Манифест 17 октября 1905 года


Октябрьский манифест (Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка) – российский законодательный акт изданный императором Николаем II и обнародованный 17 октября 1905 года. Разработчиком документа стал С. Витте по личному распоряжению царя из-за непрекращающихся революционных выступлений народа.

Ситуация в стране

XX век в Российской империи начался бурно из-за серьёзных перемен в государстве и обществе. Несмотря на экономическую осталось страны, наметился постепенный рост экономики, который замедлялся из-за неустойчивости внутреннего рынка и низкой покупательной способности населения.

Прогрессивно настроенные члены правительства убеждали царя в необходимости проведения последовательной реформы промышленности для усиления роли государства в экономике, только так можно было стабилизировать экономику страны и улучшить качество жизни населения.

Вначале 1900-х гг. в стране наблюдается рост революционного движения из-за нерешенности и остроты рабочего вопроса. Все чаще в стране возникают стачки и забастовки. Основными требованиями оставались экономические и социальные вопросы, которые на начало 1905 года так и остались не решенными.

Предпосылки манифеста

В 1900-1905 гг. в России оставалось большое количество не только экономических, но и политических проблем, требовавших высочайшего урегулирования. Страна остро нуждалась в изменении существующего политического строя.

Предпосылками для манифеста стали:

  • отмена крепостного права лишила сельское хозяйство и промышленность дешевой рабочей силы,
  • самодержавная система не смогла быстро перестроиться на новый тип экономики,
  • увеличение внутреннего долга страны,
  • плохой урожай зерновых,
  • неудачи России в военной сфере,
  • подрыв авторитета монархии.

Активизировалась работа партий и общественных организаций с революционными взглядами. Их умелая агитационная деятельность стала фактором, провоцирующим многочисленные забастовочные движения. Самыми яркими проявлениями народного негодования 1905 года стали:

  • Демонстрация 9 декабря года известная как «Кровавое воскресенье».
  • Май – всеобщая стачка иваново-вознесенских текстильщиков, длившаяся несколько месяцев;
  • 14 июня бунт на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»;
  • Октябрь — в Москве начинается Всероссийская октябрьская политическая стачка, главный лозунг – свержение самодержавия.

Острая ситуация в стране требовала решительных действий императора Николая II.

Булыгинская дума

Первым проектом, целью которого было остановка революционных движений в стране, был проект министра внутренних дел Александра Булыгина, разработанный в августе 1905 года о созыве Государственной думы. Новый государственный орган должен был ликвидировать революционные выступления народа, основными положениями были:

  • от выборов отстранялись рабочие, бедное крестьянство, женщины, военнослужащие, студенты,
  • для крестьян предусматривались 4–х ступенчатые, для дворян 2-х ступенчатые выборы,
  • Дума имела лишь совещательный характер при царском правительстве.

Проект Думы вызвал возмущение в обществе и созвана она так и не была.

Разработка манифеста

Видя напряженную обстановку вызванную Всероссийской политической стачкой император поручил графу Сергею Юльевичу Витте проанализировать и разработать документ который бы смог урегулировать сложную политическую обстановку в стране и удовлетворить обе стороны конфликта.

Витте представил государю документ, где было изложено не только положение дел в стране, но и разработана программа реформ. Основные советы Витте были:

  • ликвидация самодержавия,
  • дарование народы основных прав и свобод,
  • принятие Конституции.

Принятие Манифеста

Понимая, что возвращения к единоличному правлению в сложившейся обстановке невозможно, Николай согласился на подписание «Высочайшего манифеста об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 года.

Манифест включал в себя три пункта:

  1. Населению России даровались все основные гражданские свободы — неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

  2. К выборам в учреждённую Государственную думы теперь привлекались слои населения, которые ранее были лишены избирательного права (по проекту Государственной Думы от августа 1905 года) главным образом рабочие и городская интеллигенция.

  3. С этого момент ни один закон в стране не может вступить в силу без одобрения Государственной думы.

Новое правительство, созданное после принятия манифеста — Совет министров возглавил Витте.

Последствия Манифеста

Манифест стал первой попыткой в истории России расширить права и свободы граждан. Отныне законодательным правом обладал не только император, но и Государственная дума. Однако Император оставил путь к отступлению — за монархом оставалось право любой момент распускать дума, воспользовавшись правом вето.

После принятия Манифеста в империи активизировалось образование различных политических партий, самыми влиятельными стали:

  • Конституционные демократы (кадеты),
  • Партия 17 октября или октябристы,
  • Партия социалистов-революционеров или эссеры,
  • Союз русского народа,
  • Союз Михаила Архангела,
  • большевики,
  • меньшевики.

Дальнейшие преобразования

Государственные преобразования не ограничивались манифестом от 17.10, так 20 февраля был обнародован новый Манифест, который определял правила взаимодействия органов высшей власти, то есть преобразовывал Государственный совет Российской империи в верхнюю палату парламента.

Свободы, дарованные манифестом, требовали пересмотра избирательного закона, который был принят 11 декабря 1905 и предусматривал выборы в Думу по 4 куриям:

  1. Земледельческой.
  2. Городской.
  3. Рабочей.
  4. Крестьянской.

Для первых двух курий выборы были двухстепенные, для 3 – трехстепенные, для 4 – четырехстепенные.

Для дальнейшего преобразования государства 23 апреля были приняты «Основные государственные законы Российской империи», суть которых сводилась к следующему:

  • верховная власть и управление государства принадлежала монарху;
  • законодательная власть осуществлялась императором в единстве с Государственным советом и Государственной думой, и законы не могли быть приняты без одобрения двух палат парламента и утверждения царя;
  • у императора оставалось право назначать и увольнять министров, руководить внешней политикой, объявлять войну;
  • всем гражданам гарантировались все демократические права и свободы.

Таким образом, этот документ стал фундаментом для законодательных актов регулирующих разделения полномочий между императором и парламентом.

Судьба первой государственной думы

Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26.03 по 20.04 1906 года, причем практически половина избирателей были крестьяне. Первое заседание Думы состоялось 27.04 1906 года в Санкт-Петербурге, в составе Законодательного органа было 448 депутатов. Председателем стал Сергей Муромцев, проработала Дума всего 72 дня.

За недолгий период существования Дума начала рассматривать два аграрных законопроекта, однако единство среди депутатов так и не было найдено и 8 июля царь под предлогом, что Дума не успокаивает народ, а наоборот разжигает агрессию, распустил законодательный орган.

Второй созыв Думы

Дума второго созыва смогла проработать немногим больше 3 месяцев с 20.08 по 03.06 1907 года. Было избрано 518 депутатов, председателем стал Федор Головин. На заседаниях думы вновь рассматривались аграрные вопросы, причем именно этот созыв депутат отказался одобрить Столыпинскую реформу. Дума была распущена по приказу царя – Столыпин обвинил 55 депутатов в заговоре против императора.

Третья Дума

Вместе с указом о роспуске II Думы было опубликовано и Положение о выборах в Думу третьего созыва, которое стало новым избирательным законом.

Выборы произошли осенью 1907 года, по их результатам было выбрано 441 депутат, председателями в разное время стали Николай Хомяков, Александр Гучков, Михаил Родзянко. Эта Дума поработала с 01.10.1907 по 9.06. 1912 года – всего состоялось 5 сессий. За время работы была принята Столыпинская аграрная реформа, рабочее законодательство, ограничена автономия Финляндии.

IV Дума

Последняя Государственная Дума империи проработала с октября 1912 по февраль 1917 года, всего состоялось пять сессий, из них 3 в период Первой мировой войны, работало 442 депутата. Основным решением органа стало поддержка участия России в Мировой войне. Была распущена Временным правительством в октябре 1917 года.

Итоги преобразований

Итогом государственных преобразований после манифеста 1905 года стали:

  1. Создание Государственной Думы как законодательного органа государства.

  2. Роспуск Второй Думы в июне 1907 — и введение нового избирательного закона без одобрения Думой, то есть нарушение октябрьского манифеста.

  3. 1907-1914 Третьеиюньская монархия – усиление преследования революционных выступлений, стремление восстановить полное самодержавие.

  4. Союз царской власти с дворянами и крупной буржуазии.

Несмотря на то, что октябрьский манифест 1905 не принес никаких реальных изменений в сложной обстановке внутри страны, он впервые ограничил самодержавие и внес изменения в Основные государственные законы Российской империи и стал фактически первой Конституцией России.

Историческое значение манифеста

Октябрьский манифест стал прообразом первой российской Конституции, однако назвать его окончательным положительным приобретением для страны сложно. Документ гражданскими свободами развязал руки оппозиции для усиления борьбы с самодержавием, что привело к новым кровавым выступлениям. Кроме того и сама власть толком не понимала, какие возможности открывает перед страной парламентаризм, образование политических партий и свободное волеизъявление в условиях свободы слова.

 Бюрократия оставалась в полном подчинении царю, и не была готова к открытым обсуждениям экономических и политических вопросов с народными представителями в парламенте. Манифест стал роковым для Российской империи, страна не готовая к изменениям стала на шаг ближе к революции.

5/5 - (2 голоса)


: 4 комментария
  1. Афанасий Борщев

    Никогда бы не подумал, что Госдума сто лет назад обладала полномочиями по контролю за действиями государя. Вот это демократия!

    1. Купцов Андрей

      Попробуй для начала просто прочесть «Основные Законы Российской Империи».. какие полномочия?

  2. Руслан славян

    Николай второй своим манифестом отсрочил революцию на 12 лет. Его главная ошибка — не захотел делиться властью. Он дал право создать Госдуму, но в этом же Манифесте оставил за собой право распустить ее в любой момент без объяснения причин. Вот тебе и демократия. Народ не был удовлетворен парой подачек в виде свободы совести и собраний. Нужны были кардинальные перемены. Царь на них не смог пойти. Результат известен всем.

  3. nehamster

    Октябрьский манифест открыл России дорогу к созданию стойкой политической системы, основанной на поддержке гражданского общества и на выборности законодателей. Но события 1907 года отбросили страну на десятилетия назад. Действенной системы сдержек и противовесов в российской политике не появилось до сих пор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *