Печать и Журналистика


Развитие просвещения, науки и культуры сопровождалось ростом печати, увеличением количества книг и журналов. Если в первые годы XIX в. в среднем издавалось по 143 книги в год, а периодических изданий в 1801 г. числилось 84, то в конце 50-х годов в среднем выходило в свет по 2 тыс. названий в год, а периодических изданий в России в 1860 г. было 230.

Ведущей формой периодики был журнал. Газеты ещё не играли серьёзной роли в общественно-литературной жизни. Много журналов начало издаваться и в провинции. Большое положительное значение для развития провинциальной печати имело издание «Губернских ведомостей», начало которому было положено указом 1837 г. К 1851 г. «Губернские ведомости» выходили уже в 44 губерниях.

Популярным русским журналом в начале века был основанный Карамзиным «Вестник Европы», но в общественно-идейной борьбе он занимал консервативные позиции, отстаивая сохранение самодержавно-крепостнического строя. Позднее большую роль играли журналы «Московский телеграф» (1825—1834 гг.), издававшийся прогрессивным буржуазным критиком, писателем и журналистом Н. А. Полевым, и «Телескоп» (1831—1836 гг.), издававшийся критиком Н. И. Надеждиным. Журнал Полевого был передовым органом зарождавшейся буржуазной журналистики в России. Полевой стремился пробудить у читателей любовь к родине, её истории и культуре, интерес к западно­европейским политическим событиям и учреждениям. Острая и задорная критика Полевого стяжала его журналу большую известность.

«Телескоп» был по преимуществу философским и литературным журналом. В середине 30-х годов царская цензура закрыла оба журнала.

В 40-х годах наиболее передовыми, влиятельными и интересными были журналы «Отечественные записки» и «Современник»; оба журнала вели борьбу с «Москвитянином», издававшимся представителями реакционной «теории официальной народности» Погодиным и Шевырёвым, а также с широко распространённой газетой официозных журналистов-доносчиков Булгарина в Греча «Северная пчела». Руководящая роль в «Отечественных записках» принадлежала великому русскому критику Белинскому. Вместе с Белинским в передовых журналах участвовали Герцен и поэт крестьянской демократии Некрасов. Сотрудничали в «Отечественных записках» и «Современнике» Тургенев, Гончаров, Салтыков. В 50-х годах в «Современнике» начали работать революционные демократы Чернышевский и Добролюбов.

Русская журналистика явилась полем острой общественно-идейной борьбы. Прогрессивные и демократические органы печати группировали вокруг себя передовых читателей, воспитывали молодые поколения на произведениях и идеях Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Некрасова. Свою идейную работу они вели в постоянной борьбе против реакционной журналистики.

Русский театр в первой половине XIX в. Рост театра был тесно связан с развитием литературы, особенно драматур­гической. Параллельно с развитием русской драматургии изменялось и театральное искусство, манера игры, раскрытие образа актёром. В первой половине XIX в. выработался новый тип театра, порвавшего с царским двором и помещичьей усадьбой, тесно связавшегося с живой общественной жизнью, создавшего своего демократического зрителя, свой репертуар, свою школу актёра. Таким театром стал в первой половине XIX в. московский Малый театр, а школой русского актёра стало гениальное реалистическое мастерство Щепкина.

Русский театр начала XIX в. был театром драматургии классицизма. Господствовал «высокий жанр» — трагедии на антично-мифологические или отечественно-исторические сюжеты: «Эдип в Афинах», «Дмитрий Донской» Озерова, «Поли­ксена», «Пожарский» Крюковского, «Всеобщее ополчение» Висковатого. Актёры вели роли в торжественном, приподнятом тоне, напряжённым голосом, певуче декламируя текст с под чёркиваниями патетических слов (вроде «любовь», «страсть», «измена»). Обычно, окончив сильный монолог, актёр условным «трагедийным» жестом простирал вверх правую руку и так удалялся со сцены. Крупнейшими актёрами классического театра были Е. С. Семёнова, Я. Е. Шушерин и А. С. Яковлев.

По словам Пушкина, в театре начала прошлого века:

...Озеров невольны дани Народных слёз, рукоплесканий С младой Семёновой делил.

В 30-х годах романтическая драма царила на подмостках театров, многократно ставились пьесы Н. В. Кукольника и Н. А. Полевого. Успех Кукольника покоился на драмах «Рука всевышнего отечество спасла» (казённо-патриотического направления) и «Скопин-Шуйский». Полевой после закрытия своего журнала также написал несколько «романтических» драм — «Дедушка русского флота», «Иголкин, купец Новгородский» и др. Эти «благонадёжные» произведения в духе «официальной народности» были очень плохи в литературном отношении, но их поддерживало царское правительство, и они десятилетиями не сходили с подмостков театра.

В это время выдвинулось несколько первоклассных русских актёров: П. С. Мочалов на московской сцене, В. А. Каратыгин и А. Е. Мартынов на петербургской. Трагики Мочалов и Каратыгин выступали в высоких классических трагедиях и романтических драмах. Талантливый актёр Мартынов исполнял характерные бытовые и комические роли. Великий русский трагический актёр П. С. Мочалов (1800—1848 гг.) играл ярко, эмоционально и страстно, раскрывал сценические образы с исключительной простотой. Глубоко и тонко показывал Мочалов перед зрителями московского Малого театра образы трагедий Шекспира и Шиллера. Лично общавшийся с демократическими кругами русского общества, Мочалов своей игрой будил в зрителе высокие человеческие чувства и как бы призывал лучших людей к борьбе против антинародного режима николаевщины. Передовое студенчество, разночинцы, демократические слои московского населения боготворили Мочалова. Проникновенным истолкователем его игры был революционный демократ Белинский, назвавший Мочалова артистом-плебеем, артистом-бунтарём. Гениальное исполнение Мочаловым в конце 30-х годов роли Гамлета, мастерски истолкованное Белинским, было крупнейшим событием в истории русской сцены. Талантливый актёр В. А. Каратыгин (1802—1853 гг.) был воспитан в духе и манере театра классицизма. Его рационалистическая, рассчитанная на эффект игра хорошо соответствовала запросам блестящей петербургской светской и придворной публики, кумиром которой он был. А. Е. Мартынов (1816—1860 гг.) сделал много для развития и укрепления начал реализма в русском театре. Его творчество, по словам А. Н. Островского, помогало пере­довым русским драматургам «отстаивать самостоятельность русской сцены».

Реализм пришёл на русскую сцену вместе с «Горем от ума» (первая постановка в 1829 г.) и «Ревизором» (1836 г.). Реалистическая драматическая литература уже была создана, но новой манерой игры актёры овладели не сразу. Утверждение реализма в русском театре связано с творчеством Щепкина и с деятельностью Малого театра.

Ещё в 1806 г. в Москве был организован казённый московский театр, который в 1824 г. обосновался на Петровской пло­щади в Москве под именем «Малого». Весной 1823 г. в театр поступил великий русский актёр Щепкин, отдавший Малому театру сорок лет своей творческой жизни.




  1. Sandra

    Мне кажется тему развития театрального искусства в середине 19 века нужно было вынести отдельной статьей, или указать это название в заголовке, чтобы легче было найти по навигации.

    А по поводу развития печати хочется добавить, что именно в этот период впервые вводится понятие гонорара за написанную статью. Данный факт позволил повысить уровень профессионализма журналистов. В конце 60-х, в связи с результатами реформаторской деятельности Александра II, значительно выросло общественное городское мнение. Этот факт объясняет появление периодических изданий, рассчитанных именно на читателей из низших городских слоев населения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.