театре». В игре Щепкина Герцен почувствовал «струю демократии и иронии». То, что для русской литературы сделал Пушкин, для критики— Белинский, для музыки — Глинка, для русского театра сделано Щепкиным. Сценическое искусство Щепкина было торжеством реализма в театре.

Развитие и укрепление реализма в театре было важнейшей исторической заслугой Малого театра. Страстные споры вызывал у людей 40-х годов каждый его спектакль. Драматургия Островского, ставшего «своим» писателем в Малом театре, закрепила в 50-х годах реалистический характер русского театрального репертуара. Смелый, обличающий невежество, тупость и дикость крепостнического, чиновного, купеческого быта, разоблачающий мир Фамусовых, Молчалиных, Сквозник-Дмухановских, Держиморд, Кабаних и Диких, Малый театр принял участие в острой общественно-идейной борьбе. Со сцены Малого театра раздавались благородные, страстные и гневные речи Чацкого, героев Шиллера и Шекспира. Малый театр стал гордостью русской культуры, средоточием театрального искусства в России. Современники называли ого «вторым Московским университетом». Ио словам Герцена, Малый театр был «высшей инстанцией для решения жизненных вопросов». Творчество актёров Малого театра во главе со Щепкиным, в содружестве с Островским и его передовой драматургией, поддержанное Белинским и Добролюбовым, было победой демократических элементов в русской театральной культуре. Реалистически-демократические тенденции Малого театра объективно превратили его в самый передовой театр середины XIX в. Театральное искусство стран Западной Европы в XIX в. не знало театра такой передовой общественно-идейной направлен­ности и художественной силы.




  1. Sandra

    Просто удивительно, как в самых низших слоях общества зарождаются и развиваются такие таланты. Хотелось бы отметить значение этого великого человека для культуры и просвещения. Михаил Семенович за долгие годы своей театральной деятельности смог разработать собственный метод, эстетические принципы работы над ролью, включающие в себя глубокое проникновение во внутренний мир и переживания персонажа. В дальнейшем, именно эти принципы лягут в основу системы Станиславского, по которой сейчас проходит обучение театральному мастерству.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.