Культура башкирского народа в 19 веке


В первой половине XIX в., как и ранее, у башкир не было ни светских школ, ни своей национальной письменности, ни печатной литературы. Существовали лишь духовные школы — мектебе и медресе, содержавшиеся за счёт местного населения; обучение в них велось на «тюркском» языке, представлявшем собой смесь арабских, персидских, турецких и татарских слов. Широкому просвещению народных масс эти школы не содействовали и являлись рассадниками религиозного фанатизма. Народное просвещение Башкирии не интересовало царское правительство. Для подготовки должностных лиц кантонного управления было выделено 30 стипендий в оренбургском Неплюевеком кадетском корпусе; для «обеспечения» Башкирии врачами было назначено 20 стипендий в Казанской гимназии и в Казанском университете. Несколько десятков молодых людей было обучено в фельдшерской школе при Оренбургском военном госпитале и на курсах оспопрививателей. До 50 башкирских мальчиков ежегодно посылалось в Москву и другие города для обучения различным ремёслам. Все эти мероприятия проводились бюрократическим путём, не пользовались сочувствием широких масс башкирского народа и хотя и имели некоторое значение, но не дали крупных положительных результатов. Крайне малочисленная башкирская интеллигенция пополнялась чрезвычайно слабо.

В первой половине XIX в. среди башкир был популярен поэт-сатирик Гибатулла, автор острых памфлетов против начальников башкирских кантонов, русских чиновников и помещиков. Башкирский фольклор, несмотря на противодействие царских властей, мулл и ахунов, продолжал развиваться в XIX в. Живыми носителями народного эпоса были певцы-импровизаторы, ходившие по джинам (народным гуляньям). Народ пел песни об участнике Пугачёвского восстания Салавате Юлаеве, распространялись песни и о других башкирских народных героях.

3/5 - (2 голоса)


: 2 комментария
  1. Geschichtsliebhaber

    Иной раз кажется, что политика назойливого просвещения отсталых народов вызывает такое же отторжение «цивилизатора», как и требовательный учитель у нерадивого ученика, чем больше башкир просвещали, тем больше там рождалось недовольства, какая-то закономерность что ли?

  2. Алексей

    В связи с высказанным комментарием вспомнилась история Трифона Печенгского, просветителя лопарей. Устроил церковь на Мурмане, потом монастырь – вот и форпост Руси на северных границах. Поначалу неприязненно его встретили, жрецы били не раз и грозились убить. А потом, видимо, смирились. Трифон обратил всех ко Христу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *