Уложенная комиссия


Некоторые из русских сановников считали, что престол по праву принадлежит сыну Екатерины Павлу Петровичу, и что сама Екатерина могла бы быть только регентом государства до совершеннолетия своего сына.

Другим претендентом на престол мог быть Иван Антонович, младенцем свергнутый с престола Елизаветой и с 1756 года томившийся в заключении в Шлиссельбургской крепости.

Летом 1764 года молодой офицер Мирович с небольшой командой солдат сделал попытку освободить заключенного, чтобы провозгласить его императором. Но в самом начале тревоги арестант был убит военным караулом крепости (согласно имевшейся у него инструкции), а Мирович был арестован, судим и казнен.

Итак, в первые годы своего царствования Екатерина не чувствовала себя особо прочно на императорском престоле, однако, сравнительно скоро она вполне овладела положением. В 1763— 1764 гг. была произведена секуляризация церковных и монастырских имений. Имения эти были переданы в управление Коллегии экономии, и жившие в них крестьяне получили название экономических крестьян.

Для оживления и развития экономических сил страны в 1762 и 1763 годах Екатерина издала манифесты с призывом для поселения в России иностранцев, которым обещалось покровительство законов, религиозная свобода и податные льготы.

Особенно много колонистов было привлечено из Германии. Они получили для поселения прекрасную черноземную степь в Поволжье (Саратовской области).

Важным нововведением в земледельческом производстве было разведение картофеля, выписанного в 1765 году из Ирландии.

Для организации медицинской помощи населению в 1763 году была учреждена медицинская коллегия.

В 1764 году было упразднено гетманское правление Украины. Под председательством генерала Румянцева была учреждена Малороссийская Коллегия.

Екатерина, как в свое время Петр и Елизавета, была встревожена распространением «язвы лихоимства» в правительственных учреждениях и пыталась бороться с этим злом. Манифест 1763 года повелевал «все судебные места наполнить достойными и честными людьми» и назначить им «довольное жалование» «к безбедному пропитанию», чтобы избавить просителей «от насилия и лихоимства» чиновников.

В то же время был издан манифест об установлении штатов разных присутственных мест, в том числе правительствующего Сената, который был разделен на шесть департаментов с определенной компетенцией.

Однако Екатерина видела, что все частные меры и все отдельные указы и манифесты являются недостаточными для того, чтобы «каждое государственное место имело свои пределы и законы к соблюдению доброго во всем порядка». А это была цель, которую она поставила себе в манифесте о своем воцарении. Чтобы ввести строгую законность в жизнь государства и полный порядок в государственном управлении, Екатерина задумала дать России новый законодательный кодекс, основанный на принципах новой философии и науки, открытых современной эпохой Просвещения. С этой целью Екатерина принялась за составление своей знаменитой инструкции или «Наказа», который должен был служить руководством для законодательной комиссии.

Как подчеркивает С.Пушкарев, главными литератур­ными источниками Наказа были знаменитый труд Монтескье «О духе законов» и трактат итальянского философа Беккариа «О преступлениях и наказаниях».

Когда Екатерина, окончив проект Наказа, дала его на прочтение своим приближенным, те пришли в ужас от его радикализма, и в результате их замечаний и возражений, Екатерина вычеркнула более половины из первоначально написанного текста. В таком урезанном виде Наказ был напечатан в 1767 году.

Исследователи отмечают, что Наказ Екатерины произвел большое впечатление как в России, так и за границей: Фридрих Прусский сделал Екатерину членом Берлинской акдемии, Вольтер восхвалял ее как Миневру, богиню мудрости и «благодетельницу человеческого рода», а французская цензура запретила распространение Наказа во Франции.

Наказ, как подчеркивается в «Обзоре русской истории», был проникнут гуманным и либеральным духом. Он признает необходимость для России самодержавной власти монарха ввиду обширного пространства империи и разнообразия ее частей. Но целью самодержавного правления является не то, «чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра».

Власть всех правительственных учреждений должна быть основана на законах, и должно сделать так, «чтобы люди боялись законов и никого бы кроме них не боялись». Законы же не должны запрещать ничего, «кроме того, что может быть вредно или каждому особенному или всему обществу».

Говоря о принципах уголовного законодательства, Наказ высказывается против пытки, против членовредительных наказаний, против частого применения смертной казни. Наказ утверждает: «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать».

Характерно и следующее выражение: «Хотите ли предупредить преступление? Сделайте, чтобы просвещение распространилось между людьми».

Наказ высказывается в пользу веротерпимости и против религиозных преследований, ибо «гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону умягчает и самые жестоковыйные сердца».

Наказ также принципиально высказывается против рабства — «закон естественный повелевает нам о благополучии всех людей пещися». Но здесь мы натыкаемся на «ахиллесову пяту» екатерининской эпохи и екатерининского законодательства .

Наказ говорит о вольности и равенстве всех граждан согласно «закону естественному», а между тем в царстве Екатерины половина жителей состояла из крепостных рабов (Пушкарев особо отмечает, что в то время крепостные так и назывались — рабами), лишенных почти всех гражданских и человеческих прав. Возведенная на престол дворянством Екатерина не могла и не решилась по­требовать освобождения рабов. В своем Наказе она лишь решилась высказать несколько робких пожеланий об улучшении их состояния: «Законы могут учредить нечто полезное для собственного рабов имущества», ибо «не может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственного».

Наказ рекомендует далее, чтобы право помещиков облагать своих крепостных податями и работами было в какой-то мере регулировано законом. В декабре 1766 года был издан манифест о созыве Комиссии для составления проекта нового Уложения и при нем положение о выборах в Комиссию.

Лишь 28 членов Комиссии были представителями высших государственных учреждений — Сената, Синода и коллегий. Главную же массу депутатов составляли выборные представители от разных сословий и групп населения: дворяне выбирали по одному депутату от каждого уезда; городские жители — по одному от каждого города; государственные крестьяне — по одному от каждой провинции; посылали своих представителей также однодворцы, разные мелкие служивые люди, казаки и некочующие инородцы.

Всего в составе Комиссии было 565 депутатов, в том числе от дворян 30%, от городов 39%, от государственных крестьян 14%, от высших государственных учреждений 5%, от остальных групп населения — 12%. Депутаты должны были привезти с собой наказы от своих избирателей с изложе­нием их нужд и пожеланий.

От обширной массы крепостного крестьянства не было представителей, и голос их не был слышен в Комиссии.

Законодательная Комиссия была торжественно открыта императрицей в Москве, в Грановитой палате 30 июня 1767 года. Была избрана «дирекционная комиссия» и «подготовительная комиссия», а также несколько специальных «классификационных комиссий» для разработки отдельных частей будущего кодекса. В общем собрании Комиссии был заслушан Наказ императрицы, а потом читались и обсуждались частные наказы.

В конце 1767 года Комиссия была переведена в Петербург и там продолжала свои занятия. В конце 1768 года занятия Комиссии были прекращены по случаю начавшейся войны с Турцией, но некоторые частные комиссии работали до 1774 года.

Екатерининской Комиссии не удалось составить нового кодекса законов: трудно было привести в систему разно-характерную, разновременную, запутанную и частью взаимно противоречащую массу действовавших законов. Еще труднее было привести это старое законодательство в согласие с либеральным Наказом Екатерины, «построенным на книжных теориях, без учета реальных факторов русской жизни, а с другой — с противоречивыми нуждами и пожеланиями множества отдельных наказов от разных групп населения.

По мере развертывания деятельности Комиссии все яснее становилась цель ее созыва — выяснить настроения различных социальных групп.

Так, например, купечество требовало не только закрепить свои старые права, но и расширить их, создать условия для роста промышленности и торговли, защитить купцов от конкуренции торгующих дворян и крестьян. Более того, купечество домогалось права владеть крепостными.

Депутаты от государственных крестьян просили облегчить налоги и повинности, покончить с произволом властей и так далее.

Крестьянский вопрос, хотя его и не включали в повестку дня работы Комиссии, был центральным. Помещики жаловались на массовое бегство и непослушание крестьян и требовали принятия соответствующих мер. Но кое-кто из дворянских депутатов, например, депутат от Козловского уезда Г. Коробьин, выступил с критикой жестокости крепостнической системы. Он заявлял, что причиной бегства крестьян «по большей части суть помещики, отягощающие столь много их своим правлением». Коробьин считал необходимым точно определить размер крестьянской повинности в пользу помещика и предоставить крестьянам право иметь недвижимую собственность.

Александр Пушкин назвал работу Комиссии «непристой­но разыгранной фарсой». И все же, по мнению С. Пушкарева, работа Комиссии не пропала даром. Содержание местных наказов и суждения депутатов в Комиссии могли быть использованы правительством в будущем для реформаторской деятельности, если, конечно, правительство захотело бы ею заняться.




  1. Faultier61

    Не один Пушкин считал работу Уложенной комиссии фарсом. Дело не только в однобоком представительстве населения России, а главное заключалось в ограниченной функциональности собрания и отсутствии стратегической цели, просто собрались, поговорили и разошлись.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.