Последствия Версальского мира для Флота открытого моря Германии


Согласно подписанному в Версале мирному договору Германия не только признавала себя стороной проигравшей, но и соглашалась на практически полное уничтожение гордости немецкого народа – Флота открытого моря.

Флот открытого моря после Компьенского перемирия

Подписанные между странами Антанты и Германией 11 ноября 1918 года соглашения предусматривали арест немецких кораблей во всех портах, где они располагались до получения особых распоряжений свыше. Но подобный арест создавал ряд финансовых трудностей для государств, на территории которых он произошел, связанные, прежде всего, с необходимостью содержания команды и самого задержанного корабля в надлежащем виде. Понимая сложность создавшегося положения, заботы о немецком флоте взяла на себя Великобритания, все арестованные корабли были переправлены в английский порт Скала-Флоу, где пребывали в течение 6 месяцев, ожидая окончательного вердикта победившей стороны.

Содержание флота было не слишком утомительным занятием для англичан, поскольку им даже не пришло в голову арестовать немецкие экипажи, либо поместить их на особый контроль. Командующим над всем флотом был назначен опять же немецкий офицер контр-адмирал Людвиг фон Ройтер, без согласия которого английские солдаты и командиры не могли подняться на борт ни одного немецкого корабля. Таким образом положение немцев в плену у англичан было более чем комфортным, стеснения они не испытывали практически ни в чем.

Затопление флота немецкими моряками

Узнав о том, что по условиям заключенного летом 1919 года в Версале перемирия Германия обязывалась передать весь флот в полное распоряжение союзников и более не могла претендовать на роль морской державы, немецкие моряки пришли в негодование и приняли решение потопить большую часть кораблей, чтобы те не достались победителям. Необходимо отметить, что осуществить задуманное в 1919 году было совсем не так просто, как это можно было бы сделать несколькими месяцами ранее.

Рассчитывая, что подобного рода провокации могут последовать сразу же после оглашения условий Версальского мира, англичане ввели в бухту, где немцы стояли на якоре дополнительную эскадру линкоров, а на выходе из бухты поставили множество сторожевых кораблей.

Поскольку, подписав мир Германия не только фактически, но и юридически признавалась проигравшей, условия содержания флота были ужесточены; морякам запрещалось передвигаться с корабля на корабль; со всех кораблей немецкого флота были сняты радиостанции и средства для осуществления местных переговоров. Но немцы быстро нашли выход, используя в качестве связующего звена английский почтовый корабль, на который запрет, естественно, не распространялся.

Решив затопить флот, назначив время и дату, немецкие моряки стали массово проситься в Германию, объясняя свои просьбы желанием поскорее увидеть родную землю и повидать семьи. На самом же деле меньшее количество солдат делало задуманное предприятие боле успешным.

Затопление флота было назначено на 21 июня 1919 года, причем дата эта была выбрана далеко не случайно, поскольку именно в этот день в Версале бывшие противники должны были наконец-то подписать мирный договор. Впрочем, за несколько дней до осуществления плана контр-адмирал получил известия о переносе даты подписания мира, но предпочел ничего не менять в планах, оставив намеченную дату уничтожения флота в силе.

Как это ни странно, вездесущая разведка ничего о задуманном «якобы» не знала, потому на расцвете 21 июня английские корабли спокойно ушли в открытое море для учений, благодаря чему их капитаны не видели, как в 10.30 с главного адмиральского корабля был подан сигнал к началу задуманной операции.

Команды кораблей в последний раз подняли на мачтах военно-морские флаги Германии и открыли все кингстоны. Для потопления большей части тяжелых немецких линкоров понадобилось всего несколько часов, на протяжении которых были затоплены 10 линкоров, 5 линейны и 5 легких крейсера, а также 32 эскадренных эсминца.

Прибывшие на место катастрофы англичане фактически ничего сделать не успели, им удалось выбросить на мель всего 3 легких крейсера и 14 миноносцев, остальные же корабли благополучно легли на дно бухты. На плаву осталось только 4 неповрежденных корабля, команда которых не сумела отстоять их в схватке с англичанами, пытавшимися обстреливать и без того идущие на дно суда.

Последствия совершенного самоуничтожения

Исходя из имеющихся исторических данных, англичане были крайне расстроены случившимся под их фактическим контролем происшествием, но как выяснилось впоследствии, подобное расстройство было всего лишь показным. Английское командование, имея в наличии немецкий флот, должно было поделить его между всеми выигравшими войну странами, что было совсем не просто, поскольку воюющих стран было куда больше, чем в действительности высококлассных немецких судов, что создало бы напряжение между государствами, которым не достался бы ни один немецкий корабль.

Многие из высшего английского командования, в частности, адмирал Уэлмис, полагали, что принятое немцами решение было настоящим спасением для Англии и других государств. Подобное замечание можно было бы считать несущественным, если бы не тот факт, что несмотря на то что немецкий контр-адмирал Ройтер и оставшиеся в живых матросы были признаны военнопленными, в Европе их более почитали как героев, не давших посрамить честь и славу немецкого военно-морского флота.

Всего по данным статистики тех лет в бухте Скала-Флоу затонуло 52 немецких корабля, и еще 22 было выброшено на мелководье со значительными повреждениями. По различным данным в операции затопления погибло 9 матросов, оказавших яростное сопротивление англичанам, пытавшимся предотвратить катастрофу, еще 16 человек были ранены.

В 1924 году предприимчивый торговец металлом Эрнест Фрэнк Кокс перекупил у англичан право на поднятие большей части немецких кораблей с целью их последующего распила и продажи в качестве металлического лома. Всего Коксом было поднято на поверхность более 40 кораблей, но особой материальной выгоды это ему не принесло.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.