Русская национальная музыка в первой половине ХIХ в. М. Глинка


В развитии русского музыкального искусства первая половина XIX в. была временем борьбы за создание нацио­нальной русской музыки. Величайшую роль в этом процессе сыграл основоположник русской национальной музыки — М. И. Глинка (1804—1857 гг.). Глинка был нашим «Пушкиным в музыке». Творчество Глинки -имело своих предшественников. Ближайшими из них были такие выдающиеся, широко известные русские музыканты, как П. А. Титов, А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилёв, А. Н. Верстовский. Все они по преимуществу являлись мастерами камерной музыки, создателями многочисленных песен и романсов. Только Верстовский создал в середине 30-х годов талантливую и популярную оперу «Аскольдова мотпла». Уже эти композиторы потянулись к народной несне, и не только русской, но и украинской, цыганской. Тяготение к народной мелодии, к песне стало позже определяющим началом музыки Глинки.

По силе своего творчества Глинка может быть сравнён из своих современников только с Пушкиным. «Глинка вдруг,— сказал о нём Чайковский,— одним шагом стал наряду (да, наряду!) с Моцартом, Бетховеном и с кем угодно». В лице Глинки вошёл в историю русской музыки полноценный и зрелый мастер. Глинка признавал необходимым выработать свой «собственный стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогую. В основу своего стиля Глинка положил народное творчество, мелодии народов России, прежде всего русский народный мелос. Глинка не просто использовал русские национальные мотивы— это имело место и до него. Своей музыкой он выразил думы и чаяния русского передового человека. Он постиг самое существо народного творчества и ответил своими произведениями на запросы лучших людей времени, двигавших вперёд историю своей родины. Вместе с тем Глинка считал необходимым критическое освоение музыкального наследия Западной Европы. «Музыку создаёт народ, а мы только её аранжи­руем». Эта слова Глвнки вскрывают основу его музыкального миропонимания. В своих оперных шедеврах «Иван Сусанин» (1836 г.), «Руслан и Людмила» (1842 г.) и в симфонических произведениях («Камаринская»), так же как и в своих знаменитых романсах, Глинка создал русский национальный стиль в музыке. «Признание» Глинки официальной, царской Россией не только- было чисто формальным, но несло в себе ж плохо скрытые элементы презрения к великому деятелю русской культуры. Дворянская знать называла музыку Глинки «кучерской»; Николай I демонстративно покинул премьеру «Руслана и Людмилы». Глинку окружала атмосфера недоброжелательства и травли «высшего общества». Между тем его жизнерадостная музыка была глубоко понята новыми, демократическими слушателями, запала им в душу, повысила их культуру, помогла их борьбе.

Стремление к правде, к реализму ярко сказалось и в музыкальном творчестве младшего современника Глинки — А. С. Даргомыжского (1813—1869 гг.). Он искал «правды» в звуках. Эти поиски тесно сблизили Даргомыжского с реали­стическими устремлениями русской литературы, театра и живописи 40-х—начала 50-х годов. В 1855 г. Даргомыжский создал оперу «Русалка» — первую русскую демократическую музыкальную драму.

Глинка и его последователи создали самобытное, глубоко народное русское музыкальное искусство. Они успешно преодолели и отвергли как ненужные и вредные каноны «итальянщины» и всякой иной иностранщины в музыке. Таким образом, и в русской музыке в середине века укрепились здоровые, реалистические народные элемента.




  1. Sandra

    Глинка действительно стал классиком русской музыки. Его творчество входит в обязательную программу обучения в музыкальных школах, также, как и произведения Бетховена, Моцарта, Шуберта и Гайдна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.