Революционное движение в конце 60-х годов


На первый взгляд бесполезное, но всё-таки беспрецедентно яркое восстание декабристов не прошло бесследно. По образному выражению В. И. Ленина: «декабристы разбудили Герцена», а Герцен в своих взглядах пошёл дальше. Он сумел внятно сформулировать основы теории крестьянского социализма в России, который мог радикально поменять фундаментальные устои государства. Герцен и его единомышленники стали зачинателями революционно-демократического движения 60-х годов XIX века, которое превратилось в один из серьёзнейших факторов социально-политической жизни пореформенной Российской империи.

Общая характеристика исторической ситуации 60-х годов XIX века в России

На рубеже 50-60-х гг. XIX века кризис феодально-крепостнической системы в Российской империи достиг кульминации. Крепостное право сдерживало развитие капиталистического уклада в промышленности и консервировало на низком уровне организацию сельского хозяйства. Стремительно росли не только недоимки крестьянских хозяйств, но и помещичьи долги кредитным учреждениям. Устаревшие рамки производственных отношений уже вступили в противоречие с развитием производительных сил, что демонстрировало наличие революционной ситуации в России, вызвавшей немалое беспокойство в Петербурге.

Ситуация выразилась массовым общенародным движением, была непохожей на прошлые возмущения и представляла собой: во-первых, кризис низов — взрывной рост устремлений крепостных крестьян к свободе при усилении помещичьего произвола. Во-вторых, обострение кризиса верхов. В-третьих, «цензурный террор» Николая I, сменился волной полулегальной гласности. В-четвёртых, идеология новой российской интеллигенции строилась на основе интересов отечественного крестьянства.

Так, революция из области представлений начала перемещаться в практическую плоскость.

Понятие и идеология революционного движения

В истории человечества нередки взрывы народного негодования (восстания, бунты, мятежи, крестьянские войны), вызванные нарушениями сложившихся общественных представлений о справедливости в самых разных её проявлениях. Эти массовые выступления в историографии определяются как народные движения. В отличие от народного движения революционное движение представляет собой социальный процесс, имеющий целью полную смену господствующей системы социально-экономических, политических и духовных ценностей.

Причины развития российского революционного движения в 60-е годы XIX века

После великой крестьянской реформы 1861 года революционная ситуация в России стала менее острой. Поэтому революционное движение попало в новые условия:

  1. Главное – сохранилась старая самодержавная система, с привилегированным дворянством, полицейским произволом и отсутствием элементарных демократических прав и свобод граждан.

  2. Центральная проблема общественной жизни страны – аграрно-крестьянский вопрос оставался по-прежнему нерешённым.

  3. Существующие социальные противоречия между помещиками и крестьянами дополнились антагонизмами между капиталистами и пролетариатом, дворянством и буржуазией и т. д.

  4. Колебания правительственного курса от либерализма к репрессиям и незавершённость реформ усиливали активность революционного движения.

Цели и задачи

Революционное движение 60-х годов в России XIX века, в силу фундаментальной политической недоразвитости имело ограниченные цели:

  1. Свершение крестьянской революции для ликвидации феодализма в России.
  2. Совершенствуя крестьянскую общину перейти к социализму, минуя стадию капитализма.

Задачами революционеров стали:

  1. Формулировка конкретных теоретических положений и практических шагов будущей революции.
  2. Создание революционных организаций.
  3. Координация действий с возможными союзниками (польскими повстанцами).

Движущие силы

Общественную жизнь России середины XIX века отличала инертность широких масс народа. Бунтарские настроения крестьянства во многом утихомирились после волнений 1861 года. В народе сохранялась вера в «доброго царя». Политическую инертность проявляли буржуазия, и даже нарождающийся рабочий класс. Поэтому основу движущих сил революционной демократии составляли представители разночинной интеллигенции («разночинцы»). Выдающимися фигурами в революционных организациях являлись мелкопоместные дворяне, выходцы из среды крестьян, купцов и духовенства.

Революционные организации

Ещё в 50-х годах возникли два центра русского революционно-демократического движения:

  • заграничный (эмигрантский) во главе с А. И. Герценом, занимал умеренную позицию революционной пропаганды;
  • внутренний российский центр представляли Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев (нигилизм).

Накануне Великой крестьянской реформы умеренные либералы отмежёвались от радикальных революционеров.

Пропагандистские методы борьбы использовали образованные в 60-е годы организации

Кружки и общества

Время существования

Лидеры

Идеи

Результаты деятельности

Кружок студентов Харьковского университета

1856 – 1858 гг.

Пропаганда социалистических идей.

Раскрыт и разгромлен жандармами

Московский пропагандистский кружок

1861 г.

П. Э. Агриропуло, П. Г. Заинчевский

Пропаганда свержения монархии через революцию. Создание федерации со всенародно избираемым Национальным собранием.

Раскрыта полицией в самом начале деятельности. Руководители и активные члены репрессированы.

«Земля и воля»

1861 – 1864 гг.

А. А. Серно-Соловьевич Н. А. Серно-Соловьевич А. А. Слепцов и др.

Пропагандировали программу передачи за выкуп земли крестьянам и сокращение содержания царского двора и армии.

Организация самораспустилась, даже не будучи раскрытой полицией.

Тем, кому казалось, что пропагандистская работа не очень быстро приближает к цели, начали создавать свои группы, использовавшие заговорщицкие методы в своей революционной борьбе.

Кружки и общества

Время существования

Лидеры

Идеи

Результаты деятельности

Тайное революционное общество («ишутинцы»).

1863 – 1866 гг.

Н. А. Ишутин

Подготовить крестьянскую революцию через заговор групп интеллигенции. Поддержка польского восстания.

После покушения Д. В. Каракозова на царя «ишутинское» общество ликвидировано.

Группа «Ад» (узкая фракция в руководстве тайным обществом).

1866 г.

Нелегальная антигосударственная и террористическая деятельность.

«Народная расправа»

1869 г.

С. Г. Нечаев

Создание условий для «народной мужицкой революции».

Организация разгромлена жандармами.

В те же время развивается и бунтарское (анархистское) направление революционного движения в России. Долгое время это движение олицетворял М. А. Бакунин, но в 60-е годы XIX века радикальные бунтари не получили заметной поддержки в обществе.

Позитивные и негативные стороны революционного движения 60-х годов XIX века

Позитивные

Негативные

Активизация общественно-политической жизни.

Власти не допустили организационного оформления проправительственных политических сил и легальной оппозиции.

Создание социальных движений с прогрессивным целями.

Преобладание радикализма при слабости либерально-реформистких позиций.

Социальные движения не только копировали западный опыт, но и создавали собственные концепции теории революционного движения.

Произошло отторжение большей части интеллигентного слоя от интересов государства.

Революционное движение оказало сильное влияние на развитие отечественной культуры.

Революционное движение скатывается к радикализму и террору.

Перспективы

Революционное движение 60-х годов XIX века в России в первую очередь пыталось разрешить извечную аграрную проблему. Пропагандисты сосредоточились на продвижение в массы идей свободы и правопорядка не смогли завоевать широкой популярности. Действия заговорщиков – это своеобразный призыв к социальному и экономическому освобождению народа, нашли в нём большее понимание.

Время бунтарей ещё не пришло, а союз антисамодержавных сил российского общества было невозможно создать из-за противостояния либеральных и революционных демократов. Противоречия не сгладились и в будущем, что сделало российское революционное движение в пореформенный период уникальным фактором в мировой политической истории. Благодаря этому Россия, в XX веке стала плацдармом для величайшего социального эксперимента.

5/5 - (1 голос)


: 3 комментария
  1. Антонина

    Считаю, что создание воскресных школ для неграмотной молодежи было благородным порывом души образованных людей, которые видели вокруг селя повальную безграмотность. Но учителя старались не только внедрить знания в головы своих учеников, но и зажечь их своими революционными идеями. А людям, прозябающим в нищете, такое образование было сродни искре в охапку сена.

  2. Sandra

    В настоящее время термин «воскресная школа» и ее значение в корне отличаются от того, что было в 19 веке. Если раньше это учреждение служило в основном для революционных целей, то в нынешней России «воскресная школа» — это, прежде всего, часть церковного образования. Здесь проходит обучение детей от 4 лет, основным предметом изучения является закон Божий.

  3. Sandra

    Мне по-человечески очень жаль императора, который хотел как лучше, а получилось как всегда. Благие намерения улучшить жизнь в стране путем проведения реформ вылились в недовольства и зарождение революционных кружков, пропагандировавших принцип индивидуального террора. Каракозов только положил начало череде попыток покушений на государя, которые все-таки в итоге увенчались успехом.

  4. Дээскович

    Безусловно, народные выступления того времени сыграли свою значительную роль в ускорении процесса внедрения реформ, но так же не стоит забывать о роли отдельно взятых личностей в процедуре реформации. Царь Александр II, правивший в то время, был одним из самых прогрессивных русских монархов за всю историю империи. Данная реформа была далеко не единственная, проведенная Александром.

