Народы России в первой половине 19 века

В 1-ой половине XIX в. в состав Российской империи входили народы Сибири, Поволжья, казахи, башкиры, армяне, азербайджанцы, грузины, дагестанцы, евреи, народы Латвии, Литвы и Эстонии, Белоруссии, Молдавии, Украины. Каждый народ имел свою самобытную культуру и являлся частью единого многонационального государства. Отношения с Россией складывались по-разному: сохранялось напряжение на Кавказе, насаждалось православие в западных областях Украины и Белоруссии, контроль над Молдавией осуществлялся за счет поддержки старого политического режима. Царская власть на местах устанавливалась через феодалов, однако внутри государств росли народные волнения и вспыхивали крестьянские восстания.


  • Включение восточной Армении в состав России. Культура Армении - Армяне рассматривали свой переход в российское подданство как освобождение. Оно избавило армянский народ от феодальной раздробленности и мусульманских угроз. Тогда же зародилась современная армянская литература. Её основатель Х. Абовян ярко описал русско-персидскую войну и участие в ней своего народа.
  • Культурное развитие - Сибирь – огромный регион с богатейшими природными ресурсами и с не менее большим людским потенциалом. Однако в начале XIX столетия она воспринималась только как некий сырьевой придаток Российской Империи, и оставалась далеко в стороне от основного развития.
  • Народы Сибири - Так сложилось, что царская власть в основном касалась лишь центральной части России, а ее сибирские просторы особенно не контролировались. Народы вели стародавний образ жизни, и их уклад не вписывался в общую картину развития страны. Это необходимо было менять.
  • Культура Казахского народа в 19 веке - Казахстан никогда не развивался в отрыве от русской культуры. Так сложилось, что именно туда чаще всего ссылали неугодных русских деятелей (в частности, писателей и поэтов). Поэтому его самобытный фольклор тесно переплетался с русскими литературными традициями.
  • Народные движения в Казахстане. Восстания Исатая Тайманова - Россия относилась к Казахстану только как к поставщику разного сырья. Активно поддерживала власть местных феодалов. Все это угнетало и возмущало народ, вызывало недовольства, которые, в конце концов, вылились в XIX веке в вооруженное восстание Исатая Тайманова.
  • Социально-экономические изменения в Казахстане в первой половине 19 в - Во многом из-за попустительства царской России народ Казахстана в первой половине XIX века стал резко расслаиваться на богатых и бедных. Это не только не способствовало развитию, но и отбрасывало его назад. Такое положение вещей необходимо было срочно менять.
  • Культура башкирского народа в 19 веке - Царское правительство пытается насильно образовывать и окультуривать население Башкирии, однако, эти попытки не пользуются успехом. Отсутствие письменности и образовательных учреждений местные с успехом заменяют духовными школами и творчеством местных поэтов-сатириков.
  • Социальный строй и экономическое положение Башкир в 19 веке - Положение небогатых слоев башкирского населения оказывается хуже русских крепостных. Положение усугубляет система кантонного управления, которая накладывает на людей дополнительные обязанности и расходы по несению военной службы и выполнению государственных работ.
  • Культура народов Поволжья - Идея о необходимости всеобщей грамотности зарождается в начале XIX века, вместе с появлением первого прототипа букваря. В это же время становятся известными первые выдающиеся татарские деятели, в том числе ученые. Они выступают за сближение русской и татарской культур.
  • Социальный строй, экономическое положение и борьба народов Среднего Поволжья - Положение крестьян с каждым годом становится все плачевнее. Царская верхушка и местные власть предержащие активно эксплуатируют рабочий класс в собственных интересах. Бедные слои населения кроме основных видов деятельности вынуждены искать дополнительные источники заработков.
  • Воинствующий мюридизм на Кавказе - Идеология мюридизма превращается в религиозное обоснование противоестественному сотрудничеству Кавказа и России. Имам Шамиль становится во главе целого движения, налаживает международные связи с союзниками, однако к середине 70х годов XIX века его идеи терпят крах.
  • Захватнические планы Англии и Турции на Кавказе - Османская империя, так же как и Россия, стремилась расширить свои владения за счёт западного Кавказа. В борьбе с Россией использовалась джихадистская идеология борьбы с неверными. Англия также боялась усиления России и поддерживала стремление кавказских народов к независимости.
  • Социальный строй Дагестана и колониальная политика царизма - В момент присоединения к России дагестанские племена находились на стадии разложения феодального общества. Присутствие большого корпуса российских военных и влияние соседних мусульманских государств содействовали напряжённости в регионе. В целом отношение к русским в регионе было не враждебным.
  • Культура Азербайджана - Писатели и просветители Аббас-кули Бакиханов и Мирза Фатали Ахундов создали новую азербайджанскую литературу на живом народном языке. Их творчество отличается разнообразием тем и жанров: от комедий на повседневные темы до злободневной публицистики и философских трактатов.
  • Социальный строй Азербайджана - В первом десятилетии ХIХ в. Россия взяла под контроль бо́льшую часть современного Азербайджана. Правление местных ханов было постепенно заменено на присланных русских военных и гражданских правителей. Это позволило преодолеть упадок, в котором Азербайджан находился на рубеже веков.
  • Культура Грузии - После присоединения Грузии к России началось сильное взаимодействие двух культур. С Грузией тесно связано творчество Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Шевченко и других. Грузинские поэты, в свою очередь, ощутили влияние российских и европейских культурных тенденций.
  • Народы Кавказа в первой половине XIX века - Начиная с присоединения Картли-Кахетинского царства, Россия сначала подчиняла себе государственные образования Кавказа, а затем включала их в свой состав. Некоторые народы (кабарда, чеченцы, адыги, лезгины) оказывали российской экспансии вооружённое сопротивление.
  • Культура Латвии и Эстонии - В 1817 – 1838 годах появились общества изучения прибалтийских культур. Они стали альтернативой Тартусскому университету, где студенты-балты онемемечивались. В 40-х годах начинается национальное пробуждение Балтии, связанное с именами Я. Соммера и К. Петерсона.
  • Положение 1804 г - «Положение» 1804 г. не дало остезейским (прибалтийским) крестьянам новых прав, но чётко нормализировало отношения помещика и крестьянина. В 1819 г. крестьяне остзейских губерний были освобождены от личной зависимости, но земля осталась в собственности помещиков.
  • Особенности экономического и социально-политического строя Латвии и Эстонии - В управлении остзейскими губерниями царизм опирался на привилегированное немецкое меньшинство. За ним были сохранены права широкого самоуправления. Лишь крестьянские волнения в конце ХVIII столетия вынудили правительство ослабить угнетение крестьянства и начать реформы.
  • Положение Евреев - Еврейское население могло селиться лишь в границах черты оседлости, проведённой при Екатерине II. Рекрутскому набору среди евреев подлежали 12-летние дети. Образовательная и фискальная системы Российской империи были направлены на ассимиляцию евреев.
  • Культура Литвы в XIX веке - Известнейшим уроженцем Литвы начала ХIХ в. считается Адам Мицкевич, который считал себя и литовцем, и поляком. Известнейшими собственно литовскими поэтами того времени были Дионизас Пошка и Антанас Страздас. Их поэзия была основана на фольклорных традициях.
  • Культура Белоруссии в XIX веке - Белорусский язык считался мужицким наречием и встречал пренебрежение польских и русских помещиков. Издания на белорусском языке были запрещены. В борьбе с революционными настроениями Николай I ликвидировал виленский университет, а позже запретил употребление слов «Литва» и «Белоруссия».
  • Положение крестьянства и крестьянское движение в Белоруссии - В первые три десятилетия ХIХ в. помещики постепенно усиливали свой гнёт, увеличивая оброк и число дней барщины. Слухи о волнениях в Польше и Галиции подталкивали белорусское крестьянство к сопротивлению помещичьему гнёту. Иногда крестьянам удавалось ненадолго прогнать помещиков.
  • Политика царского правительства - На белорусских землях проводилась политика русификации. Закрывались католические и униатские учебные заведения. Мелкую шляхту лишали привилегий. От национального гнёта больше всего страдало крестьянство, на которое также была возложена основная масса податей и повинностей.
  • Экономика Белоруссии и Литвы - Мануфактуры, в основе которых лежал труд крепостных, постепенно приходили в упадок, в то время как возрастала производительность предприятий, использовавших вольнонаемных рабочих. Белорусские и Литовские товары экспортировались в Западную Европу и на российский рынок.
  • Культура Молдавии - Влияние российских литературных деятелей способствовало становлению выдающихся молдавских писателей. В творчестве Пушкина, прожившего три года в Бессарабии, прослеживаются нотки местного фольклора. В болгарских колониях возрос уровень национального самосознания.
  • Экономическое развитие Молдавии - После присоединения Молдавия экспортировала зерно, скот, лошадей, овечью шерсть, табак, заняла первое место по производству вина на территории России. Однако страна оставалась отсталой из-за политики царизма, использовавшего Молдавию в качестве источника сырья.
  • Молдавия под властью Турции и Польши и её присоединение к России - Левобережная Молдавия, значительную часть населения которой составляли беглые крестьяне, вошла в состав России в конце ХVІІІ века, а в 1812 году была присоединена Бессарабия. Хоть формально основная масса населения была свободной, она попала в зависимость от феодалов, завладевших землей.
  • Украинская культура - Для украинской литературы в этот период была характерна тема тяжелой судьбы порабощенного народа. Тарас Шевченко, ставший самым выдающимся деятелем украинского искусства, до сих пор считается символом борьбы за свободу. Его произведения, написанные народным языком, - отражение реалий ХІХ века.
  • Кирилло-Мефодиевское общество - Организация тайных обществ – одно из характерных явлений середины XIX века. На Украине Кирилло-Мефодиевское общество ставило целью объединение всех славянских народов и избавление крестьян от тяжёлой феодальной зависимости. Но общество было разоблачено и все его члены подверглись аресту.
  • В 40-х годах волна крестьянского движения поднялась ещё выше - В середине XIX века крестьянское движение на Украине становилось всё более масштабным. Массовые выступления и случаи бегства крестьян от помещиков наблюдались чаще. Правительство принимало соответствующие меры по усилению крепостного гнёта, чтобы прекратить начинавшиеся беспорядки.
  • Положение крестьянства и крестьянское движение на Украине - Ужесточение крепостного права в Украине проявлялось в учреждении военных поселений и в прикреплении крестьян к земле. Значительные сопротивления новым правилам крестьяне оказывали массовыми вооружёнными восстаниями. Общество декабристов также было призвано изменить сложившуюся обстановку.
  • Политика царизма на Украине - Политика крепостничества в середине XIX века в Украине приобретала всё более масштабные размеры. Польские помещики были наделены значительными привилегиями, что отрицательно сказывалось на положении крестьян. Новые правила составления инвентарных списков также поддерживали феодальную систему.
  • Кризис феодализма и развитие капиталистических отношений на Украине - Открытие новых месторождений в Украине стало толчком для развития лёгкой и тяжёлой промышленности. Для продвижения этой сферы было необходимо развитие вольнонаёмного труда и капиталистических отношений. Экспорт зерновых также продолжался и составлял одну из основных статей доходов.