Культура и искусство


Утверждение о том, что XVIII век явился веком расцвета русской культуры, стало своего рода аксиомой. Несмотря на обвинения в «западничестве» и космополитизме, которые выдвигались Петру со стороны его оппонентов, именно во время его правления русская национальная культура пережила (увы, с некоторым запозданием) эпоху ренессанса.

В первые годы столетия русский литературный язык был неразвит, неуклюж и тяжеловесен, чрезмерно заполнен церковно-славянскими оборотами. Стихотворная форма еще только находилась в стадии становления. Но даже через эти устарелые формы в литературе начала века отражаются новые веяния, рожденные преобразованиями Петра.

Кроме апокрифов и благочестивых повестей, появляются «гистории», а вместе с ними и новые герои — «матросы» и «кавалеры» (представители, как тогда говорили, «русской европии») — энергичные и предприимчивые люди.

В 30-50-е годы выдвигается целая плеяда представителей русского классицизма: А. Кантемир, В. Трсдиаковский, А. Сумароков, М. Ломоносов.

Родоначальники классицизма ставили во главу угла государственные интересы, долг перед отечеством, которые должны были преобладать над частными, личными интересами. В противовес религиозному, средневековому ми­ровоззрению высшим в человеке они считали его разум, законам которого должно полностью подчиняться и художественное творчество.

Русские классицисты старались строго следовать образцам античного искусства, что порой стесняло творчесский процесс, отрывало литературу от жизни, а писателя — от современности... И, тем не менее, они, русские классицисты, были первыми, кто вплотную приступил к соз­данию литературного русского языка — такого, каким мы его знаем.

Девизом основателей новой русской литературы было служение обществу.

Какая польза тем, что в старости глубокой И в тьме бесславия кончают долгий век! Добротами всходить на верх хвалы высокой И славно умереть родился человек.

Так писал Ломоносов, человек необъятного и многогран­ного таланта. Широта его знаний и интересов позволяет по­ставить этого русского мыслителя и ученого в один ряд с Леонардо да Винчи, Ньютоном, Лейбницем.

Ломоносова недаром прозвали «Петром Великим русской литературы». Он почувствовал огромные, еще никем не использованные возможности русского языка, и стремился сблизить громоздкую литературную и живую, разговорную речь. Работы Ломоносова в области русского стиха и языка имели исключительное значение для всего дальнейшего раз­вития национальной литературы.

Кроме литературы, Ломоносов успешно работал в области химии, математики, астрономии, физики, геологии, механики, философии, истории, географии и ботаники.

«Твердо помнить должно, что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии был с начала создания, как нынче находим, но великие происходили в нем перемены, что показывает история и география»... В эти слова Ломоносов вложил смысл своего научного и творческого метода: чтобы правильно судить о явлении или предмете, следует рассматривать его в развитии.

Ему принадлежит право открытия закона сохранения вещества и энергии; Ломоносов является изобретателем первого прибора ночного видения, отражательного зеркального телескопа и др. Свои научные открытия ученый внедрял в металлургию, горное дело, производство стекла, фарфора, красок.

Но Ломоносов не был бы Ломоносовым, если бы не соединял в себе дар ученого и литератора. Свое научное видение мира он стремился выразить с поэтической силой...

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно Океан.

Тан огненны валы стремятся

И не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

Так Ломоносов описывает солнце, каким оно должно было предстать человеческому взору, приблизившемуся к светилу вплотную... Пожалуй, никогда — ни до, ни после Ломоносова — не рождался в России человек, столь полно наделенный даром познавать мир во всех его проявлени­ях, используя методы ученого и поэта.

XVIII век стал также эпохой расцвета русской архитектуры. Никогда до этой поры в России не отмечался столь бурный взлет градостроительства. В начале века была проведена реформа строительного дела, которая воплотилась в новых сооружениях: административных зданиях, верфях, фабриках, каналах и т.д.

В Москве в это время были построены Меншиковский дворец (1707 — 1708 гг.), здание Арсенала в Московском Кремле (1702 — 1736 гг.), Меншикова башня (церковь архангела Гавриила в Потаповском переулке, 1704 — 1707 гг.), возведенная по проекту Ивана Зарудного, талантливого ар­хитектора и скульптора. Зарудный также, по предположению многих исследователей, является автором церкви Знамения в Дубровицах.

В июне 1703 года началось строительство Петропавловского собора в Петербурге — спустя всего месяц после заложения северной русской столицы. Собор был сначала деревянным, и только в 1712 году, после официального объявления Петербурга русской столицей, будет перестроен в каменный. Автором этого проекта был Доминико Трезини.

Тогда же на левом берегу Невы была построена Адми­ралтейская верфь, к которой лучом сходились три магистрали: Невский проспект, Гороховская и Вознесенская улицы. В 1730 году Адмиралтейство перестраивалось Иваном Коробовым, талантливейшим русским архитектором.

В петровскую эпоху в России пробудился живейший интерес к портретной живописи. Наиболее известными портретистами той поры были Андрей Матвеев, Иван Никитин (автор знаменитого портрета Петра I в круге).

Из художников-графиков начала столетия выделялся Алексей Зубов — превосходный гравировщик, автор серии листов с. видами Петербурга.

Русские художники много и плодотворно работали над росписью интерьеров зданий — ведь то было время большого строительства.

Этим объясняется и особый интерес, к скульптуре, которая должна была украсить собой новую столицу. В ряду скульпторов, работавших в Петербурге в первые годы после основания города, почетное место, безусловно, занимает Карло Растрелли, автор памятника Петру, установленного перед Михайловским замков в Петербурге.

Особенно полно талант скульптора раскрылся в портретном жанре. Парадный бронзовый бюст Петра I, созданный Растрелли в 1723 году, по свидетельству современников Петра, имел поразительное сходство с оригиналом, выразившееся прежде всего в передаче характера русского царя, в наполненности его энергией.




  1. Aoidos

    Ломоносов прославился еще и жесткой полемикой со сторонниками «норманнской» теории. Хотя, в целом, его исторические идеи выглядели устаревшими даже для науки XVIII. Но в других областях у него невероятное количество заслуг. Забавно выглядит, когда Ломоносова ставят в пример, как человек из народа мог добиться признания в Российской империи. Его биография настолько невероятная для того времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.