Положения крестьянства в XII – XIII веках


В XII — XIII вв. крестьянское население русских земель называлось смердами или сиротами. Положение кре­стьян в это — время резко ухудшилось. Значительная часть «черных» общинных земель оказалась захваченной феодалами. Из земледельцев-собственников крестьяне превращались в держателей чужих земель. При бедности и неустойчивости крестьянских хозяйств это вело к потере крестьянами хозяйственной самостоятельности и личной свободы. В то же время в результате усиления налогового гнета со стороны князей и протекавших процессов внутри общины теряла хозяйственную самостоятельность и закабалялась часть крестьян, живших на «черных» землях. Наряду с зависимыми смердами, закупами, изгоями и другими видами феодально-зависимых людей в XII — XIII вв. появляются новые виды крестьянской крепости. Источники называют нам закладтников, половников, прощенников. Закладники — это вчерашние смерды-общинники, которые в поисках сносных условий жизни «закладывались» за феодалов, становясь в зависимые от них отношения. Половники — это тоже бедные крестьяне, которые в силу хозяйственной беспомощности нищ в кабалу к феодалам, уплачивая им долю урожая. Пробенники сидели на монастырских землях и платили оброк Монастыря м.

Следует отметить, что в XII — XIII вв. зависимые крестьяне еще имели право перехода от одного феодала к другому, если они погашали задолженность и выполняли другие обязательства, вытекавшие из их зависимости. Однако немногие крестьяне на деле пользовались этим правом, так как выплатить ссуду практически было невозможно.

В формах эксплуатации крестьян феодалами произошли также изменения. Источники XIII в. указывают на распространение в это время натуральной ренты — натурального оброка. Крестьяне платили феодалам оброк продуктами своего хозяйства — рожью, овсом, овощами, льном, шерстью, мясом, молоком, медом.

Рядом с оброком продолжала существовать отработочная рента-барщина. Крестьяне пахали господскую землю, косили и убирали хлеб, сено, ловили в господских ловлях рыбу и т. д. Кроме того, они должны были строить укрепления, мосты, дороги и т. д. Довольно полный перечень крестьянских повинностей дает устная грамота митрополита Киприана Константиновскому монастырю, относящаяся, правда, к XIV в. Наряду с натуральным оброком, крестьяне монастырских сел должны были строить церковь, огораживать монастырь, ставить хоромы, сообща пахать игуменов участок, сеять, жать, сено косить, ухаживать за садами, ловить рыбу, пруды прудить, ходить на бобров, молоть зерно, печь хлебы, пиво варить, прясть розданный игуменом по селам лен и т.д.

Феодально-зависимые крестьяне продолжали вместе с тем уплачивать подати и нести повинности в пользу государства. Исключение составляли крепостные тех владельцев, которые имели иммунитетные грамоты, освобождавшие население их вотчин от государственных податей и повинностей. В этом случае крестьяне имели дело только со своим господином. Черносошные крестьяне платили государству и подати и ренту, совпадавшие в данном случае.

Распространение натуральной ренты в XII — XIII вв. закономерно. Низкий уровень техники не позволял феодалам широко развернуть собственное хозяйство. Барская запашка играет в этот период весьма ограниченную роль. Основная территория вотчина была занята крестьянскими хозяйствами, которые и обеспечивали феодалов всеми необходимыми продуктами.

В условиях ренты продуктами крестьянин все время работает в своем хозяйстве, у него возникает некоторая возможность создавать избыточный продукт. Труд крестьянина становится более заинтересованным и производительным. Поэтому переход к натуральной ренте означал известный толчок в экономическом развитии страны. Избыточную часть продуктов крестьянин продавал на рынке. Феодал, в свою очередь, превращая в товар часть оброка, покупая на вырученные средства предметы, которые не производились в его вотчине. Таким образом, создавались предпосылки для развития городов, ремесла и торговли.

Среди работавших на феодала людей значительное место по-прежнему принадлежало холопам, хотя роль холопского труда в феодальной вотчине была значительно меньшей, чем зависимого крестьянства. Холопы были вотчинными ремесленниками, из них состояла многочисленная прислуга феодала. Холопы не имели никаких политических прав, являлись полной собственностью феодала. Однако экономические права холопов несколько расширяется. В письменных источниках говорится о появлении у них шчу-щества.




  1. Botan_312

    Еще со школьных времен все время путал оброк с барщиной. Спасибо этой статье, разобрался, что к чему. Теперь, надеюсь, не забуду, чем они отличаются друг от друга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.