Русь и орда. Специфика ордынского Ига


В начале XIII в. в Центральной Азии образовалась могущественная Монгольская империя, население которой вело военно-кочевой образ жизни. Стремительные и беспощадные вторжения монголов создавали серьезную угрозу окружавшим их цивилизациям. В 1206 г. во главе государства стал хан Темучин, прозванный «владыкой мира» — Чингисханом, С этого момента неутомимое в походах монгольское войско начало систематические завоевания, разгромив Корею, Китай (Пекин был взят в 1215 г.) и государства Средней Азии. Вслед за этим Джебе и Субедей, предводители двух монгольских туменов (тумен — 10 тыс. воинов, отсюда русское слово «тьш» направились в Иран и Закавказье, но натолкнулись на сильное сопротивление и повернули к северу, в половецкие степи.

После распада Древнерусского государства на самостоятельные княжества половецкие набеги вновь участились. Половцы принимали активное участие в усобицах русских князей, нанося сильный урон южнорусским землям. К 70-м гг. XII в. сложилось два крупных половецких объединения, одно из которых, приднепровское, возглавлял хан Кобяк, другое, расположенное на правом притоке Дона, — хан Кончак, внук Шарукана. В 1185 г. Кончак выступил в поход на Русь, но был отброшен от границ Переяславского княжества. Новгород-Северский князь Игорь Святославич отправился вслед за ним с войском в приграничные половецкие кочевья, но был взят в плен. Поход Игоря на половцев, его пленение и бегство из плена легли в основу сюжета «Слова о полку Игореве» и знаменитой оперы А.П. Бородина «Князь Игорь».

Начиная с 90-х гг. XIII в. тяга половцев к оседлости усилилась, но это не повлияло на их участие в междоусобных войнах русских князей. Многие князья заключали с половцами союз и вступали в браки с половецкими княжнами.

Оставшись один на один с монголами, половецкий хан Котян был вынужден обратиться за помощью к русским князьям. Своего зятя, галицкого князя Мстислава Удалого, он убеждал: «Нашу землю суть днесь отняли, а вашу заутра пришедше возьмут». В 1223 г. в приазовских степях в битве на р. Калка произошло первое столкновение рус­ских с монголами. Совместные русско-половецкие войска были разбиты, в том числе из-за отсутствия единства среди русских князей. Так, наиболее могущественные киевский и владимиро-суздальский князья не приняли участия в сражении. Никогда прежде Русь не знала поражения, равного битве на Калке. Теперь для монголов был открыт путь для вторжения в русские земли.

Новый, на этот раз обще монгольский поход на запад во главе с внуком Чингисхана Батыем начался с разгрома Волжской Булгарии. Свой первый удар по русской земле в 1237 г. войско Батыя обрушило на северо-восток, где подвергло опустошению богатейший центр княжества г. Рязань. Здесь сказались гибельные последствия удельной раздробленности и разобщенности русских князей. Когда рязанские князья обратились к великому князю Владимирскому Юрию Всеволодовичу за помощью, он предпочел остаться в стороне. На шестой день осады город был взят и разорен, и на старом месте Рязань больше не возродилась.

Вслед за геройски оборонявшейся Рязанью пал Владимир, а спешно собранные полки Владимирского княжества были разбиты, в 1238 г. в битве на р. Сить. Дальнейшее продвижение Батыя в северо-западные земли встретило упорное сопротивление, в том числе жителей дальнего пригорода Новгорода Торжка, и войско монголов, опасаясь весенней распутицы, повернуло на юг, не дойдя около 100 верст до Новгорода. Таким образом, монгольское нашествие не коснулось Новгорода непосредственно, а северо-западная Русь была спасена от нашествия Батыя, хотя и стала платить дань. Новгородский князь Александр Невский был вынужден признать верховную власть хана Монгольской империи и получил от него великое княжение Владимирское. Все князья северо­восточной Руси также признали себя подданными хана.

На пути в южные степи монголам пришлось преодолевать стойкость жителей небольшого г. Козельска, державшего осаду семь недель. Взяв Козельск, монголы назвали его «злым городом» и истребили жителей всех до единого.

В 1239—1240 гг. начинается поход монголов на юг Руси. Киев был взят и разрушен в 1240 г.. за ним разгрому подверглось Галицко-Волынское княжество. Русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды, основанной внуком Чингисхана Батыем. Но силы монголов были ослаблены, а их движение на запад приостановлено.

С 40-х гг. XIII в. на Руси установилось ордынское иго, которое означало Целую систему взаимоотношений между Русью и Золотой Ордой. Управление Руси монголами за годы ига претерпело определенную эволюцию. Первоначально оно ограничивалось сбором дани и регулярными, раз в три-четыре года, набегами. По подсчетам историков, нападениям чаше всего подвергались старые политические центры — Владимир, Суздаль, Ростов, которые потом уже не возродились в своем прежнем значении. Вто же время возникли и развивались новые центры, такие как Тверь, Москва, ставшие основными политическими соперниками в борьбе за главенство над русскими землями. Систематический сбор дани продолжался вплоть до конца XV в. С этой целью монгольские чиновники (баскаки) в 50—60-х гг. ХШ в. состави­ли «число»; переписали русское население и обложили его данью. Действия баскаков вызывали многочисленные восстания в русских городах, крупнейшим из которых было восстание в Твери в 1327 г. против ханского баскака Чолхана, или, как его прозвали русские, Щелкана. Восстание было подавлено, но оно имело важные последствия: Золотая Орда отменила институт баскачества и передала сбор дани с русских земель в руки московских князей.

Русь как часть Золотой Орды «зксдилась на особом положении и не утратила своей государственности, как это часто бывало с завоеванными странами. Можно сказать, что она управлялась как провинция Золотой Орды в первую очередь потому, что была сохранена княжеская власть с системой ярлыков. Нужно учитывать и то, что обилие лесов на Руси делало ее непригодной для кочевого скотоводства завоевателей. Ярлыками назывались грамоты, которыми ханы жаловали тому или иному князю право на княжение. Для получения ярлыка нужно было ехать в ханскую столицу, сначала в г. Каракорум (примерно на нынешней восточной границе Монголии с Китаем), а позже — в г. Сарай-Бату («сарай — дворец) на Волге, т.е. ближе к южным границам Руси. За ярлыком на поклон к ордынским ханам следовало ездить после смерти очередного хана лн князя, и эти поездки служили для монголов средством политического давления на князей с целью Получения выгоды для себя. Хан таким образом становился источником княжеской власти. Самым привлекательным был ярлык на великое княжение Владимирское, дававший номинальное старшин­ство над князьями северо-восточной Руси.

Будучи язычниками, монголы проявляли определенную веротерпимость по отношению к русской церкви. Православная церковь получила своего рода неприкосновенность: она освобождалась от дани и других тяжких повинностей, например постоя и содержания монгольской конницы. Заинтересованные в поддержании своего господства и отчетливо понимавшие идейную роль духовенства, монголы оставили за церковью ее земельные владения. Во времена монгольского ига церковь продолжала быть руководящей культурной силой и сохраняла религиозное и национальное единство русских земель.

В 1237—1240 гг. произошли события, относящиеся к числу величайших катастроф мировой истории: была разрушена, разграблена и сожжена русская земля, погибли десятки тысяч русских людей, множество попало в плен, значительная часть должна была скрываться в лесах. Ордынское иго длилось два с половиной века, а потом еще 200 лет продолжались систематические набеги на русскую землю правителей ханств, на которые раскололась Золотая Орда. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север, а южные благодатные почвы превратились в заброшенное на века Дикое поле.

Монгольское нашествие застало русские земли в эпоху раздробленности, когда территория будущего Русского государства была экономически и географически неоднородной, политически разобщенной на изолированные княжества. Это усложняло складывание этнического единства, развитие культурно-хозяйственных связей. Располагая незначительными хозяйственными и техническими средствами, славянское население расселялось в зависимости от распределения соответствующих угодий, занимая в первую очередь те территории, которые легче поддавались хозяйственному освоению.

Географическая разобщенность русских земель приводила к тому, что экономические предпосылки для создания единого государства складывались медленно, под влиянием иноземного ига, а достаточная концентрация сил для борьбы с Ордой была достигнута только к концу XV в. Борьба с завоевателями ускорила объединение страны. Единое Русское государство зарождалось в XIV в. и развивалось под гнетом внешнего врага в результате внутренних закономерностей общественно-экономического развития. Тем не менее основа объединения формировалась медленно и была феодальной при отсутствии экономического единства отдельных частей государства.

Установление ига повлекло за собой резкое ослабление русских городов, истребление городского населения, наиболее развитого и самостоятельного. Средневековый город был средоточием жизни, всего нового, центром ремесла и торговли, обмена товарами, идеями и знаниями. Особенностью ремесла является его меньшая, чем в сельском хозяйстве, зависимость от сил природы, а значит, большая роль личной инициативы. Это наиболее подвижная область производительных сил в эпоху Средневековья. Кругозор горожанина был гораздо шире, чем земледельца. Ремесленные изделия, полученные в результате обмена, служили носителями информации и новых технических навыков.

До монгольского нашествия на Руси насчитывалось более полусотни различных ремесел. Мастерство искусных ремесленников пользовалось спросом не только в русских землях, но и в Западной Европе. В результате ордынского ига на Руси произошел подрыв основы материальной культуры — ремесла, которое в Средневековье требовало многолетней выработки профессиональных навыков ручной техники. В целом ряде производств произошло падение или даже полное забвение техники. Исчезли навсегда секреты изготовления смальты (мозаичного стекла), перегородчатой эмали, полихромной (многоцветной) керамики. Пострадало русское зодчество: на полвека прекратилось строительство из камня, а возобновившееся каменное зодчество утратило секреты белокаменной резьбы и прежних приемов кладки стен.

Торговля в средневековом обществе была способом культурного общения с другими народами. Развитие торговли с целью обмена товарами соответственно порождало необходимость знаний математики, этнографии, мореплавания, строительного дела. Таким образом, именно городская культура воплощала все новое, прогрессивное в средневековой культуре. От уровня и темпов развития городской жизни в феодальный период зависели общественный прогресс, развитие культуры в целом, а горожане должны были стать сословием, развивавшим производство и торговлю, политические учреждения и социальную сферу, образование и общественную мысль. На Руси, в отличие от Западной Европы, города не стали средоточием самостоятельности, роста предбуржуазных отношений, противостоящих феодальным.

Вслед за ремесленным производством товарное производство и товарное обращение на Руси были замедлены в своем развитии. В отличие от Западной Европы, где шел интенсивный процесс накопления денег, подрывавший изнутри систему феодальной раздробленности, Русь значительную часть общественного дохода должна была отправлять в виде дани в Орду. Таким образом, ордынское иго задержало на два с лишним столетия эволюцию общественного строя в сторону буржуазных отношений. Оно обусловило консервацию феодальных отношений и отставание России от Западной Европы. По словам А. И. Герцена, «именно в это злосчастное время Россия и дала обогнать себя Европе.

Иго оказало сильнейшее влияние на последующие судьбы России и русской культуры. До монгольского ига развитие русской культуры шло в общем русле средневековой европейской культуры, Иго резко изменило условия для ее развития: произошло массовое уничтожение ценнейших произведений русской культуры, разорение центров письменности (погибли целые библиотеки!). Прервалось и обеднело летописание, которое, по выражению академика Д.С. Лихачева, «лишилось выдающейся политической идеи и общерусского горизонта».

Золотоордынское иго создало специфические условия, в которых протекало объединение русских земель. Оно оказало значительное влияние на характер российской государственности и высокую степень ее централизации, основанной на огромной личной власти князя и подчинении ему всей остальной знати как феодалов-подданных. В дальнейшем такая форма организации политической власти привела к освобождению от ордынского ига, но ее утверждение усилило зависимость всех слоев населения от власти. Самодержавие неизбежно приобрело некоторые черты восточного строя.

Изменился характер порабощенного населения: по замечанию В. Г. Белинского, «варварская тирания приучает земледельца к лености и заставляет все делать как-нибудь, ибо он не знает, будет ли завтра ему принадлежать его хижина, его поле, его жена, его дочь». Опасность, грозившая со стороны завоевателей, повлекла теремное затворничество, замкнутый образ жизни русских женщин из высшего общества.

В то же время монголы привносят в общественный порядок новые элементы, такие как денежный счет, организация почтовой (ямской) службы и некоторые др. Сам русский язык вобрал в себя немало слов монгольского происхождения.

Необходимость национального освобождения требовала интенсивного развития материальной сферы, связанной с военным искусством и ратным делом: сооружения крепостей, производства оружия, металлообработки и прочих видов ремесла. Применение огнестрельного оружия в борьбе с Ордой началось на Руси лишь на семь лет Позже Западной Европы, где оно было направлено не на внешнего врага, а использовалось в борьбе городов против феодалов.

5/5 - (1 голос)


: 6 комментариев
  1. Марина

    Помимо традиционной версии, существует ряд теорий о позитивном влиянии ига на культуру Руси, подтвержденных неопровержимыми фактами. Именно в это время активно строились храмы, разрастались города, процветала торговля, а Русь набирала силу. Наиболее радикальные из них говорят о том, что иго — одна из крупнейших мистификаций в русской истории.

  2. Игорь

    Позитивность ига — крайне сомнительный тезис. Взять в пример хотя-бы столицу Руси — Киев. Город был взят монголами, и после завоевания, естественно, подвергся ужасному разграблению. Разрушены были бесценные исторические памятники — одна лишь Десятинная церковь чего стоит. А Киев далеко не первый и не последний город, взятый и разграбленный монголами.

  3. svstar1989

    А вы думаете, что если бы не было ига — то Русь не развивалась бы? Ничего бы не строилось, никто не торговал бы… Какой-то странный катализатор к прогрессу и развитию у вас выходит…

  4. Андрей

    Историки «евразийцы». Карамзин. Они считали позитивным нашествие монголов.

  5. Витовт

    Существует стойкий миф, что русские княжества своим сопротивлением спасли Европу от порабощения. Это не совсем так. Монголы прошли сквозь Польшу, разгромили германских рыцарей под Лейпцигом, и только случайность помешала им продвинуться дальше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *