Обострение социальной обстановки. Городские восстание середины XVI века


В пору правления страной Глинскими сложились условия, при которых наступило резкое ухудшение положения в стране. Группы бояр беззастенчиво грабили зависимое население благодаря усилению налогового пресса и различных форм эксплуатации крестьян. Государство временно вынуждено было уступить Великому княжеству в 1537 г. Гомель и Любеч. Южные земли, населенные подневольными крестьянами, были постоянной добычей феодалов из крымских и казанских земель. Правление Глинских вызвало большой всплеск антиправительственных и антифеодальных выступлений. В писцовых книгах часто фигурирует термин «разбойники» для обозначения выступавших против феодальной реакции. Крестьяне практиковали открытые побеги («в степь»), рубку феодальных угодий леса, самовольную запашку земель. Волна выступлений сопровождалась уничтожением документов, закреплявших зависимость, и физическим уничтожением феодалов.

Городские условия породили такой род феодального произвола, как наместничество. Протесты повсеместно переросли в восстания. 1547 г. принес Москве несчастья, связанные с большим пожаром. В тот момент Глинские в сознании масс символизировали все, что приносило боярское Правление — неурожаи, налоги, повинности. Бояре на требование московских посадских людей выдали Юрия Глинского, который был казнен пришедшими к Кремлю. Поход в Воробьево, к царю, толпы вооруженных людей, требовавших выдачи Анны и Михаила Глинских, привел к Массовым расправам над участниками смуты.

Московские события не были единичными. Выступления состоялись в Опочке Псковской земли, Великом Устюге, самом Пскове. Это была волна протеста в городах и сельской местности, ее накал свидетельствовал, что грядут перемены в самом управлении страной.

Размах и направленность городских восстаний и крестьянских волнений в 1547, 1549 — 1555 гг. показали
всю несправедливость феодального строя, каким он сложился к этому времени. Осмысление принципов строя характерно для русских вольнодумцев середины XVI в.

В городской среде вызревают элементы плебейской ереси, идейным вдохновителем которой принято считать Феодосия Косого. Его происхождение, а был он холопом при­ближенного ко двору боярина, позволяло изнутри видеть ущербность существующих порядков. Первым шагом в его деятельности было практическое проповедование в заволжских скитах. Его социальная проповедь пользовалась признанием единомышленников и создала ему немалую славу. Это были поистине зачатки реформационного движения. Конечно, церкви нельзя было допускать расползания плебейской ереси. Феодосии Косой был подвергнут церковному суду. Благодаря счастливому стечению обстоятельств, Ф.Косому удалось бежать в Великое княжество и здесь продолжить свою деятельность. В этот период там складывались благоприятные условия для развития общественно-политической мысли. Косой выступал против основ феодализма с его угнетением, многочисленными войнами и непомерными податями. В области церковной идеологии он ниспровергал догму о троичности бога, литургику и богословие православия в целом. По характеру учения был близок к антитринитариям, по методам — бунтарь, призывавший крестьянскую и посадскую бедноту к выступлениям против феодалов.

Среди русских вольнодумцев этого времени выделялся также Матвей Башкин. Его критический запал был направлен на сочинения «отцов церкви». В социальной сфере осуждал институт полного и кабального холопства. Проявил социальное мужество и, отпустив своих холопов, пользовался вольнонаемным трудом.

Церковная реакция на попытки привнести реформационный дух в русскую жизнь не замедлила сказаться. Церковные соборы 1533 — 1555 гг. высказались за осуждение еретиков, и вслед за этим последовали ссылки и расправы. Матвей Башкин, в частности, был заключен в у Волоколамский монастырь.

Реформационные идеи в России не смогли в тот период стать влиятельной идеологией в силу неизжитого феодального сознания и малой активности городского населения.




  1. Bummelant

    Род бояр Глинских, с регенством великой княгини Елены получили реальную власть в Московском княжестве. Методами известными им еще со времен пребывания на службе у литовских владык они попытались навести порядок на Руси. В ответ получили ненависть народа, вспышки ереси и бунты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.