Культура Казахского народа в 19 веке


Культуре Казахстана свой­ственно богатое народное творчество. Народные песни казахов чрезвычайно разнообразны. Многие из них принадлежат определённым авторам, имена которых помнит народ. Мохамбет Утемисов, сподвижник Исатая Тайманова и участник восстания, прославился как «акын» — автор и певец народных песен, идеология которых близка интересам народных масс и отражает их борьбу и чаяния. В 50-е годы сочинена неизвестным акыном замечательная поэма «Бекет-Батыр» — о богатыре Бекете, борце за народное дело, восставшем против султана и сосланном на каторгу в Сибирь.

Большое влияние на культуру казахского народа оказали ссылавшиеся в Казахстан русские революционеры. Надо также отметить, что в Казахстане побывал Пушкин, собирая материалы для «Истории Пугачёва»: в одном из казахских аулов Пушкин записал народную поэму о «Козы Корпеш и Баян-Слу». В 1847 г. в Казахстан был выслан великий украинский поэт, революционный демократ Т. Г. Шевченко, общавшийся с местным населением и отразивший в своём творчестве Казах­стан — его природу и людей. Знаменитый казахский просветитель и учёный Чокан Валиханов (1835—1865) и великий казахский поэт-просветитель Абай Кунанбаев (1845—1904) испытали на себе благотворное воздействие передовой русской литературы и русского революционного движения.

Оцените статью!


: 4 комментария
  1. Tasyonka

    Как я понимаю, в интересы России не входило развитие и просвещение казахов, а тем более, сохранение самобытной культуры, а миссионеры-просветители, например, Ильминский, ратовали за обрусение инородцев и полное их слияние с русскими по вере и языку. Это печально. Хорошо, что хоть в песнях акынов сохранялся и передавался из поколения в поколение дух нации.

    1. Geschichtsliebhaber

      Что за манера, раздувать скандал на ровном месте, обвиняя правительство России в желании слить казахов с русскими. Только в больном воображении можно представить такой симбиоз. Они были близки к растворению в этносреде соседних народов как раз Россия и сохранила их самобытность. 

    2. Контрфорс

      Ну извините — ждать от Империи, что она будет сохранять самобытность народов отличающихся по своему образу жизни, вере итп от основной нации — редкая тупость. Империя наоборот всё нивелирует под себя. Римляне это поняли и продержались много веков. Британцы посчитали себя умнее римлян (и уж выше «туземцев» — точно) и продержались всего полтора столетия. РИ держалась долго и даже смогла восстановиться после очередной смуты. Но как только начали носится с самобытностью — очередной капут.

  2. Инкогнито

    Как житель Казахстана и не по наслышке знакомый с ситуацией с местной культурой в 19 веке — могу смело утверждать, что она ущемлялась. Принудительно закрывались религиозные школы медресе, открывались школы-интернеты для мальчиков и девочек, произведения казахских акынов публиковались очень редко, максимум Абая публиковали.
    Как кто-то писал ранее, ну а что вы хотели? Это колониальные система, те же португальцы, испанцы и англичане в своих колониях тоже вынуждали местных отказаться от своих культур и обычаев и учить их европейские языки.
    Да, может быть это и печально, но неизбежно(

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *