Культура Руси (России) в IX — XVII веках


1.Культура в широком смысле — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Духовная культура — наиболее ценные произведения человеческого творчества, зафиксированные на материальном носителе и доступные окружающим.

Основными направлениями духовной культуры являются:

  • литература;
  • живопись;
  • музыка;
  • архитектура;
  • иные виды культуры.

2. В догосударственный период культура восточных славян была представлена в основном предметами быта — избы, посуда, рубашки-вышиванки, народные песни, которые стали результатом сплава древнеславянской оседлой и скифо -сарматской степной культур. Особый прорыв в культурной сфере происходит в период расцвета Киевской Руси при Владимире Красное Солнышко и Ярославе Мудром после принятия Русью христианства:

  • распространяется грамотность;
  • на Руси появляется собственная письменность — «кириллица», разработанная Кириллом и Мефодием и получившая распространение в Болгарии и Киевской Руси;
  • идет бурное строительство (яркие памятники — Софийский собор и Золотые ворота в Киеве);
  • происходит расцвет истории и литературы («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве»).

3. Культура Руси в период монголо-татарского ига (1240 — 1480 гг.) носила сильный религиозно-православный и патриотический оттенок:

  • расцвела иконопись (выдающийся представитель — (Андрей Рублев);
  • православно-патриотическая проза (Сергий Радонежский);
  • поэтическо-патриотическая проза («Задонщина»);
  • патриотические былины («Сказание о Евпатии Коловрате», «Садко»);
  • исторические хронографы.

Это не случайно, поскольку православие стало главной духовной опорой русского народа в период ига; в русском народе так­же жила ностальгия по былой славе предков.

4. После свержения монголо-татарского ига в 1480 г. в Москов­ском государстве почти во всех сферах культуры восторжествовал помпезный имперско-византийский стиль:

  • Московское государство, освободившееся от монголо-татар вслед за падением Византийской империи, было объявлено наследником Византии и Римской империи (Москва — Третий Рим);
  • Московская Русь берет византийские государственные символы — византийского двуглавого орла в качестве герба;
  • в центре Москвы по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиорованти возводится современный Московский Кремль и Покровский собор (храм Василия Блаженного);
  • окончательно формируется русский язык, выходит первая печатная книга — «Апостол», изданная Иваном Федоровым.

5. Отличительной чертой русской культуры конца XVII в. стал церковный раскол:

  • православная церковь и верующие раскололись на два крупных лагеря — старообрядцев и сторонников церковных реформ;
  • старообрядцы, лидером которых стал протопоп Аввакум, выступали за абсолютную незыблемость всех церковных канонов, сохранение древнейших обрядов, аскетизм;
  • реформаторы во главе с патриархом Никоном выступали за реформы в церкви, упрощение обрядов, приведение в соответствие с европейскими нормами;
  • кроме того, Никон выступал за возвышение роли церкви, придание патриарху статуса, равного царю;
  • реформаторы и власть преследовали старообрядцев; последние были вынуждены уходить в «скиты», на необжитые территории, вести замкнутый образ жизни;
  • победа реформаторов была временной; пришедший к власти Петр I выступил резко против засилья церкви в государстве, должность патриарха была ликвидирована, а церковь максимально удалена от государственных дел.



  1. bukova.vika11

    Культура Руси в 9-12 веках очень изменилась. Если вначале культура представлялась в быту (посуда, вышиванки и многое другое), то благодаря Владимиру Красному Солнышку и Ярославу Мудрому она начала развиваться во всех направлениях. Так же на нее повлияли разные события, но основным стало – раскол церкви.

  2. Aoidos

    Культура XVII имела и другие черты. Она становилась более светской. Появились сатирические сочинения (Повесть о Шемякином суде), первые образцы рифмованной поэзии. При дворе несколько лет действовал первый театр, для которого набрали в немецкой слободе актеров. Пишут первые портреты, так называемые «парсуны». Европеизация культуры закладывается в этот период.

  3. Иванов

    Материальная и духовная составные части культуры имели некоторую разницу в развитии. Полный провал, материальной составляющей в XIII и даже в XIV веках, мало коснулся духовной части, этот дисбаланс наложил свой отпечаток на развитие русской культуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.