Рост крупной машинной индустрии. Новые промышленные районы


Послереюрменное десятилетие — период капиталистической индустриализации России. Крупная машинная индустрия одерживает решающую победу над мелким производством и мануфактурой. Техника производства в ведущих отраслях промышленности быстро совершенствуется.

Существенное значение при этом имело то, что Россия, вступив позднее развитых европейских стран на путь капитализма, могла использовать уже имевшийся технический опыт и организационные формы промышленного развития.

После 1861 г. развитие капитализма в России пошло так быстро, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых странах Европы целые века. Один из наиболее характерных показателей этого процесса — внедрение в промышленность паровых машин. В 1875 — 1878 гг. на фабрично-заводских и горных предприятиях европейской России работали паровые котлы и машины мощностью около 100 тыс. лошадиных сил, а к началу 90-х годов их мощность выросла уже в 2,5 раза — и это за 16 лет.

В хлопчатобумажной промышленности фабрика окончатель­но оттесняет мануфактуру и тесно связанную с ней раздаточную систему, а также мелкие крестьянские промыслы. Машины заменяют ручной труд и в суконной, и в пищевой, и в других отраслях промышленности.

В металлургии место отсталого кричного способа производства железа занимает пудлингование. В 70-х годах быстро развивается сталелитейное производство, основанное на применении сначала бессемеровских, а затем и мартеновских печей.

Таким образом, в течение двух — трех десятилетий после падения крепостного права в России завершился промышленный переворот, начавшийся еще в дореформенный период.

Важнейшими центрами развивавшейся в России капитали­стической промышленности были Петербург и Москва. При этом Петербург выдвигался по преимуществу как центр маши­ностроения, а Москва и окружавшие ее промышленные районы оставались главным очагом текстильной промышленности.

Горно-металлургическая индустрия Урала, основанная в прошлом на принудительном труде крепостных рабочих, в первые годы после реформы пережила серьезные затруднения. Тысячи рабочих, освобожденных от крепостной зависимости, покинули заводы. Только спустя 10 лет уральская металлургия достигла уровня 1860 г. Однако и в дальнейшем она развивалась очень медленно.

Между тем, с 70-х годов XIX в. на юге страны начал формироваться новый район горной и металлургической промышленности. Сооружение двух железнодорожных магистралей, связавших Москву с Ростовом-на-Дону, дало выход донецкому углю и значительно повысило спрос на него. В районе Донецкого кряжа стали возникать новые рудники. Надшахтные постройки и конусообразные терриконы резко изменили пустынный прежде ландшафт донецкой степи.

В 1872 г. вступила в строй первая доменная печь на заводе, который построил в западной части Донецкого бассейна английский промышленник Юз, а спустя два года выдал чугун Сулинский металлургический завод, основанный русским предпринимателем Пастуховым в восточной части бассейна. Оба завода — Юзовский и Сулинский — работали тогда на бедной металлом местной руде.

Лишь после того, как в середине 80-х годов угольный Дон­басс был соединен железной дорогой с районом Кривого Рога, где находились большие запасы богатой железом руды, начался быстрый подъем и южной металлургии.

На полпути между Донбассом и Кроворожьем возник Прид­непровский металлургический район с центром в Екатеринославе. Молодая южная металлургия, не знавшая феодальных традиций, отличавшаяся более высоким техническим уровнем, стала быстро обгонять старый Урал.

Почти совершенно новой отраслью экономики России явилась нефтяная индустрия. В дореформенный период добыча нефти был ничтожной, спрос на нее был невелик. Развитию нефтяной промышленности в районе Баку мешало существование откупной системы — сдача нефтяных колодцев на откуп на определенный срок.

С отменой в 1872 г. этой системы и с переходом к сдаче нефтеносных участков с торгов в долгосрочную аренду, вокруг Баку стали расти леса вышек, и вблизи старого города возник новый, окутанный пеленой дыма и копоти «Черный город» с десятками нефтеперегонных заводов. За 20 лет, с 1870 по 1890 гг., добыча нефти выросла в 140 раз — с 1,7 млн. до 242 млн. пудов.

Выдающиеся открытия и изобретения русских ученых и инженеров расширили возможность применения нефтепродуктов — в качестве топлива, смазочных масел и других — и обеспечили бакинской нефти выход на мировые рынки. В конце XIX в. Россия выдвинулась на первое место в мире по добыче нефти, оттеснив на время Соединенные Штаты Америки.

Развитию промышленного капитализма в значительной мере способствовало железнодорожное строительство. В 1860 г. у России было всего лишь полторы тысячи километров железных дорог, в 1892 г. — уже более 30 тыс. километров. Железные дороги связывали земледельческие районы с промышленными, окраины — с центром, ускоряя процесс общественного разделения труда и рост всероссийского рынка.

Вместе с тем, железные дороги являлись крупными потребителями угля и металла, машин и механизмов, содействовали подъему тяжелой промышленности.

В конце первого десятилетия после реформы Россия всту­пила в полосу усиленного учредительства предприятий, банков, акционерных обществ. Большая часть акционерных капиталов была вложена, при этом, не в промышленность, а в торговые предприятия, банковское дело и, особенно, в железнодорожное строительство. Вовремя кризиса 1873 — 1875 гг. многие из этих акционерных компаний , возникших в обстановке бир­жевого ажиотажа, обанкротились.

Начавшийся после кризиса подъем в промышленности ока­зался кратковременным и сменился еще более сильным кризисом 1882 — 1886 гг. Только с 1887 г. вновь обозначилось некоторое экономическое оживление, но в 1890 — 1891 гг. ряд отраслей промышленности опять переживал состояние застоя. Выходу из кризиса и из депрессии мешали узость внутреннего рынка, переплетение промышленного кризиса с аграрным (затянувшимся в России до середины 90-х годов), сохранение устаревших способов и форм организации производства.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.