Возвышение Московского княжества. Падение монголо-татарского ига, создание централизованного российского государства


Процесс образования Русского государства, слившийся с борьбой за освобождение от монголо-татарского ига, занял длительное время. Он был возглавлен московскими князьями.

Возвышение московского княжества. Падение монголо-татарского ига

В результате татаро-монгольских нападении во второй половине XIII в. старые стольные города Северо-Восточной Руси — Владимир, Суздаль, Ростов — приходят в упадок и теряют свое значение. С начала XIV в. ведущую роль начинают играть новые поднимающиеся центры — Тверь и Москва. Они были расположены на периферии древней Ростовской земли и менее страдали от карательных ордынских походов. Особняком стоял Великий Новгород. Между Тверью и Москвой разгорелась борьба за ярлык на великое княжение Владимирское. Тверские и московские князья нападали друг на друга, Орда стравливала князей, передавая ярлык то одному, то другому. В 1327 г. население Твери поднялось против сборщика налогов Чолхана (родственника хана Узбека). Ответная военная экспедиция татар опустошила Тверское княжество. Ярлык на великое княжение получил московский князь Иван Данилович Калита (1325 — 1340). Он надолго закрепил его за собой. Склонив митрополита Феогноста перенести свою резиденцию в Москву, Калита превратил Московское княжество не только в политический, но и в религиозный центр русских земель.

Вокруг Москвы стал складываться союз русских княжеств, объединяющихся для борьбы с татаро-монгольским игом. Политика Ивана Калиты и его преемников позволяла избегать татарских набегов почти 40 лет. За эти годы выросли поколения русских людей, свободных от страха перед жестокой татарской силой. Создались военно-политические и идейно-психологические условия для открытого военного выступления против одного из властителей Золотой Орды Мамая. Его возглавил князь Дмитрий Иванович (1350 — 1389), внук Ивана Калиты.

Получив известие о готовящемся выступлении Мамая, князь собрал войско из большинства русских княжеств. Зная, что Мамай заключил союз с литовским и рязанским князьями, Дмитрий Иванович опередил их соединение и выступил против главного противника — татар — за Доном, не допуская вторжения в русские княжества. Он вынудил Мамая принять сражение на Кулико­вом поле — на невыгодной для татарской конницы местности. Битва отличалась крайним ожесточением. Великий князь рубился как простой воин и, контуженный, выбыл из строя. Своевременный ввод резерва — засадного полка, решил исход сражения. Русские опрокинули врага и преследовали татарские войска. Куликовская битва — крупнейшая победа над татарами, показавшая мощь русского народа, возможность его успешной борьбы с иноземным господством. Победа в Куликовской битве (1380), за Что князя Дмитрия стали называть Донским, не привела еще к освобождению от дани, но показала способность возрождающейся Руси на мощный отпор угнетателям. Она сделала Москву признанным политическим центром.

Процесс объединения пошел значительно интенсивнее. Одновременно утверждались и новые феодальные отношения, характерные для развитого феодализма: рост вотчинного землевладения, социальное оформление многочисленной прослойки господствующего класса — детей боярских, централизация власти в руках великого князя внутри княжества и полное подчинение ей присоединявшихся земель, где насаждалась великокняжеская администрация, что придавало объединению характер унитарного государственного образования. Значительно ускорились экономическое развитие и рост военной мощи. Дальнейшему объединению Руси препятствовала особая позиция части новгородского боярства, которая стремилась сохранить свою самостоятельность, опираясь на поддержку Литовско-Польского государства. Однако это движение не нашло поддержки в самом Новгороде и в других русских землях как враждебное Руси и иноверное (католическое). В 1456 г. князь Василий II совершил поход на Новгород, и после победы над новгородской ратью был заключен договор: не оказывать поддержки противникам великого князя, законодательную власть веча отменить, а право внешних сношений ограничить.

Ослабление Золотой Орды создало условия для окончательного освобождения от монголо-татарского ига. При Иване III на противоположных берегах р. Уфы долго стояли русское и татарское войска, не решавшиеся перейти реку и вступить в бой. Ордынцы не выдержали и ушли. После «Великого стояния на Угре» русского войска в 1480 г. Русь окончательно отказалась от признания власти ханов.

Создание централизованного государства

При Иване III (1462 — 1505) формируется единое (централизованное) Русское государство. Речь идет о создании монархии во главе с московскими Рюриковичами. После подчинения Новгорода (1477 — 1478 г.) Иван III принимает титул «государя всея Руси». Женитьба на племяннице последнего императора Византии, Софье Палеолог, дала возможность Ивану III войти в круг европейских государей.

При нем возведен красный кирпичный Кремль; принят герб — двуглавый орел; установились международные связи с Папой Римским, германским императором, курфюрстами Германии и герцогами Италии. Опираясь на мощь Москвы, Иван III практически бескровно завершает объединение Северо-Восточной Руси. Тверь в 1485 г. перешла к Москве, а в 1489 г. присоединена Вятка. Созданное государство базировалось на развитых феодальных отношениях. Установлена сильная центральная власть с наследственной передачей престола старшему сыну. Князья присоединенных земель стали служить при дворе московского государя, а прежние княжества, которые управлялись наместниками из Москвы, подвергались новому административно-территориальному делению на уезды.

Складывается государственный аппарат и вводится «местничество» — право на занятие государственной должности в зависимости от знатности рода и заслуг. При великом князе создается боярская дума с совещательными функциями. Развивается служилое сословие — дети боярские и дворяне, которые получали землю с крестьянами в поместье за службу «государеву», дворянское ополчение становится основой русской армии. Крестьяне ущемлялись в свободе передвижения и облагались дополнительными налогами. Переход крестьянина от одного феодала к другому ограничивался определенным сроком: неделей до и неделей после «Юрьева дня» (26 ноября), что стало шагом к установлению крепостного права.

В конце XVI в. введена государственная монополия на торговлю водкой. Возникла традиция государственного регулирования экономической жизни. В 1497 г. был принят свод законов единого государства — Судебник Ивана III, регламентировавший отношения в средневековом российском обществе.

Внешняя политика Ивана III характеризуется наступательным характером. Это начало борьбы за Ливонские земли (основание Иван-города у Нарвы), поход на Казань (1487), возвращение Северской Украины и некоторых смоленских земель. В конце XV — начале XVI в. определился перевес Москвы над западным соседом — Литовско-Польским государством. Начался переход тамошних русских князей под власть Москвы. Первыми перешли князья с верховьев Оки — Воротынские, Новосильские, Одоевские. Литва признала изменение границ в пользу Москвы. Расширились и внешние связи с Европой. Иван III широко привлекал на русскую службу итальянских, немецких и греческих мастеров, способство­вавших развитию крепостного строительства, артиллерии и юве­лирного искусства.

Большое значение имело присоединение Новгорода, который хотел самостоятельности и тяготел к союзу с Литвой. В 1471 г. Иван III во главе общерусского войска идет походом на Новгород, новгородское ополчение терпит поражение. В 1478 г. Новгород окончательно присоединен, а вечевой колокол увезен из города. Противники Москвы переселены в центр страны. Управление городом передано московским наместникам. Новгородская боярская республика прекратила существование. На Руси закончился удельно-вечевой порядок. Наследник Ивана III Василий III (1505 — 1533) продолжил дело отца. Он присоединил Псков в 1510 г., в 1514 г. отвоевал у Литвы Смоленск, в 1521 г. в состав государства вошло Рязанское княжество. Этим завершился процесс объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси в единое государство, которое с конца XV в. стало называться Россией.

Русская церковь сыграла значительную роль в этом процессе. Объединение земель связано с решением ряда церковных вопросов. После избрания митрополитом рязанского епископа Ионы русская церковь с 1448 г. распалась на две самостоятельные митрополии — Московскую и Киевскую (они воссоединятся после объединения с Украиной). Московские митрополиты поддерживали московских великих князей, киевские — литовских. Положении митрополий осложнялось появлением ересей и внутрицерковной борьбой. В конце XV в. была разгромлена ересь «жидовствующих», сначала в Новгороде, а потом в Москве. Позднее началась борьба «нестяжателей» с «иосифлянами». «Нестяжатели» выступали против владения монастырями землей и их обогащения, противники — последователи волоколамского игумена Иосифа Волоцкого — отстаивали земельные права церкви. На церковном соборе 1502 г. «иосифляне» одержали верх. Церковное и монастырское землевладение сохранилось. Церковные иерархи провозгласили божественный характер самодержавия. Тем самым был достигнут важный компромисс в отношениях между церковью и государством: в обмен на идеологическую поддержку верховной власти последняя сохраняла экономическую самостоятельность церкви, позволившую духовенству поддержать централизаторские тенденции в государственном устройстве в последующих потрясениях на Московской Руси.

Таким образом, к 20-м гг. XVI в. завершилось становление России как крупной восточноевропейской державы. Основа ее экономики и социальных отношений базировалась на феодальной земельной собственности. Рядовое население городов и сел все больше подпадало под налоговый и юридический пресс государства. Феодальная земельная собственность была многообразной: великокняжеские и удельнокняжеские (до конца XVI в.) владения; наследственные вотчины князей и бояр; поместья за военную службу — дворян; землевладения церковных кафедр и монастырей. Закрепостительные тенденции русского общества конца XV — XVI вв. консервировали положение холопов. Крестьяне выполняют повинности государству, владельцам вотчин и поместий. Развивается крепостное право, при котором сохраняется сельская крестьянская община. Созданы единые вооруженные силы государства на основе дворянского ополчения. Единая государственная религия — православие — идеологически объединяет российское феодальное общество.




  1. svstar1989

    По разным подсчетам историков Русь из-за монголо-татарского ига потеряла в развитии от 100 до 200 лет. Интересно, что было бы с Европой, окажись она в таком положении?

  2. Попов

    У Европы были тоже нелегкие времена: нашествие сарацинов, столетняя война, да одна чума чего стоит, а если еще присовокупить религиозные и междоусобные войны, то и позавидовать особо нечему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.