Живопись, скульптура и архитектура XIX века


Господствующим официальным направлением в русской- живописи первой половины XIX в. был академический классицизм. Центром академического искусства, хранившим неприкосновенность академических художественных традиций, была императорская Академия художеств, высшее учреждение страны в области изобразительного искусства. Художники К. П. Брюллов и Ф. А. Бруни были наиболее крупными представителями академического искусства первой половины XIX в. Картины академической школы представляли собой преимущественно парадные полотна с тщательно продуманной, сложной композицией, театрализованной трактовкой сюжета, эффектным освещением. Сюжеты для своих картин академические художники обычно брали из античного мира, библейских сказаний, из древней и средневековой истории.

Содержание их картин не удовлетворяло новых запросов и потребностей русской общественной жизни. Заслугой академического классицизма было прекрасное знакомство с художественной культурой прошлого, высокая и тщательная работа над рисунком, высокое мастерство в создании искусной, сложной и выразительной композиции. Примером в этом отношении является мастерски выполненная картина Брюллова «Последний день Помпеи». Выдающееся значение в развитии русской живописи имели замечательные портреты работы Брюллова и особенно Кипренского, в которых чувствовалось зарождение реалистического направления. Однако академическая школа в целом была чужда и враждебна новому реалистическому направлению.

Реализм в русской живописи, которому принадлежало будущее, родился вне стен Академии художеств. Зачинателями реализма в русской живописи были такие крупнейшие мастера, как Венецианов и Федотов. А. Г Венецианов сознательно порвал с академическим классицизмом, пошёл к действительной жизни, к природе, к натуре. Он смело ввёл в живопись родную русскую тематику; его картины были по своему содержанию национальными произведениями. Его первое написанное в новой манере полотно «Гумно» (1824 г.) произвело настоящий переворот. За ним последовали картины «Крестьянка, чешущая шерсть», «Крестьянка с грибами», «Группа крестьян», «Одевающийся мужичок», «Помещица, занятая хозяйством» и др. Реалистическая тематика и реалистическая трактовка образов, почерпнутых преимущественно из народной среды, стали основой творчества Венецианова. Но это ещё не был полноценный реализм. Венецианов взглянул на русскую действительность, но увидел её в какой-то мере через розовые очки: он несколько идеализировал жизнь и быт крепостной деревни; веяния сентиментализма чувствовались в его картинах.

Подлинным основоположником реализма в русской живописи явился художник П. А. Федотов. Он выступил в конце 40-х годов с рядом полотен, которые как бы представляли в русской живописи «натуральную школу» Гоголя («Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Болезнь Фидельки» и др.). «Я учусь жизнью, я тружусь глядя»,— объяснял Федотов принципы своего реалистического искусства. Его картины — не бесстрастные фотографии окружающей жизни, они принадлежали к «критическому направлению», разоблачали затхлый быт помещиков, купцов и чиновников. Сатирическое осмысление сюжета ясно чувствуется в картинах Федотова. Это осмысление возникло не без влияния революционно-демократической интеллигенции, с которой общался художник. Демократически настроенный критик неприглядной предреформенной русской действительности сочетался в Федотове с замечательным художником, мастером отточенного рисунка, продуманной композиции и колорита. Федотов неустанно трудился над своими произведениями. «Сотрёшь раз со сто, так выйдет просто»,— говорил он. Федотов, как правильно указывал выдающийся русский демократический художественный критик В. В. Стасов, первым в мире, задолго до французского художника Курбэ, поднял знамя реализма в живописи. В творчестве Федотова, писал Стасов, реализм возник в русской живописи «неведомо для Европы, без шума и без грохота на весь мир, без кровопролитных баталий в печати и всё-таки без заимствования откуда бы то ни было».

Особняком стояло творчество художника А, А. Иванова— одного из величайших мировых живописцев. Он почти всю жизнь работал над одним полотном — «Явление Христа народу», в котором стремился выразить посредством библейского сюжета владевшие им идеи нравственного возрождения, совершенствования человечества, страстно ждущего освобождения жизни от несправедливости и гнёта. Не религиозные, а моральные, общественно-воспитательные категории привлекали художника. Иванов во многом преодолел мертвенность академического классицизма, смело повернув в сторону реализма. На первом плане картины — не Христос, а простой народ, ожидающий освобождения и возрождения. Замечательны этюды к этой картине, сохранившиеся в большом числе и говорящие об исключительных творческих возможностях Иванова. Ещё выше стоят по живописной и изобразительной силе замечательные эскизы Иванова к библейским композициям, предназначавшимся им для стен грандиозного здания не церковного характера. Художник писал свою картину в Италии свыше 20 лет. Только в середине 50-х годов он привёз её в Россию. Однако главное его создание — «Явление Христа народу» — было холодно встречено правительственными кругами и Академией. Тяготение к реализму и явные демократические тенденции картины не могли понравиться официальному Петербургу. Сам художник в последние годы своей жизни разочаровался в религиозных и моральных сюжетах и идеях и прекратил работу над своей главной картиной. Полный новых замыслов, стремясь пойти навстречу новым общественным запросам родной страны, Иванов стал искать сближения с Герценом и Чернышевским. Творчество Иванова своим общественно-философским содержанием и выдающимся мастерством в передаче человеческих чувств и характеров шло по пути передового реализма, хотя и не смогло вполне отрешиться от академической условности.

В области скульптуры в первой половине века выдвинулось несколько крупных мастеров: Мартос, Ф. Толстой, Пименов, Клодт. Значительно творчество И. П. Мартоса, автора замечательного памятника народным героям Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Памятник создан в духе классицизма и выражает подъём патриотизма, мужественную решимость героического народа к защите родины. Пименов в 1836 г. изваял свою статую «Парень, играющий в бабки»,— народная русская тематика впервые вошла с этой статуей в область скульптуры. Ф. Толстой — участник декабристской организации — запечатлел на своих барельефах героическую эпопею 1812г. и заграничные походы 1813—1814 гг. Но и здесь в соответствии с академическими традициями русские люди были изображены на манер античных героев. Реалистическими устремлениями были проникнуты замечательные фигуры животных работы Клодта. Особенно известны группы коней на Анич мосту (в Ленинграде).

Было ясно, что академическое искусство вступило в полосу глубокого кризиса: старые академические традиции тормозили развитие реалистического искусства. К середине XIX в. Академия стала играть явно реакционную роль.

Архитекторы первой половины века — А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в Петербурге, Д. И. Жилярди в Москве — продолжали развивать лучшие традиции классицизма. Шедеврами их искусства явились Казанский собор Воронихина и Адмиралтейство Захарова (в Ленинграде).

Стилем, завершившим собой развитие классицизма в архитектуре России, явился русский ампир. Наиболее яркие а законченные архитектурные памятники этого стиля создал Росси, великий мастер не только по возведению отдельных зданий, но и творец целых архитектурных ансамблей (например, улица зодчего Росси в Ленинграде). К числу лучших творений Росси принадлежат здание Главного штаба и Александрийский театр (ныне Государственный академический театр драмы в Ленинграде).

В театре, музыке и живописи выявились те же общие стремления к созданию правдивого, народного, национального искусства, что и в развитии литературы. Утверждением этих демократических прогрессивных устремлений было создание реализма в русском театре, в творчестве Щепкина и школе Малого театра; победа демократического реализма — в живописи Федотова; создание национальной русской музыки — в творчестве Глинки.

Социалистический реализм советских композиторов, художников, актёров — законный наследник великих достижений русской национальной культуры — творчества Глинки, Щепки­на, Федотова и других русских мастеров.




  1. Василий Иванович

    В сравнении с литературой «Золотого века», современная ей живопись и скульптура заметно проигрывали в оставленных потомкам художественно ценных произведениях, более впечатляющие успехи были достигнуты в области архитектуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.