Классовая борьба после отмены крепостничества


Основная линия борьбы вокруг реформы проходила не между крепостниками и либералами, а между помещиками и крестьянами.

Крестьяне стремились получить «всю землю» и «всю волю», т е. освободиться окончательно от эксплуатации помещиков и от их власти. Этого было возможно достигнуть лишь путём революции, путём свержения самодержавия и экспроприации помещичьих земель; помещики же (и крепостники и либералы) были одинаково заинтересованы в том, чтобы предотвратить крестьянскую революцию, уладить дело мирным путём, уступками и соглашениями. Объективно борьба между крепостниками и либералами шла лишь из-за степени решительности поворота русской деревни на «прусский» путь капиталистического развития (по терминологии Ленина), тогда как крестьяне боролись за «американский» путь этого развития. «И те и другие (т. е. помещики и крестьяне.— Ред.),— писал Ленин,— отстаивали условия буржуазного экономического развития (не сознавая этого), но первые — такого развития, которое обеспечивает максимальное сохранение помещичьих хозяйств, помещичьих доходов, помещичьих (кабальных) приемов эксплуатации Вторые — интересы такого развития, которое обеспечило бы в наибольших, возможных вообще при данном уровне культуры, размерах благосостояние крестьянства, уничтожение помещичьих латифундий, уничтожение всех крепостнических и кабальных приемов эксплуатации, расширение свободного крестьянскою землевладения».

Таким образом, в годы революционной ситуации, во время подготовки и проведения реформы, два лагеря стояли друг против друга — крепостнический помещичий лагерь с одной стороны, баррикады и крестьянский лагерь, возглавленный великими русскими революционерами-демократами Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым и их соратниками,— с другой.

Великий революционер-демократ Чернышевский решительно отстаивал интересы крестьянства. В своих статьях конца 50-х годов по крестьянскому вопросу («Труден ли выкуп земли?», «Материалы для решения крестьянского вопроса» и др.) Чернышевский подробно развивал свою программу. Он стоял за передачу земли народу и был решительным противником выкупа крестьянами земли при проведении реформы. В своих подцензурных статьях, в которых он был вынужден говорить намёками, Чернышевский давал понять читателю, что помещики не имеют права на выкуп. Под видом обсуждения разнообразных «проектов» крестьянского выкупа и полемики о разных размерах выкупной суммы Чернышевский, то выступая от себя, то при­крываясь вымышленными именами «бухгалтера Зайчикова» и др., даже вступая для отвода глаз цензора в спор с самим собою, разобрал в труднейших цензурных условиях 25 цифровых решений выкупного вопроса с целью защитить единственно правильное решение: выкуп за землю должен быть «равен нулю», земля должна перейти безвозмездно в руки народа. План освобождения крестьян с землёй за выкуп ничем не отличался, по мнению Чернышевского, от открытого плана крепостников-помещиков освободить крестьян без земли. Последний был даже «лучше», так как откровеннее,— он скорее привёл бы к открытому революционному взрыву. «Чернышевский понимал, — писал Ленин, — что русское крепостническо-бюрократическое государство не в силах освободить крестьян, т. е. ниспровергнуть крепостников, что оно только и в состоянии произвести «мерзость», жалкий компромисс интересов либералов (выкуп — та же покупка) и помещиков, компромисс, надувающий крестьян призраком обеспечения и свободы, а на деле разоряющий их и выдающий головой помещикам. И он протестовал, проклинал реформу, желая ей неуспеха, желая, чтобы правительство запуталось в своей эквилибристике между либералами и помещиками и получился крах, который бы вывел Россию на дорогу открытой борьбы классов»«Вся земля — мужицкая и выкупа никакого. Убирайся помещики, пока живы»,— говорил Чернышевский в романе «Пролог» устами своего героя Волгина.

Чернышевский выступал, таким образом, в качестве идеолога крестьянской революции.

Герцен в «Колоколе» настаивал на освобождении крестьян с землёй, требуя предоставления им того надела, который фактически находился в пользовании крестьян, и полного освобождения их от повинностей в пользу помещика и от помещичьей власти.




  1. bufovulgaris92

    По-моему, каким бы ужасным не был факт существования крепостного права — это цветочки в сравнении с рабством, существовавшим во многих «цивилизованных» странах мира.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.