Оружие первой мировой: бронетехника и авиация


Первая мировая война стала первой в мировой истории войной такого масштаба, в ней помимо нескольких миллионов человек приняли участие сотни и тысячи единиц различного вида оружия, в том числе тогдашние новинки бронетехники и авиации. На полях Первой мировой войны сражались не просто люди, взору нечаянного свидетеля тех времен представлялось движение большого числа огромных и устрашающих машин, называемых танками по земле, и не менее устрашающих машин, именуемых дельтапланами и первыми самолетами в небе.

Первые танки

Пушечные снаряды с каждым годом становились все более опасными для пехоты, воронки, оставляемые ими, в диаметре могли превышать несколько десятков метров, перебраться через такую воронку простым пехотинцам было совсем не просто, да и защиты от них они никакой не имели. В этой связи английский подполковник Данлоп Свинтон весьма кстати вспомнил о сельскохозяйственных гусеничных тракторах, способных преодолевать весьма глубокие ямы и другие преграды. Подполковник предложил снабдить трактор пушкой и обшить его кабину бронированной сталью. Первые испытания этой примитивной машины прошли в начале 1915 года, но успеха не имели, трактор, перегруженный сверх всякой меры даже, не сдвинулся с места.

Последующие эксперименты, несмотря на то, что они заинтересовали самого Уинстона Черчилля, также закончились полным провалом – гусеницы просто не выдерживали колоссальной тяжести, возложенной на танк пушкой, защитной броней и экипажем, гусеницы буквально отваливались на ходу. В конце концов в январе 1916 года был отстроен первый танк, более или менее удовлетворявший потребностям военных. Эта машина, получившая название «Большой Вили» могла преодолевать глубокие ямы, валы, высотой до 1-1.5 метров, а также разрушать заграждения, созданные из колючей проволоки. Но столь впечатляющие возможности поражали далеко не всех членов правительства, и только после того как чудо-машину увидел в действии сам король было принято окончательное решение о запуске танка в массовые производства. Необходимо отметить, что танк стал танком также по чистой случайности, его создатели всего лишь сравнили машину с обычным резервуаром для заполнения водой, людьми, оружием, а так как на английском резервуар звучит как танк, то и машина стала так называться.

Первые танки назывались «Марками», и подразделялись на женские и мужские. На женских «Марках» устанавливались легкие пулеметы, они были предназначены для прикрытия действий пехоты, мужским «Маркам» поручались тяжелые работы по разрушению стен и заграждений. Мужской «Марк» имел вес до 30 тонн и мог передвигаться с предельной для него скоростью в 6 километров в час. Длина танка равнялась 8 метрам, ширина превышала 4 метра, внутри его размещался экипаж из 4-8 человек – водитель, 2 механика и 4 стрелка, обзор которых, в принципе был ограничен самим танком, потому от его выстрелов большой пользы не было. На вооружении мужского танка были четыре пушки и 1 пулемет, на женском танке из оружия имелся лишь один пулемет. На первых танках имелся практически такой же перископ, как и на подводных лодках, для большинства экипажа он был крайне опасен, так как при первом же попадании в танк грозил выбить кому-либо глаз. В принципе, опасен был не только перископ, но и сам танк, нахождение в котором грозило людям отбитием почек и других частей тела, а также потерей слуха, настолько сильным был грохот, издаваемый двигателем машины при ее движении. Несмотря на то, что-то что танк фактически был гусеничным, имелись на нем и колеса, весьма затруднявшие движение и впоследствии убранные.

Следующей моделью английских танков стал танк «Медиум А», за ним последовал «Легкий танк Рено», Кроме того, танки появились также и у французов, итальянцев и немцев, русские собственных танков не имели. Естественно, что изначально вооруженные силы этих государств использовали трофейные танки и только к концу войны после многочисленных методов проб и ошибок сумели построить свои собственные машины.

Первые аэропланы и самолеты

Большую роль в Первой мировой войне играла также и авиация, но честь стать страной, в которой произошел прорыв в этой области Великобритании на этот раз не досталась – первый полет на аэроплане совершили все же американцы еще в 1909 году. Вслед за ними постройкой собственных самолетов увлеклись французы и немцы, вот только последние предпочитали не копировать, а создавать собственные модели самолетов, не имевшие аналогов. Первая мировая война стала первой в которой авиация стала применяться не с исследовательской, или разведывательной целью, а в качестве боевой техники. К началу войны французская авиация была самой лучшей во всем мире, включая в себя 21 армейскую эскадрилью и 3 кавалерийские эскадрильи. Данное утверждение имело под собой вескую подоплеку, французские самолеты находились на вооружении многих стран мира, в том числе Италии, Великобритании и Соединенных Штатов. По мере изучения конструкторских особенностей французских самолетов в упомянутых государствах появились и свои собственные летательные аппараты, так в России наряду с иностранными были сконструированы целых 4-х собственные летательные машины. Русские самолеты стали первыми в мире самолетами моторного типа и были созданы по проекту русского конструктора Игоря Сикорского, получив наименование Ильи Муромца.

Необходимо отметить, что вне зависимости от конструкции и страны-производителя первые самолеты и аэропланы имели такую особенность, как возможность летать исключительно на высоте 100-200 метров, так на большее не был способен ни один даже самый мощный мотор в мире. Такие самолеты были достаточными для наблюдения, но абсолютно не подходили для военных целей, потому за все время ведения боевых действий конструкция самолетов и аэропланов противоборствующих сторон не раз менялась и усовершенствовалась, что, в конечном счете, и привело к появлению более современных и надежных самолетов.

Итак, несмотря на те бедствия, которые принесла Первая мировая война, имелись в ней и свои положительные стороны, касающиеся прежде всего неуемного развития техники и авиации.

 




  1. А777

    Что касается танков Первой мировой, то танк, впервые был изобретен в России. Но не внедрен. Наши чиновники, что сейчас, что 100 лет назад те же — все делают медленно и не верят новинкам. Поэтому пальма первенства в производстве танков досталась англичанам. Кстати, размеры этих монстров были необычайно огромными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.