Формирование революционно-демократического лагеря в общественном движении народов России


Годы кризиса феодально-крепостнической общественной формации были временем, когда в общественном движении народов России стало формироваться революционно-демократическое течение. Поскольку уровень общественного развития народов был неоднороден, революционно-демократическая идеология вызрела и развилась не у всех народов одновременно. В 1840—1850 гг. её формирование отчётливо протекает на Украине, где её вдохновенным представителем является великий сын украинского народа Тарас Григорьевич Шевченко. В тесном единении с русскими революционными демократами он вёл борьбу против главных врагов угнетённого народа — крепостничества и самодержавия. Произведения великого украинского поэта проникнуты страстной ненавистью к притеснителям его родного украинского народа и к угнетателям великого русского народа и других народов нашей родины. Ненавистник и разоблачитель помещиков-крепостников и антинародного самодержавия, Шевченко горел желанием свободы для всех угнетённых трудовых людей всей огромной страны — «от молдаванина до финна». Шевченко был голосом закабалённого крестьянства, и его передовая идеология и высокохудожественное творчество сыграли огромную роль в развитии социального и национального самосознания украинского народа. Великий украинский демократ видел путь к освобождению украинского народа в революционном единении с великим русским народом.

Шевченко примкнул к революционно-демократическому крылу возникшей в то время на Украине тайной политической организации — Кирилло-Мефодиевскому обществу. Его революционно-демократические позиции в этой организации разделяли Гулак, Навроцкий, Посяда. Костомаров и Кулиш представляли буржуазно-либеральную националистическую идеологию. Шевченко и его единомышленники были непримиримыми борцами против украинского буржуазного национализма и либерализма

К формированию революционно-демократической идеологии в Белоруссии тяготеет творчество выходца из крепостных крестьян поэта Павлюка Бахрыма, стихи которого, дошедшие до нас, выражают резкий протест против крепостничества. Предпосылки формирования революционно-демократической идеологии в Литве можно видеть уже в тайной организации молодёжи — «Братском союзе», возникшем во второй половине 40-х годов. Члены союза готовились к восстанию против царизма, запасали оружие. Союз был разгромлен правительством, его организаторы — братья Далевские сосланы были на каторгу. Предпосылки развития того же движения имелись и в Прибалтике Хотя представители демократической идеологии Эстонии, выходцы из крестьянской среды Ф. Крейцвальд и Ф. Фельман, ещё не созрели до понимания революции, но их просветительская деятельность, остро разоблачавшая угнетателей крестьянства и требовавшая отмены сословного порядка, была вкладом в подготовку будущей революционной борьбы.

Начиналось вызревание демократической идеологии и у народов Закавказья, и у других народов. В оживлённой общественной борьбе в годы кризиса феодальной формации было положено начало формированию разночинского революционного лагеря и его революционной демократической идеологии.

Одновременно противники революции, трусливые сторон­ники постепенных правительственных реформ, прикрывавшиеся либеральной фразеологией и фактически защищавшие основы старого строя, объединялись в особое течение — либералов, соглашателей. Последние предавали интересы народа, стояли за сделку с царизмом и тормозили революционное движение.




  1. Дикси Бочкин

    Революционно-демократическое движение зародилось в умах интеллигенции, взбудораженной герценовскими призывами к борьбе с самодержавием. Плох то, что ради достижения своей цели они не брезговали потаканием национализму, терроризму и иным преступным попутчикам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.