Социально-экономическое развитие восточнославянских земель в 6-9 вв


Древнейшей формой землевладения в лесных районах была так называемая подсечная система. Она заключалась в том, что на выбранном участке подрубали лес, когда деревья подсыхали, их сжигали, удобренную золой почву возделывали и засевали. После 2—3 лет эксплуатации участок забрасывали и выжигали новый. Подсечная система соответствовала первобытнообщинному строю. Она была посильна лишь труду общины. Именно такая форма землевладения господствовала у большей части восточнославянских племен до VII—VIII вв.

Восточные славяне в это время жили большими патриархальными семейными общинами, у которых было хозяйство, основанное на общем труде. Одна или несколько таких семей населяли хорошо известные археологам укрепленные поселения — городища.

В VII—VIII вв. у восточнославянских племен лесной и лесостепной зоны распространяются соха и рало с железным наконечником. Об этом свидетельствуют находки железного сошника при раскопках г. Ладоги в слоях VII—VIII вв. и железного наральника у с. Волынцево Сумской области в слоях примерно того же времени.

В дальнейшем земледельческие орудия продолжали совершенствоваться. Появляется рало с полозом и более совершенным наральником, соха с переворачивающим землю присошником (лопаткой). Приблизительно в VII—VIII вв. в качестве тягловой силы стала использоваться лошадь. Все эти изменения указывали на победу пашенного земледелия. Огневая подсечная система оставалась лишь в дальних северных районах и в слабо заселенных, малообжитых местах на юге. Сеяли пшеницу, рожь, ячмень, просо, овес, гречиху, горох, бобы, лен, коноплю. Из огород­ных культур возделывали свеклу, лук, репу, капусту и др.

Наряду с развитием земледелия у восточных славян повсеместно развивалось ремесло. Это нашло свое выражение в появлении новых орудий ремесленного труда, новых ремесленных специальностей и в отделении ремесла от сельского хозяйства. Древнерусские литейщики умели получать великолепную сталь, из которой кузнецы изготавливали мечи, ножи, кинжалы, сабли, копья, а также напильники, пилы, ножни­цы, стамески и оружие.

По мере развития ремесла росла внутренняя и внешняя торговля. Центрами местной торговли были городища-погосты и племенные «грады», которые обслуживали прилегающие к ним области. В то же время по речным и сухопутным путям налаживалась межобластная торговля. Восточные славяне-русы имели торговые связи и с внешним миром. По Волге и Каспию они торговали со странами Востока. О русских купцах в Булгаре, Итиле, Багдаде соообщают многочисленные арабские, персидские и еврейские писатели.

Еще большее значение для внешней политики и внутренней торговли Руси имел так называемый путь «из варяг в греки». Он начинался на северном берегу Финского залива, шел Невой, Ладожским озером, Волховом, Ильмень-озером, из него рекой Ловатью, затем волоком на Западную Двину, из нее волоком на Днепр, далее Днепром и Черным морем к Константинополю. Этим путем Русь была связана с Византией и северными странами. В Константинополь русы привозили меха, мед, воск, рабов, возвращались же с дорогими тканями, золотыми и серебряными вещами, винами, фруктами, пряностями и другими византийскими товарами. Русы торговали с Прибалтикой, островом Готландом (в Балтийском море), Скандинавией, западными странами. Древнерусские купцы ходили через Краков в Прагу, где обменивали свои товары на западные, В дальнейшем центром торговли Руси с Западом стал город Регенсбург.

Деньгами на Руси в то время служили меха ценных пушных зверей, главным образом куницы, поэто­му деньги на Руси назывались кунами. Первоначально в ходу были целые шкурки, затем их сменили более удобные в обращении лоскутки меха: резаны, ногаты, мордки, являвшиеся знаками стоимости цельных шкурок. Примерно с VIII в. меховые кунные деньги стали вытесняться металлическими. Однако общее название денег и денежных единиц длительное время оставалось прежним. Высшей единицей в кунной системе была гривна кун, за ней шли ногаты, куны, резаны.

В IX в. в связи с развитием ремесла и торговли на Руси стали появляться города с постоянным ремесленным и торговым населением. К IX в. относится возникновение таких городов, как Киев, Новгород, Белоозеро, Ростов, Изборск, Ладога, Любеч, Муром, Смоленск и, вероятно, Чернигов. Это не только древнейшие, но и самые крупные древнерусские города. В большинстве случаев древнерусские города возникали на базе древних городищ, которые были выгодно расположены на важных торговых и военных путях.

Развитие земледелия, ремесла и торговли подрывало основу родового строя у восточных славян. Достигнутый ими уровень земледелия и ремесла делал возможным ведение самостоятельного хозяйства силами отдельной семьи. Большие семейные общины становились ненужными. Примерно к IX в. у большей части восточных славян они разложились, их место заняли территориально-соседские общины, состоящие из отдельных семей.

Переход восточных славян к сельско-соседской общине легко доказывается археологическими дан­ными. Он отразился в формах поселений, жилищ и могильников. Вместо родовых усыпальниц и небольших укрепленных городищ в IX в. археологам уже известны индивидуальные, или парные, погребения и городища со многими сотнями изб, представлявшими собой поселения разросшихся сельских общин.

Выделившаяся племенная знать создает вокруг себя вооруженную силу — дружину. Опираясь на эту силу, она подчиняет себе своих соплеменников, за­хватывает их земли, угодья и облагает население данью.

Договор Руси с Византией в 911 г. заключил князь Олег и находящиеся «под рукою его» князья и бояре. Источником обогащения знати были войны и взима­ние дани с населения. Вместе с тем знать обзаводится земельными владениями-вотчинами. Появление феодальных вотчин историки относят к VIII—X вв. В X в. летопись знает княжеские города Вышгород («град» Вользин), Белгород («град» Владимира), Изяславль («град» Рогнеды) и другие, которые были центрами княжеского хозяйства. Вокруг этих городов лежали села с пашнями, нивами, бортными и другими угодья­ми. В имениях феодалов работали главным образом зависимые крестьяне-смерды. Применялся также труд рабов.

«Русская правда» знает несколько категорий феодально-зависимых людей — изгоев, закупов, рядовичей, отражающих различные пути закрепощения сво­бодных общинников.

Таким образом, в IX в. у восточных славян на лицо были объективные предпосылки для возникновения государства.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.