    1. Евгений

      Александр 2 был реформатор поневоле. Реформы свои он дотянул до последнего предела, когда ему сказали, что лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться времени когда оно само отменится снизу.

  5. Дээскович

    Хотелось бы сделать акцент на совокупности факторов, способствовавших роспуску организации в 1864 году. Несомненно, сильнейший удар по ней был нанесен властями, арестовавшими лидеров — Чернышевского и Серно-Соловьёвича. Помимо этого, возлагаемые надежды на бунт крестьян не оправдались. И в довершение, организация потеряла поддержку либерального крыла, которое надеялось на продолжение прогрессивных реформ.

  6. Дээскович

    Открытое польское восстание 1963 года продолжалось целых шестнадцать месяцев, а управление восставшими поляками на себя взяло временное национальное правительство. И не смотря на то, что в итоге мятеж потерпел поражение, не стоит недооценивать его значение. Он значительно ускорил введение крестьянской реформы, при этом на лучших, чем в остальной России, условиях.

  7. Михаил

    Интересна деятельность подобных частных издательств. Но Современнику и Огоньку можно судить об общественных изменениях и социальной реакции на них

  8. Данил Старков

    Пишу сейчас как раз на эту тему реферат, очень помогла информация из этой статьи. А революции были есть и будут, всегда найдутся недовольные положением дел, а плохо это или хорошо вопрос риторический.

    1. Бобровский

      Перефразирую Глеба Жеглова из знаменитого фильма: «Правопорядок в стране определяется не наличием революционеров, а умением властей их обезвреживать».

  9. Сигурд

    Ясно, что дикое русское самодержавие, доставшееся нам от кочевников-татар и почти ничего общего не имеющее с европейским абсолютизмом, не нравилось представителям всех сословий и классов — ни крестьянам, ни рабочим, ни прогрессивным дворянам и купцам, ни даже некоторым священникам. Именно упрямое самодержавие и подтолкнуло россиян к революции.

  10. Сигурд

    Полякам самодержавие было ещё более чуждо, чем русским, ибо это всё-таки народ западный. Тут дело даже не в религиозном вопросе, а в культурном — так, Польша знала и эпоху Возрождения, и своеобразную дворянскую демократию (средневековая Речь Посполитая).

    1. Kunstmaler

      Русским самодержавие совсем не чуждо. А поляки народ скорее околозападный, очень смело утверждать про участие Польши в эпохе Возрождения из-за одного Коперника. Вольницу шляхты, млевшей от чувства близости к европейской аристократии, по сути, анархию и даже бандитизм не стоит путать с демократией.

  11. Маргарита

    Чернышевский был больше теоретиком, чем практиком, а на бумаге все должно быть красивым, поэтому его идеи где-то утопические, где-то нереальные, но они вполне справедливы и они отражали актуальные проблемы общества 19 века.

  12. Маргарита

    Герцен — личность совсем неоднозначная и непостоянная. Мне он неприятен и любые его идеи мне не нравятся. Умный, адекватный человек не женится на своей двоюродной сестре и не станет объединено жить с другой семейной парой. О каких идеях может говорить такой человек? А помимо политики, он также занимался педагогикой и утверждал, что ребенок должен жить в здоровой обстановке. В общем, его слова и его жизнь — две разные истории.

  13. Михаил Иванович

    Значение реформы велико, но при ближнем взгляде, она настолько реакционна, что возникают сомнения: а заслужил ли Александр II звание «Освободителя». На деле, крепостное право не было сокрушено, а алгоритм «освобождения», вообще несправедлив и изобилует зверствами при исполнении закона.

  14. Прозорливцев Тихон

    В России часто вывеска не соответствует содержанию, здесь: русские либералы, по определению должны были отстаивать ценности свободы и где-то демократии, но на самом деле пытались протиснуться в высший эшелон власти, когда это не получилось, они стали содействовать разрушению традиционных устоев.

  15. Дмитрий К.

    Если кто не помнит, описываемые события происходили на территориях, которые ранее были единым государством. Это земли Великого Княжества Литовского, которое потом объединилось с Польшей. Видимо, в среде шляхты и образованных людей идея возрождения ВКЛ еще существовала.

  16. Студент

    Этот период в истории России расшевелил молодежь. Именно студенчество должно быть в авангарде движений за изменение миропорядка. Свежие, не засоренные пропагандой мозги, энергия и желание лучшего светлого будущего, студенческое братство — все это может свернуть горы. (Собственно говоря, этим и закончилось) С другой стороны, есть опасение, что все это может отправится в неправильное русло.

  17. Иван

    Какова интересно дальнейшая судьба тверских мировых посредников? Или после заключения пропадает весь пыл справедливости? Вот мне очень интересно знать, как складывается в дальнейшем судьба таких людей: чем они занимаются, где живут и как меняются у них мысли с возрастом.

  18. НН

    Рано или поздно, если в настоящей России не сгладят жуткое социальное расслоение как сейчас, то опять начнут появляться подобные прокламации. И если они пойдут не от навальных, то народ им поверит. Вся истории нашей страны показывает, что чувство справедливости у нас развито гораздо больше, чем у других. Жаль ни цари, ни современные правители, этого в упор замечать не хотят.

    1. Лошкарь мордовский

      Да делают — по мере сил. Только «чувство справедливости» шибает в голову и вместо созидательной деятельности отдельные индивиды все разрушают «до основания, а затем»… А затем начинается работа на пепелище. В который раз. Задолбало уже.

  19. Марина

    Лично мне больше всего нравятся произведения Энгельса о военном искусстве. Он там высказывает довольно здравые мысли о кампаниях разных эпох и великих полководцах.

  20. username

    Либералы решили поиграть в Запад, так пусть бы ехали в Европу со своими идеями. Нельзя же всё без разбора пытаться вживить в русский народ. Подавай им революцию, да либерализм. Больше ничего не хотим видеть. Ну а если решили жить по западному образцу, то почему же не прибегли к революции на подобие Великой Французской?

  21. Оксана П.

    Ой, ну поляки не меняются век от века! Всегда чего-то требуют, но ничего не получают, и слава бога. Тогда они требовали границы им установить до 1772 года, сейчас уже 2017 на дворе, они требуют опять чего-то там восстановить. А сами «бедные», только все больше и больше теряют.

  22. Дрёма

    Интересны случаи «временной» продажи крестьян купцам — подрядчикам при строительстве железных дорог в середине 19 века. Крестьянам даже не выписывали паспорт (как делалось в случае его временного ухода на заработки). Получив деньги от купцов, помещик требовал оброка уже у крестьян, которых сам же и сдал «во временное» пользование. А потом вздыхают — с чего это народ-богоносец пошел на царя-батюшку!

  23. Good-natured

    И те и другие хотят «как лучше» для народа, но когда приходят к власти получается «как всегда»: проходимцы у власти, все валится и рушится, а народ, только что предвкушавший «вечное благоденствие» — бедствует.

  24. Брюзга

    Александр Герцен, разбуженный декабристами, агитировал за революцию из Англии, исправно получая доход со своих поместий в России на лондонском почтамте.

  25. Егор Ал.

    Подумалось сейчас – все-таки почему крестьяне почти всегда были такие пассивные и разобщенные? Пахали на помещиков, кормили их, терпели унижения и все молча. Почему класс рабочих уже стал вести себя по-другому — протесты, митинги, забастовки… Среди них было больше грамотных, или это сплоченность коллектива так действует?

    1. максим

      потому что их де-сть поменялась, сейчас же они стали работать на мануфактурах и поэтому другие интересы, взгляды

    2. Бобровский

      А где и когда крестьяне были не пассивные и разобщенные, а сплоченные и активные? Везде, это обычные люди, которые хотят обычной жизни. Только когда их доведут до ручки, или появляется харизматичный лидер (иногда массы выдвигают лидера из своих недр). А без повода бунтуют только после усилий заинтересованных сторон. Типичный пример — цветные революции.

  26. М. Бенкендорф

    Те, кто играл в революцию накануне отмены крепостного права, оказались в марте 1861 года, в состоянии когнитивного диссонанса, с одной стороны нужно одобрить прогрессивный шаг власти, с другой стороны гложет вопрос: как против государства теперь бороться? История показала, что выбрали террор.

  27. СОЮЗ-АПОЛЛОН

    И, как всегда, всякая сволочь непременно получает помощь из Англии. Теперь из Соединенных Штатов. Когда «ответка» будет.

  28. СОЮЗ-АПОЛЛОН

    Ой, как всё похоже на современность: господа либероиды прилагают все усилия, чтобы нагадить родине. Хотя, впрочем, у этих пресмыкающихся родины быть не может априори.

  29. Карчашкин Валентин

    Герцен, которого «разбудили декабристы», приложил все силы к тому, чтобы пробудить лихо, в лице Нечаева и Бакунина. Взглянув критически на плоды своих многолетних трудов, Герцен обратил взоры к Интернационалу Карла Маркса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *