Социальная революция, гражданская война и интервенция в России


25 октября (7 ноября по нов. ст.) 1917 г. открылся II Всероссийский съезд Советов, который решил четыре главных вопроса: о власти, о мире, о земле, об органах управления государством. Съезд принял обращение «Рабочим, солдатам и крестьянам!», составленное В.И. Лениным, которое передавало всю власть Советам. Фактически власть переходила в руки партии большевиков, так как другие социалистические партии — меньшевики, эсеры, за исключением левых эсеров, бундовцы (члены Бунда — еврейского рабочего союза)— покинули съезд. В избранный съездом Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) вошли 62 большевика, 29 левых эсеров и 10 представителей других социалистических партий. Председателем ВЦИК, т.е. первым формальным главой Советского государства, стал Л.Б. Каменев; вскоре на этом посту его сменил Я.М. Свердлов. Правительство, созданное 26 октября, состояло только из большевиков. Возглавляемый В.И. Лениным Совет народных комиссаров (Совнарком, или СНК), включал в себя 15 комиссаров.

Социалистические партии, поддержавшие восстание 25 октября 1917 г., такие как меньшевики-интернационалисты и левые эсеры, а также Бунд и Польская социалистическая партия выступили за образование социалистического коалиционного правительства. Руководство «социалистической» оппозицией взял на себя профсоюз железнодорожников (Викжель), по настоянию которого Ленин заключил политический блок с левыми эсерами, вслед за чем в декабре 1917 г. они вошли в правительство. Состав его предполагался временным, поскольку, по общему мнению, только Учредительное собрание, созыв которого был намечен на январь 1918 г., могло назначить законное и представительное правительство.

II Всероссийский съезд Советов ратифицировал основные декреты, подготовленные В.И. Лениным. В Декрете о мире говорилось, что «рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24—25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим странам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире» без «аннексий и контрибуций». Кроме того, Декрет отменял тайную дипломатию и принимал решение обнародовать секретные договоры, заключенные царским и Временным правительством.

Предложенный Декретом мир «без аннексий и контрибуций» означай всеобщий отказ от любого господства, навязанного народам Европы или Америки, и содержал призыв к разрушению колониальных империй. Выходящий за рамки традиционной дипломатии, он был рассчитан на большой общественный резонанс во всем мире и победу мировой пролетарской революции в Европе.

Принятая вслед за этим Декларация прав народов России основывалась на принципе революционного освобождения народов. Декларация провозглашала равенство и суверенность народов бывшей Российской империи, их право на свободное самоопределение вплоть до отделения, отмену всех национальных и религиозных привилегий и ограничений.

В полном соответствии с марксистским тезисом «Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют!» с первых дней советской власти большевики взяли курс на национализацию частной собственности. Декрет о земле, принятый 26 октября 1917 г., гласил, что частная собственность на землю отменяется навсегда, а вся земля передается в пользование всех трудящихся на ней. Он включал Крестьянский наказ о земле, выработанный эсерами в августе 1917 г. на базе 242 местных наказов.

Земля изымалась из товарного обращения: сделки с ней, такие как купля-продажа, залог, аренда, а также наемный труд на земле запрещались. Земля становилась «всенародным достоянием»; большевики понимали это как национализацию земли, т.е. переход ее в государственную собственность. Помещичьи земли конфисковывались и передавались вместе с удельными, монастырскими и церковными в распоряжение местных земельных комитетов и Советов. Согласно Декрету о земле каждая крестьянская семья должна была получить дополнительно по принципу уравнительного землепользования, т.е. в равной норме, в среднем по две-три десятины земли, что означало значительную прибавку к земельным наделам крестьян. Декрет укрепил крестьян в убеждении, что большевики — та партия, которая способна выразить их интересы, и престиж большевиков в деревне достиг высшей точки. Декрет о земле закреплял мелкобуржуазный строй в деревне, вводя в него элементы социализма (понятие общенародной собственности, сохранение образцовых высококультурных хозяйств).

Придя к власти, большевики развернули борьбу с капиталом — фи­нансовым, торговым, промышленным. Борьба с финансовым капиталом началась 25 октября 1917 г. с захвата Госбанка в Петрограде. В руки новой власти перешли золотой запас, денежные средства, право эмиссии денег. Советское правительство подчинило контролю Госбанка частные банки. В январе 1918 г. принадлежавшие частным банкам чеки и акции были конфискованы, а государственные задолженности (всего 60 млрд руб., из них 16 млрд— внешний долг) аннулированы. Банковское дело стало государственной монополией. В декабре 1917 г. национализация банков была подкреплена конфискацией денежных средств населения, если они превышали сумму в 5 тыс. руб.

В промышленности национализация началась с повсеместного введения принципа рабочего контроля. Декрет от 14 ноября 1917 г. определил его формы: он должен был осуществляться всеми трудящимися предприятия через выборный заводской комитет и состоящих при нем представителей администрации и инженерно-технических работников. Декрет, узаконивший многие существовавшие с лета 1917 г. комитеты, позволял трудящимся получить доступ к управлению предприятиями. При каждом городском Совете был создан совет рабочего контроля, состоящий из представителей профсоюзов и кооперативов. Высшим органом был Всероссийский совет рабочего контроля, который ни разу не собирался как самостоятельный орган, а с самого начала влился в структуру Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ), созданного декретом от 15 декабря 1917 г.

На ВСНХ возлагалась задача по проверке экономической деятельности государства, централизованному руководству всеми экономическими органами и подготовке законов, касающихся экономики. ВСНХ подчинялся непосредственно правительству и обладал большими полномочиями: мог конфисковывать, приобретать, опечатывать любое предприятие. Его сотрудниками стали представители различных министерств — народных комиссариатов по экономике. К деятельности ВСНХ были привлечены «буржуазные специалисты» с целью помочь «организовать производство».

В декабре 1917 г. внешняя торговля была поставлена под контроль наркомата торговли и промышленности, а в апреле .1918 г. объявлена государственной монополией. Подтверждалась хлебная монополия, введенная еще Временным правительством. Вводилась госмонополия на товары широкого потребления. На этой основе большевики предполагали развернуть в дальнейшем прямой продуктообмен между промышленностью и сельским хозяйством.

В первые месяцы после революции был принят ряд реформ, наиболее важные из которых: отмена старорежимных сословий, чинов, титулов и наград, а также неравенства званий; выборность судей; создание революционного трибунала, занимающегося «преступлениями печати» и имеющего право приостанавливать деятельность любого издания, «сеющего беспокойство в умах и публикующего заведомо ложную информацию»; признание гражданского брака и облегчение процедуры развода; секуляризация гражданского состояния; переход на григорианский календарь с 1(14) февраля 1918 г. Был окончательно узаконен восьмичасовой рабочий день, запрещался детский труд, стала обязательной выплата пособий по безработице и болезни.

Однако оставался открытым вопрос о конституировании нового политического режима. В массах пользовалась популярностью идея созыва Учредительного собрания России. Всеобщие демократические выборы в Учредительное собрание неизбежно должны были отразить состав и политические настроения избирателей, основную массу которых составляли крестьяне. В состоявшихся в ноябре — декабре 1917 г. выборах участвовало 44,5 млн человек (из 90 млн). Из 715 избранных депутатов 175 составляли большевики, 370 — эсеры, 40 — левые эсеры, 16 — меньшевики, 17— кадеты и более 80— другие партии. На первом и единственном заседании Учредительного собрания присутствовало 410 депутатов, большинство которых были правые эсеры.

В.день открытия Учредительного собрания 5 января 1918 г. председатель ВЦИКа Я.М. Свердлов предложил утвердить принятую накануне ВЦИКом Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, один из пунктов которой гласил, что задачи Учредительного собрания «исчерпываются установлением коренных оснований социалистического переустройства общества». Другими словами, большевики предложили Учредительному собранию признать факт социалистической революции и передачи всей полноты власти в стране Советам, а также признать полномочными большевистские высшие органы власти, избранные на II Всероссийском съезде Советов. Делегаты собрания отвергли это предложение. В ответ на это большевики и левые эсеры покинули заседание Учредительного собрания и потребовали его немедленного роспуска. Заседание продолжалось до утра 6 января, после чего Учредительное собрание было объявлено распущенным. Демократический парламент, избранный на основе всеобщих выборов, просуществовал всего один день.

После разгона Учредительного собрания при проведении в жизнь декретов на местах большевики столкнулись с оппозицией земств. В их руках была сеть школ, больниц, ветеринарных пунктов, опытных станций, домов призрения. Решительная ломка такого сложного аппарата затрагивала интересы большинства. Массовое упразднение земств развернулось после III Всероссийского съезда Советов в январе 1918 г., где произошло слияние Советов всех типов. Этот процесс завершился к июлю 1918 г., и повсеместно утвердилась единая пролетарская система государственного управления — Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. Из названия советского правительства, было изъято определение «временное».

Большевистская партия в рамках Советов постепенно стала превращаться в государственную структуру, когда все новые государственные и общественные институты подпадали под ее непосредственный контроль. ВЦИК стал собираться один раз в два месяца. Президиум ВЦИКа, полностью контролируемый большевиками, стал постоянно действующим органом. Он монополизировал все функции контроля, обладал правом подтверждать решения Совнаркома и назначать предлагаемых им народных комиссаров. Постепенно съезд Советов, а потом и его руководящие органы были отстранены от власти, а автономия и полномочия заводских комитетов попали под опеку профсоюзов.

В свою очередь профсоюзы, значительная часть которых не подчинилась большевикам (железнодорожники, почтальоны, служащие, рабочие кожевенных заводов), были либо распущены по обвинению в «контрреволюции», либо подчинены большевиками, считавшими «нейтральность» профсоюзов в рабоче-крестьянском государстве абсурдной. Профсоюзы были поставлены под прямой контроль партии большевиков на I съезде профсоюзов в январе 1918 г.

Небольшевистские политические Партии последовательно вытесня­лись с политической сцены. Сворачивалась их издательская деятельность, небольшевистские газеты запрещались, производились аресты руководителей оппозиционных партий. 28 ноября 1917 г. кадеты были объявлены «врагами народа». Эсеры, нa исключением левых эсеров, в октябре 1917 г. объявили себя непримиримыми врагами большевиков. Начались преследования, газеты правых эсеров были закрыты. «За сеяние смуты» эсеры вместе с меньшевиками были удалены «из состава ВЦИК Советов. От имени Учредительного собрания, где правые эсеры были в большинстве, они пытались летом 1918 г., в период Гражданской войны и иностранной интервенции, создать в Самаре Комитет членов Учредительного собрания (Комуч), но их план провалился.

Левые эсеры поддерживали большевиков до марта 1918 г: Но они отказывались признать подписанный большевиками 3 марта 1918 г. Брест-Литовский мирный договор с Германией. В мае — июне 1918 г. левые эсеры резко протестовали против проведения продовольственной диктатуры, расценив ее как начало войны с крестьянством. После трех месяцев «легальной» оппозиции левые эсеры попытались совер­шить 6—7 июля 1918 г. государственный переворот, закончившийся их разгромом. Они были удалены даже из тех органов, как, например, сельские Советы, где их позиции были еще достаточно сильны.

Меньшевики, объединившись вокруг своих руководителей Ф.И. Да­на и Ю.О. Мартова, первоначально попытались организоваться в «легальную» оппозицию в рамках законности. Если в октябре 1917 г. их влияние было незначительным, то к середине сентября 1918 г. оно возросло среди рабочих: печатников, металлургов, текстильщиков и рабочих химической промышленности. Хотя с лета 1918 г. меньше­виков стали постепенно удалять из Советов, до 1921 г. они еще имели там своих представителей. В феврале — марте 1921 г. было предпринято последнее наступление на меньшевиков: за несколько недель было произведено 2 тыс. арестов, в том числе арестованы все члены ЦК. Что касается анархистов, которые одно время вместе с левыми эсерами были «попутчиками» большевиков, то их разгром Начался уже весной 1918 г. Украинские анархисты продолжали сопротивление на Украине в ходе крестьянского восстания под руководством Нестора Махно и были окончательно разгромлены в августе 1921 г.

Таким образом, партия большевиков заняла центральное место в советской политической системе. Установление политической диктатуры большевиков от имени пролетариата было двуединым процессом, предполагавшим, с одной стороны, подчинение партией большевиков независимых политических институтов, созданных: в течение 1917 г., таких как Советы, заводские комитеты, профсоюзы, а с другой — уничтожение небольшевистских партий. Позже К этому процессу добавился запрет на внутрипартийные фракции, принятый X съездом РКП(б) (1921).

В целях соблюдения классовых интересов пролетариата 7 декабря 1917 г. по предложению Ф.Э. Дзержинского, ставшего ее первым председателем, была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК). Первоначально ВЧК задумывалась как орган расследования, а ее репрессивные меры сводились к конфискации имущества и продовольственных карточек. Однако после эсеровских покушений на В.И. Ленина и председателя Петроградской ЧК М.С. Урицкого в августе 1918 г. ВЧК приобрела самостоятельное значение высшего органа по борьбе с контрреволюцией. Декрет от 6 июня 1918 г. восстановил смертную казнь, и местные ЧК стали органами «красного террора» по борьбе с политическими противниками большевиков. В ходе Гражданской вой­ны и интервенции ВЧК ввела карательную меру, в дореволюционной России не применявшуюся, — трудовые лагеря. Эта структура, к созданию которой причастен Л.Д. Троцкий, получила впоследствии широкое развитие. 5 сентября 1918 г., в разгар «красного террора», Со­внарком одобрил создание лагерей в целях защиты революции от классовых врагов.

«Власть снизу», т.е. власть Советов, набиравшая силу с февраля по октябрь 1917 г. и представлявшая весь комплекс социалистических партий, переходила окончательно к партии большевиков, сосредоточивших в своих руках все возможные полномочия, монополизировав всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. Тем самым власть переходила от общества к государству, а в государстве — к партии большевиков. Сама концепция партии, с марта 1918 г. взявшей название коммунистической, не допускала разделения властей, распространяя свою компетенцию на все сферы: политику, экономику, духовную жизнь общества. Большевистская партия уже не была политической партией в традиционном для западной политической культуры понимании.

В Конституции Российской,Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР, как стала называться Россия), принятой 10 июля 1918 г., провозглашались уничтожение эксплуатации человека человеком, равенство наций, обязательные для всех труд по принципу «кто не работает, тот не ест» и всеобщая воинская повинность. Закреплялось всевластие Советов. Избирательного права лишались бывшие «эксплуататорские» классы, один голос рабочего приравнивался к пяти голосам крестьян, выборы были многоступенчатыми. Конституция носила откровенно классовый характер. Государственным флагом России стал красный флаг с серпом и молотом, которые заняли центральное место и в гербе СССР.

Согласно Декрету о мире, принятому II Всероссийским съездом Советов, Россия обратилась ко всем воюющим странам с предложением начать переговоры о мире. Союзники России — страны Антанты хранили молчание. Германия, стоявшая на пороге катастрофы, согласилась начать переговоры о заключении сепаратного (отдельного) мира, потребовав в то же время значительных территориальных уступок. В декабре 1917 г. в Брест-Литовске нарком иностранных дел Л.Д. Троцкий попытался всеми силами затянуть переговоры в полном соответствии со своей теорией «перманентной революции», которая была рассчитана на одновременную победу социалистических революций в ведущих европейских странах. Затягивание переговоров должно было, по мнению Троцкого, деморализовать немецкую армию и вызвать сильнейший политический кризис в самой Германии. Поэтому Троцкий и объявил свой политический лозунг текущего момента: «Ни мира, ни войны, а армию распустить!». Этот лозунг дорого обошелся Советской России: немецко-австрийские войска, пользуясь вызванной Приказом № 1 небоеспособностью русской армии, начали наступление по всему западному фронту и вплотную подошли к Петрограду. Столица была спешно перенесена в Москву, и начато формирование Красной Армии, днем основания которой считается 23 февраля 1918 г., когда удалось остановить наступление немцев. 3 марта 1918 г. приехавший для пе­реговоров Г.В. Чичерин подписал Брестский мир. По этому договору Россия прекращала войну со странами Четверного союза, а ее территория сократилась по сравнению с 1914 г. на 1 млн кв. км, где проживало 26% населения бывшей Российской империи, производилось 32% сельскохозяйственной и 23% промышленной продукции. В европейской части от России отторгались Польша, Литва, Украина, часть Белоруссии и Латвия, в Закавказье — округа Каре, Батум, Ардаган. Бре­стский мир был аннулирован после Ноябрьской 1918 г. революции в Германии и поражения стран Четверного союза в мировой войне.

Страны Антанты не признали Советскую Россию и использовали ее выход из войны как повод для начала военной интервенции. Уже в декабре 1917 г. Англия и Франция разделили «зоны действия» в России. В английскую зону вошли Кавказ, Дон и Кубань, во французскую — Бессарабия, Украина, Крым. США претендовали на Сибирь и Дальний Восток. В соответствии со своими планами эти страны в мае 1918 г. начали военное вторжение на территорию Советской России. Одновременно в стране началась Гражданская война — открытое военное противостояние между силами, поддержавшими социалистическую революцию в России, и ее противниками. Ряд историков считают началом Гражданской войны время с 25 октября (7 ноября) 1917г., когда большевики утверждали власть в борьбе со своими политическими и идеологическими противниками. Большинство же ограничивают период Гражданской войны и интервенции стран Антанты с весны 1918 г. до конца 1920 г., хотя военное противостояние на Дальнем Востоке и в ряде отдаленных регионов продолжалось до 1922 г. Причиной Гражданской войны те и другие считают предпринятый большевиками «штурм капитализма» — уничтожение частной собственности и национализацию всех средств производства в стране.

В конце мая 1918 г. восстал чехословацкий корпус, который должен был быть переправлен за границу России по Транссибирской магистрали. Страны Антанты поддержали корпус и включились в борьбу с советской властью. Чехословацкий корпус поддержали и противники советской власти в Поволжье, Сибири и на Урале. Советская Россия оказалась в кольце фронтов. Германия оккупировала Прибалтику, Белоруссию и Украину. Белогвардейские войска А.И. Деникина и П.Н. Краснова держали в своих руках Дон и Северный Кавказ. Местные националисты в союзе с Германией и Турцией установили власть в Закавказье. Белая армия при поддержке Антанты вела военные действия на Севере, Дальнем Востоке, Урале, в Сибири, Поволжье. Гражданская война полыхала в Средней Азии при участии англичан.

Силам белогвардейцев и интервентов противостояла Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА). С января 1918 г. она формировалась на принципе добровольности, но с началом Гражданской войны перешла на мобилизационный принцип комплектования. К концу 1920 г. РККА насчитывала более 5 млн человек. В ее состав вошли около 50 тыс. офицеров и 25 тыс. военспецов (военные специалисты, врачи и т.д.) Руководство страной осуществлял Совет труда и обороны (СТО) во главе с В.И. Лениным. Реввоенсовет Республики (с сентября 1918 г. его возглавил Л.Д. Троцкий) осуществлял непосредственное руководство армией.

Советская республика сумела разгромить своих противников, нанеся поражение белочехам и армии Комуча, казакам Урала и Оренбуржья, армиям адмирала А.В. Колчака, генералов А.И. Деникина и П.Н. Краснова, Н.Н. Юденича, Е.К. Миллера, П.Н. Врангеля. После окончания Первой мировой войны (1918) германская армия покинула почти все оккупированные территории России. Отбита была и интервенция стран Антанты, войска которой пришлось вывести из Советской России из-за опасности распространения революции в Европе. Советская, власть была восстановлена практически на всей территории страны. В ходе Гражданской войны отличились красные полководцы. Фрунзе, С.С. Каменев, И.И. Вацетис, В.К. Блюхер, СМ. Буденный, К.Е. Ворошилов, М.Н. Тухачевский, А.И. Егоров, И.П. Уборевич и др.

По подсчетам специалистов, в Гражданской войне Россия потеряла более 12 млн человек с обеих сторон (в том числе военные потери — 800 тыс. человек). Если добавить к этому жертвы Первой мировой войны, то общие потери населения России с 1914 до 1920 г. составили более 20 млн человек.

В годы Гражданской войны и интервенций Советская Россия была превращена в военный лагерь. Все было поставлено на службу победе в войне и сохранению власти в руках большевиков. Внутренняя политика большевиков в период Гражданской войны получила название «военного коммунизма» и сводилась к нескольким составляющим: 1) продразверстке; 2) отмене товарно-денежных отношений; 3) наци­онализации всех форм собственности; 4) всеобщей трудовой повинности с уравнительной оплатой.

Политика «военного коммунизма» предполагала авторитарный, нейтралистский государственный подход к экономике, выражавшийся в усилении государственного контроля над всеми ее сферами. По сути это означало, по словам Ленина, попытку произвести непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению путем всеобщего обобществления.

Согласно марксистской теории считалось, что капиталистический закон стоимости при социализме изживает себя, создавая материальные предпосылки для перехода к новому способу производства. Уже в рамках социализма предполагались отсутствие частной собственно­сти, прямой продуктообмен вместо товарно-денежных отношений, всеобщность труда. Таким образом, теоретически социализм означал сочетание самоуправления с экономическим механизмом, основанным на отказе от товарно-денежных отношений.

Декрет СНК от. 13 мая 1918 г. обычно считается актом, с которого началась политика «военного коммунизма». В нем государство провозгласило себя главным распределителем общественного продукта еще до того, как оно стало общественным производителем. Постановление означало введение продовольственной диктатуры, по которой народный комиссариат по продовольствию (наркомпрод) получал чрезвычайные полномочия для заготовки хлеба по твердым государственным ценам — обеспечения поставок и распределения продуктов, в особенности зерна.

Установление хлебной диктатуры стало не только мощным инструментом подчинения мелкой буржуазии в деревне, но и средством установления централизованного контроля над всем обществом со стороны большевиков. Хлебная монополия давала возможность объявить всеобщую трудовую повинность. Принципиально же вопрос стоял шире хлебной монополии: это был способ установить всеобщий учет и контроль над производством и потреблением. Как писал тогда Ленин, «задачей борьбы с голодом является не только выкачивание хлеба из хлебородных местностей, но ссыпка и сбор в государственные запасы всех до конца излишков хлеба, а равно всяких продовольственных продуктов вообще. Не добившись этого, нельзя обеспечить решительно никаких социалистических преобразований».

Декретом от 11 июня 1918 г. были созданы комитеты крестьянской бедноты (комбеды), которые должны были стать «второй властью» по отношению к левоэсеровским сельским советам и орудием осуществления продовольственной диктатуры. Под определение деревенской бедноты подпадали крестьяне, не использующие чужую рабочую силу и не имеющие излишков. Действия комбедов поддерживались частями специально созданной продовольственно-реквизиционной армии (продармии), состоящей из рабочих и большевиков-активистов. Эта политика продолжалась до весны 1921 г.

Когда пришло время сдавать излишки продовольствия, проявилась сложившаяся веками общинная психология крестьян: они распределяли их более или менее равномерно, в зависимости от возможностей каждого, вместо того чтобы возложить их груз только на зажиточных крестьян. От этого пострадала масса середняков и возникло общее недовольство крестьян, выразившееся в попытках сопротивления действиям продотрядов. В августе 1918 г. большевикам пришлось изменить свою тактику по отношению к среднему крестьянству и перейти к союзу с ним, а в ноябре 1918 г. комитеты бедноты были распущены как малоэффективные.

С 11 января 1919 г. новый курс получил логическое завершение: поиски излишков были заменены централизованной и плановой системой продразверстки. Частная торговля была запрещена, рынки закрывались. Вначале продразверстка распространялась на хлеб и зернофураж, а к концу 1920 г. охватила почти все сельхозпродукты. Каждая крестьянская община должна была сдать государству заранее установленное количество зерна и других продуктов в зависимости от предполагаемого урожая, размер которого определялся приблизительно на основании достоверных данных статистики предшествующих лет. Когда вся деревня выполняла поставки, власти выдавали квитанции, дающие право на приобретение промышленных товаров. Фактически это означало переход от товарно-денежных отношений к прямому продуктообмену между городом и деревней. Правда, нужда деревни в промышленных товарах удовлетворялась далеко не полностью, например, в конце 1920 г. — лишь на 15—20%. На продразверстку и дефицит товаров крестьяне отреагировали сокращением посевных площадей (35—60% в зависимости от района) и возвращением к натуральному хозяйству.

Продразверстка, восстановив против себя крестьянство, в то же время не могла удовлетворить потребности города в сельскохозяй­ственных продуктах. В 1919 г. с большим трудом было собрано только около 40% планового урожая, в 1920— 34%. Чтобы прокормить, горожан поделили на пять категорий, от рабочих «горячих профессий» и солдат до иждивенцев, сообразно социальному положению, всего же было выдано 33 вида карточек со сроком действия не более месяца. Несмотря на усиленную борьбу властей с «мешочниками» и спекулянтами, в этих условиях процветал «черный рынок».

14 декабря 1917 г. правительство подписало первый декрет о национализации ряда крупных промышленных предприятий, а с лета

1918 г. национализация стала проводиться систематически как часть политики «военного коммунизма». 28 июня 1918 г. национализировались все предприятия с капиталом свыше 500 тыс. руб. К 1 октября 1919

г. было национализировано 2500 предприятий. В 1919—1920 гг. темпы национализации резко возросли, и в собственность государства перешли все не только крупные, но и средние и мелкие промышленные предприятия. В ноябре 1920 г. вышел декрет, распространивший национализацию на все «предприятия с числом рабочих более десяти или более пяти, но использующих механический двигатель», число которых составило около 37 тыс. Декретом СНК от 21 ноября 1918 г. устанавливалась монополия государства на внутреннюю торговлю.

Национализированная собственность составила новый, социалистический уклад экономики Советского государства. Управление национализированными предприятиями было выведено из-под рабочего контроля и передано главкам ВСНХ — центральным органам, управляющим работой различных отраслей промышленности. На крупные предприятия назначались комиссары, контролировавшие деятельность «буржуазных специалистов» — обычно бывших инженеров или управляющих, привлеченных к техническому руководству.

Главной причиной победы советской власти в Гражданской войне стало то, что крестьяне не поддержали белогвардейцев, отменивших Декрет о земле. Между возвратом к прошлому с его помещичьим землевладением и продразверсткой, представлявшейся крестьянам временной мерой, они выбрали последнюю. Произвол белых, запретивших профсоюзы и про социалистические партии, совершивших множе­ство карательных операций, лишил их поддержки широких слоев городского населения. Лозунг единой и неделимой России не оставлял никакой надежды народам, стремящимся к автономии и независимости. Разобщенная личными амбициями, белая армия ставила единственную, непопулярную цель— реставрацию старых порядков. На этом фоне программа большевиков, направленная на социалистическое строительство, представляла единственно возможный выбор для миллионов людей, нуждавшихся в политической стабильности и элементарных условиях мирной жизни, — выбор, рисовавший им заманчивые перспективы в будущем.

Окончательная победа советской власти в Гражданской войне закономерно повлияла на политический выбор других национально-государственных образований, входивших прежде в состав Российской империи. К лету 1922 г. завершился процесс объединения территорий, избравших социалистический путь развития, вокруг РСФСР. Образование СССР шло двумя путями: путем вхождения республик и автономных областей в Российскую Федеративную Республику и путем заключения двусторонних договоров между ней и независимыми советскими республиками.

Вопрос о принципах отношений между ними в новом государстве стал важнейшим и послужил причиной серьезных разногласий между В.И. Лениным и народным комиссаром по делам национальностей И.В. Сталиным. 10 августа 1922 г. для выработки проекта нового государственного устройства была создана комиссия во главе со Ста­линым. В сентябре он представил проект, известный как «проект автономизации», осуществление которого означало бы поглощение рес­публик РСФСР. Ленин отверг идею автономизации и предложил совершенно другой вариант, согласно которому основой объединения республик должна была стать федерация. В федерацию должны были объединиться равные республики, а не подчиненные РСФСР. Федеративные органы власти ставились над республиканскими. Всем республикам гарантировались равные права внутри СССР, и каждой теоретически предоставлялось право свободного выхода из Союза.

