Причины и предпосылки Великих реформ 1861 года


Основной причиной реформы 1861 г. была сила экономического развития, втягивавшего Россию на путь капитализма. Кризис феодально-крепостнической системы достиг к середине XIX в. наивысшей точки. Революцион­ная ситуация 1859—1861 гг., вырвавшая у правительства реформу 1861 г., была следствием всё нараставшего в первой половине XIX в. конфликта между новыми производительными силами и отживавшими производственными отношениями. Реформа свидетельствовала и о «кризисе верхов», которые уже не могли управлять постарому.

Феодально-крепостнический строй был сильнейшим тормозом для развития как сельского хозяйства, так и промышленности. Нарушение экономического закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил обострило социальные противоречия, вызвало резкое усиление классовой борьбы, подъём крестьянского движения. По словам В. И. Ленина, «при таких условиях самый осторожный и трезвый политик должен был бы признать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское восстание — опасностью весьма серьезной» г. Реформа 1861 г. была побочным продуктом революционной борьбы.

Уже через 12 дней после заключения Парижского мира Александр II, как указывалось выше, заговорил об отмене крепостного права (30 марта 1856 г.). В речи предводителям московского дворянства он отметил, что лучше освободить крестьян сверху, нежели ждать, когда они сами освободят себя снизу. В январе 1857 г. под председательством императора состоялось первое заседание нового секретного комитета по крестьянскому делу, на котором было постановлено «безотлагательно» приступить к разработке плана «постепенного, без крутых и резких поворотов освобождения крестьян».

Однако составленный из старых николаевских сановников, в большинстве своём ярых крепостников, секретный комитет не торопился. Только 26 июля член комитета министр внутренних дел С. С. Ланской представил записку с изложением основных начал предполагаемой реформы. Он предлагал дать крестьянам личную свободу при условии выкупа ими своих усадеб (в рассрочку на 10—15 лет), причём усадьбы должны быть оценены с учётом вознаграждения помещика за утрату власти над личностью крестьян, особенно чувствительную в нечернозёмных губерниях. Полевая земля оставалась собственностью помещика, но крестьяне сохраняли право пользования ею за оброчные или барщинные повинности; таким образом, крестьяне освобождались от личного рабства, но оставались объектами феодальной эксплуатации со стороны помещиков. Для детальной разработки реформы Ланской предлагал создать дворянские губернские комитеты.

Медлительность и нерешительность комитета объяснялись прежде всего опасением возбудить неудовольствие дворянского сословия. Правительство старалось побудить дворянство проявить в этом деле собственную инициативу. Осенью 1857 г. дворянство литовских губерний в ответ на настояния генерал-губернатора В. И. Назимова (имевшего специальные инструкции из Петербурга) заявило, что оно согласно освободить крестьян от крепостной зависимости при условии сохранения всей земли в руках помещиков. В этом смысле был составлен адрес на имя Александра II. 20 ноября 1857 г. Александр II подписал рескрипт Назимову, в котором предписывалось образовать в каждой из трёх литовских губерний губернский комитет из выборных от дворянства. При разработке проектов губернским комитетам надлежало руководствоваться общими началами, которые были сформулированы в соответствии с запиской Лансково; в руках помещиков должна была сохраниться вотчинная полиция. Рескрипт намеренно был разослан «для сведения» всем губернаторам и опубликован в печати. Аналогичный рескрипт был дан 5 декабря петербургскому генерал-губернатору графу П. Н. Игнатьеву и также опубликован в печати. После этого дворянству других губерний пришлось тоже «проявить инициативу». К концу 1858 г. губернские комитеты были открыты во всех губерниях Европейской России, за исключением Архангельской, в которой не было крепостных крестьян и дворянских организаций.

Руководство подготовкой реформы было возложено на Главный комитет по крестьянскому делу, преобразованный в феврале 1858 г. из секретного комитета. Составленные губернскими комитетами проекты реформы должны были направляться для предварительного рассмотрения в земский отдел при министерстве внутренних дел; руководящая роль в земском отделе принадлежала директору хозяйственного департамента министерства внутренних дел, весьма энергичному либералу Н. А. Милютину, назначенному в начале 1859 г. «временно исправляющим должность» товарища министра. Милютин был убеждён в необходимости приспособления социально-политического строя России к потребностям буржуазного развития. В крестьянском вопросе он был решительным сторонником освобождения крестьян от власти помещиков и наделения их землёй в собственность за выкуп, но, будучи сторонником «разумного абсолютизма» и боясь революции, он считал нужным осуществлять намечаемые реформы бюрократическим путём, решительно высказываясь не только против какой бы то ни было конституции, но даже против местного самоуправления и настаивая на административной опеке над крестьянством. Только таким путём он считал возможным предотвратить «анархию», т. е. революцию, и обеспечить интересы «государства», т. е. самодержавия.




  1. Анна Владимировна

    Главная причина необходимости отмены крепостного права – историческая необходимость. Россия значительно отставала от европейских государств по уровню экономического и социального развития. Другой вопрос в том – готовы ли были к этому сами крепостные, которые привыкли к определенному укладу жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.