Восточные славяне


В истории средневековой Европы до X в. было два момента, когда судьбы славян вошли в особенно тесное соприкосновение с судьбами европейских народов и государств. Первый раз это произошло в VI веке н. э., в ту бурную эпоху, когда молодые народы Европы, у которых еще господствовал общинный строй, обрушились на Восточную Римскую империю, ускоряя ее распад. Второй раз славяне вышли на международную арену в IX в., когда Византия уже была феодальным государством, а в Западной Европе сложилась империя Каролингов. Крупнейшими из славянских государств, образовавшихся в это время, являлись Великоморавская держава и Киевская Русь.

VI век в жизни значительной части славян прошел под знаком непрерывной борьбы против Визан­тии. Массовое наступление славян на Византию началось на рубеже V и VI вв. Византийские императоры энергично укрепляли северные границы государства. На Дунае спешно приводились в порядок старые и строились новые крепости. Некоторое время это помогало Византии сдерживать натиск славян.

Однако в середине IV в. славяне прорвали оборонительную линию империи на Дунае и широкой волной разлились по Балканскому полуострову. Вслед за дружинами шло население, оседая на захваченных землях.

К середине VII в. славяне заселили Фракию, Македонию, Истрию, Далмацию, часть Греции, проникли в Пелопоннес. Часть славянских племен переселилась в Малую Азию. «Вся провинция ославянилась и сделалась варварской»,— писал Константин Багрянородный.

Нападение славянских племен на Византию по своим историческим последствиям равнозначно вторжению германцев в пределы Западной Римской империи. Славяне принесли в Византию свои общинные порядки.

В боевых походах на Византию и в колонизации Балканского полуострова принимали участие как за­паднославянские, так и восточнославянские племена.

Войны славян с Византией стали важным этапом в их историческом развитии. В обстановке войны племенная знать имела больше возможностей быстро разбогатеть и укрепить свое общественное положение. Совершенствовалось военное искусство славянских дружин. Славяне научились воевать с регулярными войсками, применять осадные машины.

Активная роль славян в VI—VII вв. в истории Ев­ропы привлекла к ним внимание многих писателей и государственных деятелей, главным образом византийских. О славянах рассказывают в своих сочинениях Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег, Менандр, Иоанн Эфесский и другие византийские авторы, а также готский историк Иордан.

До первых веков нашей эры славяне представляли собой единое целое. В дальнейшем они разделились на три большие группы племен — восточную, западную и южную.

Писатели VI в. знали славянский мир уже поде­ленным на три части — венедов, склавин и антов. При этом склавины и анты рассматривались как потомки одного племени — венедов. «Они (венеды), как мы установили в начале изложения именно в перечне народов,— пишет Иордан,— происходя из одного племени, имеют теперь три имени, т. е. венеды, анты и склавины». Прокопий Кесарийский, подчеркивав близкое родство склавин и антов, отмечает, что они ничем не отличаются друг от друга по внешнему виду, говорят на одном и том же языке. «И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же». Склавины обитали к западу от Днестра и в Прикарпатье, анты — между Днестром и Днепром, а также к северу от Азовского моря, венеды, по Иордану, находились к северо-востоку от Карпат, в верховьях Вислы.

На основе склавин и венедов в дальнейшем сфор­мировались западные и южные славяне, племена ан­тов составили ядро восточных славян.

Источники считают антов народом, «бесчисленным и храбрейшим». Главное их хозяйственное занятие, как и склавин,— земледелие и скотоводство. Маврикий пишет, что у них было большое количество разнообразного скота и плодов земных, в особенности проса и пшеницы. Примечательно, что воевавшие со славянами авары стремились, по словам Менандра, прежде всего разорить их поля. Из скота разводились главным образом коровы, овцы и лошади. У славян были союзы племен, народные собрания, кровная месть и другие порядки и обычаи, свойственные родовым отношениям.

Источники называют ряд крупных антских вождей, власть которых становилась наследственной.

В начале VII в. имя антов навсегда исчезает со, страниц письменных источников. Последнее упоминание о них относится к 602 г. С этого времени и до IX в. никаких известий о восточных славянах нет. Однако это не означает, что между восточными славянами Киевской Руси и антами не было преемственной связи. Археология доказывает непрерывность исторического развития восточных славян от VI до IX в. Анты были лишь частью восточного славянства, они занимали район Поднестровья и Среднего По-днепровья. Территория к северу и востоку от антского племенного союза раньше была занята другими восточнославянскими племенами.

Полагают, что с конца VI в. руководящая роль среди южных восточнославянских племен переходит к росам, или русам, о которых впервые упоминает безымянный сирийский автор VI в., называемый в литературе обычно псевдо-Захарием.

Сопоставляя данные археологии с данными псевдо-Захария, можно полагать, что росы, или русы, жи­ли в Среднем Поднепровье, в бассейне реки Роси. Но уже в VI—VII вв. имя «русы», вытеснив другие племенные названия, распространилось на всю лесо­степную полосу Восточной Европы, занятую славянскими племенами.

Греческие, арабские и западноевропейские источ­ники в IX в. снова изобилуют известиями о восточных славянах. В них восточные славяне выступают чаще всего под общим названием «росы», «рось» или «скифы».

Балканские войны и рост политической силы восточных славян содействовали их дальнейшему расселению. В VI—VIII вв. восточные славяне проникли в глубь южнорусских степей, вышли к Дону, колонизировали междуречье Волги и Оки, продвинулись к Ладожскому озеру, Неве и Нарве. Население колонизируемых славянами земель — тюркские, финно-угорские и прибалтийские племена — постепенно было ассимилировано славянами внеся при этом свой вклад в материальную и духовную культуру восточных славян.

Важным источником, повествующим о расселении восточных славян и об образовании древнерусского государства, является древнейший летописный свод «Повесть временных лет». Летопись составлена в начале XII в. монахом Нестором, но в основу ее легли более ранние источники, позволившие летописцу осветить, правда, с неодинаковой полнотой и достоверностью, жизнь восточных славян за несколько столетий до его времени. На обширной равнине Восточной Европы летописец помещает 13 восточнославянских племен. Археологические исследования подтвердили правильность летописных сведений и дали дополнительный материал, позволяющий более точно очертить границы их расселения.

По среднему течению Днепра, в районе Киева, жили «поляне, яже ныне зовомая русь», т. е. во время летописца они назывались Русью. К востоку от полян жили северяне, занимавшие огромную территорию по рекам Десне, Сейму, Суле и Северному Донцу. Вниз по Днепру, южнее полян, находились земли уличей, переселившихся в X в. в междуречье Днепра и Буга. Западными соседями полян были древляне, населявшие Припятское Полесье. Далее на запад, на территории поздней Волыни и Галицкой земли, жили дулебы (бужане, волыняне). Крайними восточнославянскими племенами на западе были белые хорваты (Закарпатье) и тиверцы, населявшие область по Днестру до нижнего течения Дуная.

К северу от полян и древлян, между Припятью и Западной Двиной, обитали дреговичи, по реке Сожу, восточнее дреговичей,— радимичи, а в глухих лесах по верхнему течению Оки и далее на север до Москвы-реки — вятичи. Северные области восточнославянской территории были заняты кривичами (верховья Днепра, Волги и Западной Двины), полочанами по Двине и словенами в бассейне Волхова и Ильмень-озера.




  1. Коля

    Интересны традиции самобытного славянского народа того времени. не смотря на множество племен их объединяют много красивых и замысловатых обрядов и бережное отношение к природе, жаль, что сейчас общество ушло от этого в моральном плане слишком далеко...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.