30 декабря 1922 г. на I съезде Советов СССР был образован Союз Советских Социалистических Республик на основе договора, объединившего Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (РСФСР) с Украиной, Белоруссией и Закавказской федерацией, созданной незадолго до этого и включавшей Грузию, Армению и Азербайджан. Новое советское государство было основано на принципе федерации: «Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик», — подчеркивалось в Декларации об образовании СССР. Решение о присоединении к России принималось на съезде Советов каждой национальной республики- Однако федерация мыслилась как переходный этап — шаг на пути к слиянию республик и преодолению национальных различий.

Конституция СССР, подготовленная конституционной комиссией во главе с М.И. Килипиным, была одобрена II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. Конституция 1924 г. повторяла основные положения Конституции РСФСР 1918 г., а также была дополнена разделом о национально-государственном устройстве нового государства. Она окончательно узаконивала союз равноправных и суверенных наций и провозглашала право республик на отделение и вхождение в СССР новых социалистических республик, созданных внутри страны или вне ее.

В 1925 г. Узбекская ССР и Туркменская ССР вошли в состав СССР на правах союзных республик. В 1931 г. в состав СССР была принята Таджикская ССР. Верховным законодательным органом был Всесоюзный съезд Советов, выборы которого проходили на основе провозглашенного Конституцией РСФСР 1918 г. и подтвержденного Конституцией 1924 г. избирательного права и который созывался раз в два года. В промежутках между съездами полномочия передавались Центральному Исполнительному Комитету (ЦИК), состоящему из двух законодательных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. По Конституции в ведении СНК были созданы три вида народных комиссариатов: союзные (иностранных дел, армии и флота, внешней торгов­ли, путей сообщения, связи), союзно-республиканские по экономическим и социальным вопросам и республиканские, которые рассматривали дела, не входившие в компетенцию Союза и объединенных органов (внутренние дела, юриспруденция, народное образование и др.). По Конституции 1924 г. Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), заменившее ВЧК, имело статус союзного комиссариата.

С момента принятия общесоюзной Конституции в области национальной политики советская власть в рамках общей стратегии разрыва с прошлым проводила политику выравнивания различных ступеней развития регионов внутри СССР. Конкретной целью этой политики было создание новой культуры, единой для всех наций, по выражению Сталина, «пролетарской по содержанию и национальной по форме».

В 1920 г. VIII Всероссийский съезд Советов принял первый перспективный план восстановления и развития народного хозяйства страны на базе электрификации. Теоретическим обоснованием плана ГО-ЭЛРО (Государственного плана электрификации России) являлась идея большого скачка, быстрого преодоления вековой отсталости. В обстановке однопартийной системы принятие хозяйственной программы было равносильно принятию программы политической.

В ходе осуществления плана ГОЭЛРО произошло опасное для общества объединение научной идеи в виде скоординированного хозяйственного плана, политической власти и невиданной монополисти­ческой концентрации сил и средств в одном, заданном сверху направлении. При этом широко использовался труд заключенных, проходивших «перевоспитание трудом» в исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ) или трудовых армиях, идея создания которых принадлежала Л.Д. Троцкому. Исправительно-трудовые лагеря подчинялись управлению лагерей ОГПУ, переименованному позже в Главное управление лагерей (ГУЛАГ) ОГПУ. В этих условиях политические органы выполняли хозяйственные функции, ОГПУ, которое взяло на себя руководство строительством важнейших хозяйственных объектов, было передано в подчинение ВСНХ.

Оцените статью!


: 2 комментария
  1. Светлана

    Гражданская война, к сожалению, неизбежное бедствие, поражающее время от времени народы многих стран. Приписывать причину победы большевиков единственно Декрету о земле не считаю абсолютно правильным, поскольку немаловажную роль сыграл также и декрет о мире, позволивший, тем же крестьянам, вернуться домой к своим семьям.

  2. Весёлый Мизантроп

    Социализм, как единственно возможный выбор? А других вариантов не существовало в природе? К примеру, страны Прибалтики, Польша и Финляндия не пошли по этому пути после 1917 года. И что-то мне подсказывает, что они не прогадали. Уровень жизни в этих странах выше, чем в постсоветских республиках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *