Культурная жизнь на заре истории Древней Руси


На Руси письменность появилась, по-видимому, еще до принятия христианства. Сохранилось свидетельство, что славянский просветитель Константин (Кирилл) видел в Херсонесе книги, писанные «русскими письменами». В одном из смоленских курганов археологами был найден глиняный сосуд начала X в. с надписью, которую специалисты расшифровывают по-разному: «горушна» — пряность, «Горух» — имя и т. д.

Большое распространение на Руси письменность получила после принятия христианства. Князь Владимир Святославович организовал первые школы. Принятие новой религии и усвоение церковнославянской письменности сопровождалось перенесением на Русь (при болгарском посредничестве) основных памятников раннехристианской и византийской литературы: библейские книги, сочинения отцов церкви, жития святых. Появились апокрифы («Хождения Бо­городицы по мукам»), византийская историография («Хроника» Иоанна Малалы с повестью о Троянской войне), произведения болгарской духовной литературы («Шестоднев» Иоанна), чехо-моравской (княжеские жития Вячеслава и Людмилы), переводы с латинского. Одновременно на Руси переводятся с греческого языка византийские хроники Георгия Амартола и Синкелла, эпос «Девгиниево деяние», «Александрия», «История Иудейской войны».

Высокого уровня достигло искусство оформления рукописной книги. Памятники письменности XI в.— Остромирово Евангелие, «Изборник» князя Святослава — богато украшены заставками и миниатюрами.

Огромный интерес представляют памятники древнерусской архитектуры.

В 989 г., сразу же после установления на Руси христианства, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая кирпичная церковь: князь Владимир «помысли создать церковь пресвятая Богородица и послав приведе мастеры от грек». В 996 г. постройка была закончена и торжественно освящена. Князь Владимир даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной. Нельзя категорически утверждать, что Десятинная церковь была первой каменно-кирпичной постройкой, возведенной на Руси. В летописи имеется свидетельство, что в Киеве уже в 945 г. существовал каменный терем при княжеском дворце. Очень возможно, что терем оыл возведен византийскими мастерами для княгини Ольги после ее поездки в Константинополь. Однако среди раскопанных в Киеве древних сооружений ни одно пока не может быть достаточно убедительно сопостав­лено с упомянутым в летописи теремом. Поэтому Десятинная церковь является древнейшей из извест­ных монументальных построек Руси.

Десятинная церковь рухнула во время взятия Ки­ева монголами и долго стояла в руинах.

Десятинная церковь несомненно являлась дворцо­вой церковью, и рядом с ней, повидимому, в те же годы, было возведено несколько кирпичных дворцовых зданий. Остатки фундаментов не дают воз­можности представить, даже приблизительно, их первоначальный облик, но во всяком случае очевидно, что это были не жилые, а парадные помещения. Жилые дворцовые постройки либо составляли второй этаж каменных дворцов, либо находились рядом с ними и были, вероятно, деревянными. На площади у Десятинной церкви поставили «4 кони медяны» — трофейные скульптуры, вывезенные из Корсуни. Почти одновременно были построены кирпичные ворота для въезда на территорию укрепленной части го­рода.

Так, в конце X в. в центральной части Киева был создан первый на Руси ансамбль монументальной каменно-кирпичной архитектуры, что сразу резко выделило Киев среди прочих русских городов, подчеркнув его роль как столицы сложившегося государства. После этого строительство в Киеве прервалось, а византийские мастера, видимо, вернулись на родину.

Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI в. Страна была в то время разделена на две части между сы­новьями князя Владимира — Мстиславом и Яросла­вом. Раньше началось строительство в стольном у городе Мстислава — Чернигове, где был заложен Спасский собор. Письменные источники не сообщают о времени начала строительства, но к 1036 г., когда умер князь Мстислав, стены собора были выстроены на высоту, «яко на кони стояще рукою досящи». Был ли собор достроен тогда же или после смерти Мстислава в строительстве наступил перерыв, неизвестно.

Вскоре после черниговского Спасского собора был возведен Софийский собор в Киеве. Вопрос о времени построения этого храма давно вызывает споры среди исследователей. Существует ясное свидетельство «Повести временных лет» о закладке собора в 1037 г. Однако в Новгородской и в нескольких более поздних летописях указанное событие отнесено к 1017 г. Анализ политической обстановки и различных косвенных данных приводит к выводу, что Софийский собор был заложен действительно в 1037 г., а до этого в Киеве существовал деревянный собор с тем же названием.

Очень большое значение для развития русского зодчества имел Успенский собор киевского Печерского монастыря, заложенный в 1073 г. В «Печерском Патерике» сказано, что для строительства этого здания из Константинополя приехали зодчие — «мастери церковнии 4 мужи».

Переяславль — один из крупнейших древнерус­ских городов — приобрел особое военно-политическое значение в конце XI в., когда он превратился в основной оплот, прикрывавший Киевскую землю и Среднее Приднепровье от половецких вторжений. В это время по инициативе энергичного переяславльского епископа Ефрема, а несколько позднее и князя Владимира Мономаха здесь развернулось широкое строительство. Летопись сообщает о постройке в Переяславле церкви Михаила, «каменного города», ворот с надвратной церковью Федора, церкви Андрея «у ворот» и каменного здания бани; в 1098 г. упоминается о постройке церкви Богородицы на княжеском дворе. Ни один из переяславльских памятников не дожил до наших дней. В Переяславле удалось вскрыть не только все постройки, упомянутые в летописи, но и еще два небольших храма, а вне города — следы маленькой церкви на р. Льте (Летская божница).

Развитие монументального изобразительного искусства было связано с освоением византийского художественного наследия.




  1. Олеся

    Очень интересный материал. Жаль, что о данном этапе развития государства известно не так уж и много. После того, как Владимир решил установить христианство на Руси, в культуре страны стали все чаще прослеживаться отсылки к византийским основам. Позже, после захвата страны монголо-татарами, культура Древней Руси получила новые, восточные вкрапления. В результате, наша архитектура, литература и сам язык — это ряд разнообразных заимствований на фоне собственного развития.

  2. Марина

    И ни слова о Кирилле и Мефодии. Как же можно говорить о раннехристианской славянской письменности без упоминания этих двух имен? Существование славянской письменности в дохристианскую эпоху с исторической точки зрения не доказано, однако на это указывает множество достоверных источников, а не только единственный горшок из смоленского кургана с нерасшифрованной надписью.

  3. Марина

    Зарождение письменности на Руси — очень спорный момент. Христианство постаралось зачистить русскую историю, приписав многие заслуги себе. Между тем известно, что и в дохристианский период письменность была широко развита. Более того, археологические памятники культуры этрусков (I тысячелетие до н. э., Апеннинский полуостров) имеют надписи, которые может прочитать и понять смысл даже современный человек, для которого русский язык является родным. Но почему-то этот пласт истории остается практически без внимания...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.