Русская художественная литература


В первой половине XIX в. литературе принадлежало первенствующее место среди других отраслей духовной культуры народов России. Белинский говорил, что в «гнусной российской действительности» «только в одной литературе, несмотря на татарскую цензуру, есть ещё жизнь и движение вперёд. Вот почему звание писателя у нас так почтенно... Титло поэта, звание литератора у нас давно уже затмило мишуру эполет и разноцветных мундиров». Писатели выступали в роли передовых руководителей общественного мнения, учителей жизни, раскрывавших смысл общественных явлений. Литература была главной, почти единственной областью, где лучшим представителям народов России было более или менее возможно выявить свои требования и надежды. Пушкин и Грибоедов были друзьями декабристов. Передовые демократические и освободительные идеи и образы Некрасова, Шевченко, Ахундова, Абовяна формировались под определяющим воздействием Белинского, Герцена, Чернышевского. Передовые русские писатели противостояли представителям литературной старины, реакционным сторонникам неизменности социально-политического строя самодержавно-крепостной России.

Процесс развития и смены литературных направлений в первой половине прошлого века происходил сравнительно быстро. Глубокой подосновой этого процесса было социально-экономическое развитие страны — разложение феодально-крепостнической системы, вызревание капиталистических отношений, развитие классовой борьбы и оживление общественной мысли. Всё это вело к усиленному нарастанию реалистических устремлений, к приобретению русской литературой боевого де­мократического характера.

В развитии русской литературы за первые полвека смени­лось несколько направлений — классицизм, сентиментализм, романтизм и окончательно сложился реализм, исподволь подготовленный предшествовавшим литературным развитием. В борьбе литературных направлений отражалась в конечном счёте классовая борьба. Утверждение реализма знаменовало успехи демократических элементов русской культуры.




  1. Василий Иванович

    Свободолюбивые идеи передовых литераторов-дворян были гораздо прогрессивнее их собственной крепостнической практики. Этот парадокс двойственности был характерен для всего культурного слоя. Даже первый революционер-демократ Герцен получал средства для существования в Лондоне от крепостных в России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.